Статья «Роль семьи в выборе профессии»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль семьи в выборе профессии
Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:

  1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.
  2. Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.
  3. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.

Типичные ошибки:

  1. Предложение не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его оценивают.

  2. Родители не учитывают, что выбор профессии - процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается - ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности.

  3. Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом - передадим тебе семейный бизнес» и т.п.).

  4. Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. В этой ситуации консультант объясняет, что целесообразно сначала выбрать профессию, а потом - учебное заведение.

  5. Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»).

Следует сказать ,что самые адекватные советы родителей оказываются не воспринятыми, если между детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего, нарушение семейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок становится подростком. Рассматриваем конфликтные ситуации, которые вызваны неправильным поведением родителей.

  1. Часто родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый - ребенок», продолжают привычную линию поведения. В тех случаях, когда это поведение авторитарное, то есть родители считают себя всегда правыми, мнением детей не интересуются, настаивают на безусловном выполнении своих требований, - у ребенка могут возникнуть проблемы. Родители жалуются на возникшее плохое поведение, грубость, лживость, непослушание. Для устранения причины защитно-протестной реакции, необходимо выстраивать отношения с подростком, основанных на взаимоуважении и взаимодоверии.

  2. Иногда родители проецируют на ребенка свои собственные качества, чувства, проблемы. Это порождает неадекватные требования и ожидания. Из-за этого у детей может возникнуть психологическая защита по типу отрицания - они просто перестают слышать то, что им говорят. Именно такие дети ставят прочерк в анкете, отвечая на вопрос «Что советуют родители?».

  3. Некоторые родители предъявляют ребенку завышенные требования, не соответствующие его возможностям; постоянно ставят ему в пример более успешных сверстников, старших, а иногда и младших братьев и сестер. Такое поведение приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки вплоть до комплекса неполноценности. Следствием является снижение успешности всех видов деятельности и уровня притязаний. При этом родители обвиняют ребенка в лени.

Уважаемые родители!

Помните:

степень Вашего влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребёнка колоссальна!

Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий .


Наиболее частые ошибки

профессионального

выбора:

- Ограничение исключительно престижностью профессии. -Ориентация исключительно на высокую заработную плату. -Ориентация исключительно на комфортные условия труда. -Снижение до минимума трудностей обучения. -Следование только указаниям родителей. -Учеба за компанию, вместе с друзьями.


Ваша помощь ребенку в профессиональном самоопределении может заключаться в следующем: совет, приобретение необходимых справочников, сбор информации об учебных заведениях
Совет родителям. Хочется предостеречь от советов в форме категоричных рекомендаций и указаний собственному ребёнку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребёнка.


Памятка



Статья «Роль семьи в выборе профессии»


Родителям

Старшеклассника!

«Если они не знают,

в какую гавань держать путь,

то ни один ветер

не будет для них

попутным»



© 2010-2022