Экологический проект Поможем птицам перезимовать

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ « Красноузельская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено: Директор МБОУ «Красноузельская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского района _____________Авдюшкина И.А.

Экологический проект

«Поможем птицам перезимовать»

2013-2016 гг.

Автор-составитель проекта учитель биологии

МБОУ « Красноузельская СОШ»

Ромодановского района РМ

Косякова Татьяна Дмитриевна





п. Красный Узел

2013

Пояснительная записка Проект носит комплексный характер: включает в себя практическую экологически ориентированную, творческую, эстетического содержания деятельность, физическую активность ребят, пропаганду бережного отношения к природе. Он нацелен на решение ряда педагогических и воспитательных задач. Данный проект рассчитан на реализацию в коллективе детей младшего и среднего школьного возраста. Участвуя в выполнении этого проекта «Поможем птицам перезимовать», можно развивать эмоционально-волевую сферу, взаимодействие участников проекта, понимание своего «Я», как частицы природы. Воспитывать у учащихся заботу о природе - понимание проблемы не быть равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу. Реализация проекта предусматривает проведение воспитательно-образовательной работы с детьми в течение 2,5 лет по четырём направлениям. Первое направление. Расширение знаний детей о птицах. С этой целью дети изучают особенности их жизни в весеннее и зимнее время года. Занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц. Второе направление. Это направление включает целую систему работы, которая предусматривает формирование у детей представлений о том, как важно помогать птицам. Работа по подготовке скворечников и кормушек для птиц. Дети находят в научно-познавательной литературе сведения о том, какие скворечники и кормушки могут быть особенно удобными для пернатых, строительство домиков и «столовых» для птиц. Идет работа по заготовке корма для птиц, составляется меню для «столовой», пишется график дежурств. Третье направление. Эта работа вызывает у детей особые эмоциональные переживания. Сделанные скворечники и кормушки нужно повесить и начать подкармливать птиц. Дети не просто участвовали в развешивании кормушек и скворечников на деревьях. Время, проведенное на природе, становится для них маленьким праздником. Четвёртое направление. Это особенно важное в проекте - вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников и взрослых. С этой целью участники проекта организовывают в школе операцию «Покормите птиц зимой!».

Проблема: В современных условиях, проблема экологического воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Вместе с тем можно оказать реальную помощь зимующим птицам нашей местности. Состав зимней фауны птиц в нашей местности невелик. В ней отсутствуют почти все виды, питающиеся насекомыми и связанные с водоемами. Зимние птицы питаются главным образом растительной пищей, семенами, ягодами, почками деревьев и т. п.

Вид проекта: Долгосрочный - 3 года.

Цель проекта: Изучение объектов живой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Углубить представления детей о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.

Задачи проекта:

1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах, развивать познавательную активность. 2. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
3. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
4. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся птицам.

Предполагаемый результат: Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе; вести наблюдения за объектами природы. Различать зимующих птиц. Знать о пользе птиц в природе.

Основные методы и формы реализации проекта:

- определение темы, постановка цели и задачи; - определение методов и приёмов работы; - диагностирование экологического воспитания; - подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала; - составление перспективного плана.

Продукт проектной деятельности: Рисунки, поделки детей, фотографии занятий, исследовательские работы, экологические проекты по изучению биологии зимующих птиц.

Участники проекта: Обучающиеся начальной школы с 1 по 4-е классы. Обучающиеся 5 - 9 классов, их классные руководители Учителя: начальных классов географии, биологии.

Сроки проекта: 2013 - 2016 гг Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

-школьный атлас-определитель птиц, - открытки, таблицы с изображением зимующих птиц, - Красная книга Мордовии. Животные. - фотоаппарат, - бинокль

Этапы реализации проекта «Поможем птицам перезимовать»

Этапы

Вид работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответствен.

Подготовительный

  1. Разработка мероприятий по осуществлению проекта.

  2. Составление графика выполнения работы.

Март 2013

Косякова Т.Д.

Начальный

  1. Лепка «Какие птицы живут в зимнем лесу?»

Обогащать знания о птицах, лепить птиц используя различные приемы; учить передавать движение Апрель 2013 .

Хайдукова Т.В., Бочкарева Н.В.

  1. Аппликация «Снегирь на ветке рябины»

Уточнить представления детей о птицах,, учить детей создавать силуэт птицы, воспитывать художественный вкус Сентябрь 2013

  1. Беседа «Зимующие птицы нашего края»

Познакомить с зимующими птицами родного края, их биологией


Октябрь 2013 Косякова Т.Д.

  1. Презентация «Требование к кормушке»

Показать ребятам разные виды кормушек, рассказать, из чего их можно изготовить Октябрь 2013 Юрлова Т.М.


  1. Беседа «Что едят птицы»

Изучить какой корм предпочитают разные птицы зимой. Октябрь 2013 Косякова Т.Д., Хайдукова Т.В., Бочкарева Н.В.

Основной ( практический)

  1. Изготовление кормушек

Изготовить кормушки из разного материала согласно требованиям. Формировать трудолюбие у ребят. Привлекать родителей.

Ноябрь 2013- 2015 гг.

Косякова Т.Д., Хайдукова Т.В., Бочкарева Н.В.

  1. Конкурс кормушек

Оценить изготовленные кормушки, определить победителя и призеров.

Ноябрь 2013- 2015 гг.

  1. Развешивание кормушек

Развесить кормушки на территории школы, в садах и огородах учащихся, не повреждая деревьев, на определенной высоте.

12 ноября 2013- 2015 гг

Основной ( практический)

  1. Заготовка корма

Сбор семян сорных растений, заготовка семян подсолнуха и тыквы

Ноябрь 2013- 2015 гг.

Юрлова Т.М.

  1. Организация подкормки птиц

Учащиеся кормят птиц на территории школы по графику, самостоятельно у своих домов

Ноябрь-март 2013- 2015 гг

Косякова Т.Д., Хайдукова Т.В., Бочкарева Н.В.

  1. Наблюдения за птицами, ведение дневников.

Учащиеся ведут наблюдение за численностью видовым составом птиц на кормушке и вне ее.

Ноябрь-март 2013- 2015 гг

  1. Выполнение исследовательских работ, проектов

Учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, , сравнивать, анализировать, делать выводы .

Февраль-март 2013-2015 гг

Агитационный

  1. Проведение лекции среди учащихся на тему « Биология зимующих птиц».

  2. Конкурс « Загадки и пословицы о птицах».

  3. Беседа « Птицы из Красной книги»

  4. Конкурс рисунков « Зимующие птицы нашего края»

  5. Конкурс плакатов « Поможем зимующим птицам».

Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой; знать биологию, образ жизни, этологию: воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. Формировать эстетический вкус, изучит редких птиц Мордовии, приобщение к народному устному творчеству.

В течение всего периода реализации данного проекта Косякова Т.Д., Хайдукова Т.В., Бочкарева Н.В.

Заключительный

  1. Создание фотоальбома « Зимующие птицы нашего края»..

  2. Участие в республиканских конкурсах исследовательских работ.

  3. Участие в республиканской орнитологической конференции «Наши зимующие птицы»

  4. Презентация проекта.

Учить готовить отчет о проделанной работе, формировать умение защищать свою работу перед аудиторией, сопровождая ее слайдовой презентацией. Участвовать в конкурсах муниципального и республиканского уровня. 2014-2016 гг. Косякова Т.Д., Хайдукова Т.В., Бочкарева Н.В.

Приложение № 1

Корма для зимней подкормки птиц

Вид корма

Виды птиц

Семена подсолнечника
(не жареные!)

Синицы, поползень, снегирь, воробьи

Арбузные семена

Синицы, поползень

Просо

Воробьи, чиж, чечетка, овсянка

Овес

Воробьи, овсянка, снегирь, синицы

Тыквенные семена
(не жареные!)

Синицы, поползень

Семена дыни

Универсальный корм

Кедровые орехи

Поползень, дятел

Лебеда

Многие зерноядные птицы

Крапива

Снегирь, чиж, чечетка

Репейник

Щегол

Сало сырое (несоленое!)

Синицы, дятлы, поползень

Ягоды рябины, боярышника

Снегирь, свиристель, дрозд-рябинник

Семена клена, ясеня

Снегири, свиристели

Шишки, желуди, орехи

Дятлы, клесты, сойки

Семена конского щавеля

Снегири


Приложение № 2

Где разместить кормушку? Посмотрите внимательно вокруг. Нередко бывает так, что рядом с нами во дворе дома, на улице, в ближайшем сквере есть места, уже по какой-то причине облюбованные птицами. Чаще всего это, конечно, воробьи и голуби, но не всегда.
Или вот, такой пример: кругом уже не малые сугробы, а то и ледяная корочка на снегу. Под ними погребены сорные травы с их многочисленными семенами - бесценный корм и спасение в зимнюю стужу для чечёток, снегирей, урагусов (длиннохвостых снегирей), белых лазоревок, (князьков), ополовников, овсянок и воробьёв. Стоит только разгрести в таком сорном и желательно малолюдном месте снег (даже ногой), как многочисленная пернатая братия не преминет воспользоваться таким подарком. Недаром птицы так любят собираться на выдувах, на этих маленьких пятачках, где снег из-за ветра не покрывает землю. Здесь они усердно «что-то клюют» незаметное нашему глазу - семена сорных трав.Другой пример: зачем делать специально кормушку для воробьёв, когда под лоджиями первых этажей многоэтажных зданий, а часто и в иных подобных укромных местах никогда не бывает снега, всегда сухо и почти безветренно даже в сильную вьюгу. Вот здесь-то и спасаются воробьи. Остаётся только приносить сюда засохшие остатки хлеба (лучше размочить, отжать и измельчить), хлебные крошки, остатки разных круп и т. д. Ничего здесь не пропадёт, не будет заметено снегом и не останется без внимания птиц. Делая такие подкормочные площадки для воробьёв, выотвлекаетеих от специализированных синичьих кормушек. Эти кормушки могут быть размещены практически где угодно, синицы их всё равно найдут.



Приложение № 3
Чем кормить? Сельские жители, да и городские прекрасно знают, как синицы любят сало и мясо. Их пристрастие понятно. Всё же это насекомоядные птицы, хотя и ловко управляются с семечками. Вот и ответы: сало несолёное, семечки не жареные, кусочки сырого мяса.
На зерновых токах (или рядом с ними) при подработке пшеницы и других зерновых культур ещё с осени остаются россыпи семян всевозможных сорных трав. Здесь, при условии отсутствия снега при периодических сильных ветрах, образуется зимняя птичья столовая. Щеглы, коноплянки, снегири, урагусы, овсянки, чечётки, серые куропатки, полевые воробьи, иногда зеленушки и чижи, гости из далёких северных тундр - пуночки и лапладские подорожники вот неполный перечень прекрасных обитателей наших мест, которые делят с нами суровые невзгоды родины. Это, так называемые зернояды, но птенчиков летом они вскармливают насекомыми, а «зерно» клюют только с сорняков. Вот вам ещё один источник подкормки - семена сорных трав.
Говорить о ягодах, имея при этом в виду не только собственно ягодные кустарники (рябина, калина, бузина и др.), но и мелкие яблочки диких яблонь, наверное не приходится - это у всех на виду. Главные их потребители у нас в зимнее время - свиристели, снегири, дрозды-рябинники и несравненно более редкий наш гость с севера красавец щур.

Если с осени вы заготовили веники из сорных трав, их следует втыкать в снег около кормушки.

Приложение № 4
Памятка по технике безопасности во время экскурсии.

В рамках проекта «Поможем птицам перезимовать» предусмотрено проведение различных практических мероприятий и экскурсий с детьми в полевых условиях. Руководители несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Несоблюдение правил техники безопасности ведет к риску возникновения несчастных случаев.
Общие требования техники безопасности
1. К участию в полевых экскурсиях и практических работах на природных территориях допускаются только дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
2. Одежда и обувь должны соответствовать сезону и погодным условиям. 3. При нахождении в полевых условиях дети все время должны быть в поле зрения руководителя.
4. Вести себя на природе тихо, чтобы не спугнуть птиц. 5. Руководитель должен иметь с собой аптечку. Необходимо брать достаточный запас чистой питьевой воды. Если экскурсия длится более 2-х часов, с собой должны быть продукты для организации питания детей.
6. Углубляться в лесной массив разрешается только в сопровождении взрослых, знающих местность.
7. Не допускается проведение экскурсий при температуре воздуха ниже - 10 0С.
8. Экскурсия не должна длиться более 2-х часов.




© 2010-2022