Урок развития речи. Работа с картиной Левитана Тихая обитель 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи

Работа с картиной. И.Левитана "Тихая обитель.",

4-й класс

Учитель начальных классов: Афанасьева Н.Б.

Цель:

  • Обучать учащихся навыкам анализа живописного произведения на примере картины Исаака Левитана "Тихая обитель"

Задачи:

  1. Учить составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ.

  2. Развивать умения рассуждать, подтверждать своё мнение деталями живописного произведения на материале репродукции картины Исаака Левитана "Тихая обитель"

  3. Прививать любовь к Родине, природе.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

II. Работа над материалом

  1. Обучающиеся рассматривают картину Левитана "Тихая обитель"

Учитель читает стихотворение "Благовест"

Алексей Толстой (1840-е годы)

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною, -
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…

2. Слово о художнике. (портрет на доске)

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Юношеские годы Левитана прошли в тяжёлой нужде и лишениях. Рано оставшись без матери и отца, он испытал всю горечь бедности, унижений и даже гонений.

Необыкновенное дарование художника было замечено уже во время обучения его в Училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1873 году. Он был любимым учеником Саврасова и, по М.В. Нестерова, "слыл в школе за талант". В 1880г. в жизни Левитана произошло знаменательное событие. Одна из первых его картин, "Осенний день. Сокольники" (1879), представленная на ученической выставке училища, была приобретена П. М. Третьяковым в его уже знаменитую к тому времени галерею.

Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал её, умел настроиться на её состояния. Свое восхищение перед солнечным светом и любование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалось запечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейших произведениях. Но поистине раскрыться дарованию Левитана помогли поездки художника на Волгу. Могучая русская река подарила Исааку Левитану новые мотивы и образы.

Последние два года жизни Левитан вёл пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Между учителем и учениками были великолепные отношения. Ученики Левитана потом стали пейзажистами, иные хорошими, а П.И. Петровичев - знаменитым. Интересно, что все они оставили об учителе воспоминания - редкий случай в художественной среде.

Заметьте - не Дом Левитана, нет. Художник хотел подарить Москве Дом Пейзажа.

3. Работа над картиной .

- Где находится картина И. Левитана "Тихая обитель"?

(В Государственной Третьяковской Галерее)

Рассматривание репродукции

- Как ты думаешь, почему художник назвал картину "Тихая обитель"? Видно ли по этой работе, что природа Плёса произвела на художника сильное впечатление?

Почувствовать тишину и покой, разлитые в пейзаже. Безветренная погода, спокойная гладь воды, в которой отражаются храмы монастыря и розовые предзакатные облака, - видно, что художник любуется этим местом волжской природы.

- Что делает этот пейзаж необыкновенно красивым, праздничным?

(чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба; как отражаются в воде церкви и облака - это придаёт пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые, голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес бело-золотые храмы…)

А что - близким и обжитым? Что в нём напоминает о присутствии людей? Какие детали картины подтверждают, что в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди?

(на деревянные мостки, переброшенные с одного берега на другой. Предложить детям мысленно пройти по этим мосткам, держась за деревянные, отполированные руками людей перила, ощущая лёгкое покачивание мостика и скрип досок под ногами, мостки старые, с заплатками : недалеко от ближнего к нам берега на месте выпавших досок перекинуты две горизонтальные дощечки. Можно мысленно попутешествовать по пейзажу: обнаружить тропинку, ведущую к мосткам, ступеньки и тропку на другой стороне реки, которые ведут к монастырю.

  1. Чтение учителем стихотворения Н. Рыленков

Всё в тающей дымке: холмы, перелески.
Здесь краски не ярки, и звуки не резки.
Здесь медленны реки, туманны озёра
И всё ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно,
Чтоб вдруг отразили прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы.

4. Галерея картин Левитана. (Презентация)

Показать обучающимся картины: "Вечер. Золотой плёс", "У омута", "Берёзовая роща", "Март", "Первая зелень", "После дождя. Плёс", "Золотая осень"

Дети по желанию высказывают свои впечатления об увиденных картинах.

III. Итог урока

1. Обобщить полученные знания.

2. Домашнее задание

- Составить и написать повествование или описание по картине Левитана «Тихая обитель».



© 2010-2022