Выступление на пед совете

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Выступление на пед советеВыступление на пед советеВыступление на пед. совете. Доровская В.В.
Тема: Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира в рамках образовательной системы «Школа России»
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться". Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения. Актуальность формирования УУД младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России» обусловлена: - новыми социальными запросами, отражающими трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале; - требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании. Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, мной выбрана тема педагогической концепции: «Формирование универсальных учебных действий в рамках образовательной системы «Школа России». Объект исследования: формирование универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе в начальном звене школы. Предмет исследования: практическое применение универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Цель исследования: выявить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Гипотеза исследования: универсальные учебные действия будут успешно осуществлены на уроках «Окружающего мира» во 2 классе в том случае, если: 1) носят надпредметный, метапредметный характер;
2) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
3) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
4) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
5) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Задачи концепции: определить сущность универсальных учебных действий; изучить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе; рассмотреть виды универсальных учебных действий; доказать, что универсальные учебные действия на уроках «Окружающего мира» во 2 классе имеют эффективное практическое значение. Т. Котарбиньский сказал: «Хороший учитель может научить других тому, чего сам не умеет». И ведь на самом деле, постоянно развивая и используя свои личные и профессиональные качества, учитель должен давать прочные знания, воспитывать у ребёнка активную жизненную позицию, умение жить в коллективе. Всё это важно для будущего и, возможно, только учитель может дать такие знания и умения и только с их помощью ребёнок в дальнейшем построит свою жизнь. Современный учитель многогранен. Он должен быть креативным, открытым к новым технологиям, использовать исследовательскую деятельность как основную технологию в своей работе. В выборе своём я не сомневалась никогда и сейчас, считаю, что выбранная мною профессия - одна из самых важных в таком многообразном мире человеческих дел. Но она не всем по плечу, ведь каждый день приходиться решать новые задачи в ежеминутно изменяющейся ситуации. Каждый ученик - это личность, неповторимая индивидуальность и в то же время хрупкий росточек в таком непростом нашем взрослом мире. И моя задача - взрастить его, не повредив ни единого листочка, наполнить жизненными силами, вдохнуть энергию творчества и созидания. Страна наша ставит амбициозные цели, я хочу, чтобы мои ученики были самыми активными в их осуществлении. Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Дар любить, возможно, даётся свыше, но своим девизом я считаю слова великого педагога современности В. А. Сухомлинского: « Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Считаю, что только любовь способна к созиданию вообще. А созидание будущего гражданина тем более. Но, немаловажно и отношение к тому материалу, который в нашем педагогическом деле подобен кирпичикам в строительном - фактическому материалу по предметам. Путеводной звездой стал для меня совет В. О. Ключевского: « Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Хотя нам, учителям начальных классов, непросто следовать этому простому совету из-за широкого спектра предметов, но в каждом из них я постаралась найти и полюбить то ядрышко, вокруг которого и концентрируется весь остальной материал. Да, это нелегко, но для любящего сердца, как известно, нет преград! Таким образом, именно любовь в самом широком понимании этого слова стала для меня и ключом к профессии, и её содержанием. Она залог моих достижений и успехов моих учеников. Ведь успех есть там, где живёт любовь. А успешный ребёнок - это счастливый ребёнок! Успех же в любых начинаниях ученика может (и обязан) создать именно учитель. И успех ребёнка будет тем больше, чем больших высот достигнет сам учитель. Настоящего учителя, кроме любви к детям и педагогической деятельности, отличают высокий уровень общей культуры, безупречная нравственность, широкая эрудиция, как общая, так и профессиональная, виртуозное владение всеми современными методами, формами и средствами обучения, глубокое знание психологии, а также артистизм, общительность, толерантность, личное обаяние. Мне очень близки слова известного писателя и талантливого педагога Вигдоровой: «Настоящий учитель должен быть человеком эпохи Возрождения: играть в шахматы, танцевать, петь, владеть всеми музыкальными инструментами…» Ведь не стоит забывать, что сегодня наш главный «Соперник» - интернет, который предлагает юным самый широкий выбор занятий и развлечений. Моя жизнь - это школа. Хотя я и не замыкаюсь в ней, но мне очень приятно каждый день заново, вместе с моими пытливыми учениками делать маленькие и большие открытия, сочинять миниатюры, видеть необычное в привычном на первый взгляд окружающем мире. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти со временем в ногу со временем, внедрять то новое, что приводит к успеху. Я использую следующие педагогические технологии: 1. информационно - коммуникационные, 2. элементы технологии развивающего обучения, 3. игровые технологии, 4. технологию проблемного обучения, 5. технологии уровневой дифференциации и индивидуального обучения, 6. метод проектов,7. элементы здоровьесберегающих технологий. Но любая, даже самая эффективная, технология мертва, если в неё не вдохнуть живую душу учителя и его личный творческий потенциал. Современные технические средства с помощью презентаций позволяют каждый урок сделать маленьким чудом, праздником или просто запоминающим событием, но не ради инноваций - ради его величества ученика! Современный ребёнок не мыслит себя без компьютера, понимая это, я активно использую всё, чему научилась сама без компьютерных курсов , опыт моих коллег, опыт, который можно найти на школьных сайтах интернета. На примерах уроков ознакомления с окружающим миром, математики, русского языка, технологии и ИГЗ по информатике можно показать важность владения учителем ИКТ. Используя программу Power Point, со знанием дела, можно очень быстро и ярко составить любую презентацию. Увидев такие продукты мультимедиа на уроке, дети сосредотачиваются, качественно воспринимают материал и если подкрепить такие знания проектно-исследовательской деятельностью, да знаниями из энциклопедий или словарей, то помниться они будут долго. Так, уроки ознакомления с окружающим миром по темам: «Где мы живём?», «Природа». Благодаря презентации можно было рассмотреть большой объём информации, познакомить учащихся с дикими и домашними животными, родной страной, городом и селом… дети рассматривали их с широко и удивлённо раскрытыми глазами. В дополнение к уроку вместе с ученицами моего класса Ивашененко Олей и Журавлевой Ксюшей и их мамами было создано несколько презентации. Девочки составили рассказ об обитателях данного заповедника, принесла фотографии. Хочу также сказать, что с учащимися 2 класса, совместно со мной, были выполнены проекты «Живая природа - животные», «Какие бывают животные», «Сохраним нашу Землю». Урок получился очень интересным и познавательным! Кстати говоря, родители тоже принимают участие в наших классных проектах (приносили фотографии, помогали со сбором информации по разделам проектов). Наша начальная школа занимается по УМК «Школа России». Учебно-методический комплекс полностью удовлетворяет меня и моих коллег. Учебники, тетради на печатной основе, всё построено на принципах восприятия и обучения младших школьников: доступно, красочно, удобно, материал в достаточном количестве для урока, наличие дополнительных материалов, связь с жизнью, (особенно тексты задач), выдержана степень сложности для комплекта каждого класса. Всё это позволяет в полной мере использовать УМК на уроках и при выполнении домашних заданий. В учебнике математики особенно интересны странички для повторения и закрепления. Красочно и с юмором оформленные странички, притягивают внимание ребят задолго до того как мы дойдём до повторения. Цветное изображение геометрического материала, заставляет ребят тут же попробовать сделать то же самое, что и на страничке учебника. А всё это развивает у ребёнка любознательность, память, внимание, т.е. желание учиться. Практическое применение опыта формирования УУД на уроках «Окружающего мира» (2 класс ФГОС). Мне, особенно, хочется практически показать, как происходит процесс формирования УУД младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе . Прежде всего: В систему учебников «Школа России» входят следующие завершенные предметные линии: Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир»: 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях. Рассмотрим раздел программы «Природа» курса «Окружающий мир» (2 класс УМК «Школа России») следующие темы: Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода? В гости к осени. Звёздное небо. Заглянем в кладовые Земли. Про воздух. Про воду. Какие бывают растения? Какие бывают животные? Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом! В данных темах прослеживается связь с личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными УУД. В результате чего у учащихся 2 класса формируются: 1) основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации. 2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 4) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 5) эстетические потребности, ценности и чувства. 6) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. 7) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Приведу пример заданий и упражнений, направленных на формирование у учащихся коммуникативных, познавательных УУД Выступление на пед совете (см. приложения 2-5) Новизна педагогической концепции. Интерактивное обучение на уроках окружающего мира - инструмент освоения нового опыта. Углублённая работа с опытом - характерная черта интерактивного обучения. Источником новизны при интерактивном обучении является преобразование имеющегося опыта. Достоинства интеллектуального развития младших школьников на основе интерактивных форм обучения на уроках и во внеурочное время. Обращение к личному опыту учащихся. Активность участников педагогического процесса. Разумное сочетание теории и практики. Взаимообогащение опыта участников. Возможность использования нового опыта. Лёгкость восприятия, усвоения. Творчество участников. Возможность личного роста. Многообразие точек зрения. Взаимопонимание участников. Шлифовка мастерства учителя. Таким образом, можно выделить следующие УУД младших школьников на уроках «Окружающего мира»: 1.Личностные УУД : 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 2. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 3.Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 4. Коммуникативные УУД: 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других.



5. Заключение. Завершая свою педагогическую концепцию, планирую и дальше совершенствовать формирование УУД младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России» путём: методики использования проектно-исследовательской деятельности; на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира продолжать обучение учащихся с использованием программ для начального обучения работе с компьютером; использование средств ИКТ.
6. Литература. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011 г. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности// журнал «Начальная школа плюс До и После».-2011-№4 Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях ФГОС// журнал «Начальная школа плюс До и После».-2011-№10 Клюева Н.В.,. Касаткина Ю.В «Учим детей общению», М.1998 Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2011 г. Козюренко М.А., Базанова Г.С. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения// журнал «Начальная школа плюс До и После».-2011-№11 Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании// журнал «Начальная школа плюс До и После».-2011-№7 Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. - М.: АПК и ПРО, 2006. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе// журнал «Начальная школа».-2011-№4 Плешаков А.А. «Окружающий мир» учебник (1класс) «Просвещение», 2011 г. Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь» (1 класс) «Просвещение» 2011 г. Плешаков А.А. «От Земли до неба» (атлас -определитель 1- 4 классы) «Просвещение», 2011 г. Плешаков А.А. «Зелёные страницы» (книга для учащихся начальных классов) «Просвещение, 2011 г. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

Приложение 1. Список технологий формирования УУД учащихся 2 класса на уроках «Окружающего мира» Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока, учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей - "чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока". Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией -пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации. 10. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности 11. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации -и обучает детей применению обобщенных способов действий. 12. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности 13. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. 14. Учитель находит способ увлечь детей знаниями. 15. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия. 16. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей. 17. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка -это нормально -главное -уметь учиться на ошибках. 18. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха. 19. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. 20. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что -то делать 21. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости 22. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. 23. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд. 24. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности. 25. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде 26. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. 27. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. 28. Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина 29. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ 30. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций 31. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных 32. Учитель учит детей планировать свой досуг 33. Учитель организует конструктивную совместную деятельность Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учениеом своей «Карты знаний и достижений» Это специально отведённое место в классе(стенд), специальная детская тетрадь, где в схематической форме отражаются достижения учащихся в той или иной сфере деятельности.Выступление на пед совете «Карта достижений» может помочь учащимся: Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач. Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях «Карта знаний и достижений» может стать средством: Планирования Удержания предметной логики в течение учебного года Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете.












































10


© 2010-2022