Рабочая программа Книжкино царство

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании ШМО УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 2 от 7 октября 2013г. Директор МБОУ СОШ с.Хондергей

Руководитель ШМО _______________________/А.С.Сат/

________________/ Л.Д. Монгуш/














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Книжкино царство»

(срок реализации программы - 4 года)

(возраст обучающихся - 7-11 лет)













Составитель: Монгуш Кристина Сергеевна

Хондергей - 2013г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Книжкино царство» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Книги окружают человека с раннего детства. Вначале это - маленькие книжки, потом веселые стихи, потешки, сказки, затем более серьезные произведения. Проблема сохранения интереса к книге, чтению, как процессу и ведущей деятельности человека сегодня особенно актуальна. Техника (аудио, видео, компьютерная) дающая готовые зрительные и слуховые образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Уже сегодня видим, что у детей низкий уровень развития речи, техники чтения, воображения, восприятия и нравственных устоев. Поддержание активного тяготения учащихся к книге, развитие интереса к ней, желание рассмотреть ее, прочитать - вот важная задача школьного библиотекаря. Актуальность изучаемой деятельности: Современная система образования призвана формировать умение ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся. Занятия по данной программе позволяют научить детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы. Также, занятия по данной программе позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием человечества и общечеловеческими ценностями. Цель программы: Формирование школьников как квалифицированных читателей, формирование интереса к книгам и чтению, формирование умения работы с любыми типами информации и видами литературы, расширение читательского кругозора, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника. Задачи :

- расширение знаний о литературных произведениях;

- развитие интереса к художественной книге;

- развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;

- ознакомление с творчеством современных авторов; - формирование информационной культуры личности учащихся - воспитание бережного отношения к книге; - формирование навыка чтения; - развитие эмоционально - чувственной сферы; - развитие устной речи, навыков общения; - формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.
На изучение курса «Книжкино царство» в начальной школе выделяется в 1 классе -33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2 - 4 классах по 34 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1 класс

Русские народные сказки 7 7
Знакомство с многообразием русских народных сказок; чтение сказок; чтение по ролям; пересказ сказок; восприятие сказки на слух; умение отвечать на вопросы по прочитанному; разгадывание загадок, ребусов.
Сказки разных народов 6 6
Знакомство со сказками разных народов мира; чтение сказок; восприятие сказки на слух; сравнение сказок по содержанию; рисование иллюстраций к сказкам.
Сказки русских писателей 11 11
Знакомство с творчеством российских писателей; чтение сказок; пересказ сказок; восприятие сказки на слух; разгадывание загадок, ребусов.
Сказки зарубежных писателей 9 9
Знакомство с биографией и творчеством зарубежных писателей; чтение сказок; пересказ сказок; восприятие сказки на слух; разгадывание загадок, ребусов.

ИТОГО 33 33 0


2 класс


Веселые человечки на страницах книг. (Книги российских авторов). 20 20
Знакомство с биографией и творчеством российских писателей; чтение произведений; пересказ; восприятие произведений на слух; просмотр мультфильмов; умение отвечать на вопросы по прочитанному.
Хоббит, Муми и другие. (Книги зарубежных авторов) 14 14
Знакомство с биографией и творчеством зарубежных писателей; чтение произведений; пересказ; восприятие произведений на слух; просмотр мультфильмов; умение отвечать на вопросы по прочитанному; рисование иллюстраций к произведениям.

ИТОГО 34 34 0

3 класс

Писатели-природоведы. 14 14
Знакомство с биографией и творчеством писателей-природоведов; чтение произведений; пересказ; умение отвечать на вопросы по прочитанному.
Литературное краеведение. 4 4
Знакомство с творчеством писателей и поэтов Южного Урала; чтение произведений; заучивание стихов наизусть; иллюстрирование произведений.
Страна детства (книги о детях). 14 14
Знакомство с биографией и творчеством писателей; Чтение произведений; пересказ; иллюстрирование произведений; разгадывание кроссвордов, ребусов.
Детская периодика. 2 2
Знакомство с периодическими детскими изданиями; умение видеть отличия между художественной литературой и периодическими изданиями; рассматривание иллюстраций; чтение.

ИТОГО 34 34 0

4 класс

История возникновения письменности и библиотек. 5 5
Знакомство с историей возникновения письменности и библиотек в мире, и на Руси, рассматривание иллюстраций, разгадывание кроссвордов
История развития книгопечатания 4 4
Знакомство с историей развития книгопечатания, просмотр фильма «Как делается книга»
Книга как предмет искусства 7 7
Рассматривание книг, иллюстраций, сравнение иллюстраций, создание экслибриса библиотеки
Бережное отношение к книге 4 4
Ремонт книг, создание своей книги
Справочный аппарат книги 4 4

Знакомство со справочной литературой, чтение статей, выделение структуры энциклопедий

Библиотека - информационный центр школы 5 5
Поиск книг на стеллажах по информации из каталогов
Основные формы работы с книгой 3 3
Оформление дневника читателя, библиографической записи
Справочные издания 2 2
Поиск информации в справочных изданиях

ИТОГО 34 34 0










  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Выполнение программы способствует расширению читательского пространства, реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Каждое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание, так и практические виды занятий -рисование, ролевые игры, инсценировки, презентации. Содержание программы «Книжкино царство» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего произведения устного народного творчества своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран, знающего современную детскую литературу и литературу родного края. Данная программа включает основной минимум библиотечно-информационных знаний. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарата, так и из других изданий. В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Программа «Книжкино царство» включает в себя игровые занятия с загадками, викторинами, встречами со сказочными героями, просмотры мультфильмов и художественных фильмов. Прослушивание и чтение русских народных сказок: «Теремок», «Хаврошечка», «Волшебное кольцо»; сказок разных народов: киргизские сказки, китайские сказки, чукотские сказки, беларусские сказки, английские сказки. Знакомство с авторскими произведениями К.И.Чуковского, В.И.Даля, С.Т.Аксакова, В.П.Катаева, В.М.Гаршина, А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, П. Бажова, П.П.Ершова, Е Шварца, В.Драгунского, Н.Носова, Л. Гераскиной, А.Толстого,Т.Александровой, А.Усачева и др. Прослушивание, чтение, пересказ произведений зарубежных писателей: Ш.Перро, Г.Х.Андерсена, братьев Гримм, А.Линдгрен, Р.Толкиена, Дж.Родари, А.Милна, О. Пройслера и др. Знакомство с творчеством писателей-природоведов: Е.Чарушина, Н.Сладкова, К.Паустовского, Г.Скребицкого, С.Сахарнова, М.Пришвина,В.Бианки,В.Чаплиной, Ю.Акимушкина и др. Знакомство с творчеством писателей Южного Урала: М.Придворова, Я.Грантса, Е.Ранневой, Е.Сыч, С.Школьниковой,Н.Пикулевой, А.Горской, Н.Шилова и др. Приобщение к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, укрепление интереса к познанию окружающего мира через чтение литературы.
  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как плохие или хорошие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям, к их поступкам.


Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: - определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; -проговаривать последовательность действий; - высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией; - работать по предложенному плану. Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут: - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению;

- участвовать в беседе о прочитанной книге;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;

- соблюдать правила общения.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- высказываться в устной форме;

- анализировать текст, выделять главное;

- проводить сравнение;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения о прочитанном;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;

- ориентироваться в книге;

- подробно или выборочно пересказывать тексты.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:


  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;

  • Расширить знания и представления о детской литературе;

  • Познакомиться с биографией и творчеством детских писателей, российских и зарубежных;

  • Совершенствовать умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли;

  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • Сформировать систему универсальных учебных действий;

  • Сформировать навыки работы с информацией.


  1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
  • Викторины;
  • Кроссворды;
  • Работа в парах, малых группах;
  • Коллективные игры и праздники.
  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ.


  1. Книги различных авторов, согласно теме занятия.

  2. Портреты писателей.

  3. Иллюстрации к произведениям.

  4. Мультимедиа, аудио и видеоматериалы.

  5. Материалы для оформления и творчества детей: наборы бумаги, карандаши, фломастеры.





© 2010-2022