Конспект урока по окружающему миру на темуПриродные зоны России. Пустыни

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Сармановская гимназия» Сармановского муниципального района

Республики Татарстан

Урок по окружающему миру в 4 б классе с применением сингапурской методики обучения по УМК «Перспективная начальная школа»

Тема : Природные зоны России. Пустыни.


Провела: учитель начальных классов

Сорокина Резида Фаридовна

2013-2014 учебный год



Цели урока: познакомить с природой пустыни, географическим положением, особенностями растений и животных данной зоны.

Задачи:

1.Актуализировать особенности неживой и живой природы в пустыне.

2. научить находить зону пустынь на карте «Природные зоны России».

3. составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь

4.Помочь понять, какое влияние человеческая деятельность оказывает на пустыню.

5. Проверить и оценить результат деятельности обучающихся. Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности; -ориентация в нравственном содержании поступков окружающих людей. : -уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

2.Регулятивные УУД:

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- использовать знаково-символические средства.

3.Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, принимая равное участие;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая (коллективная).

Оборудование: карта природных зон России, карточки.

Ход урока.

1.Организационный .момент. - Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

-Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы. 2. Актуализация опорных знаний. Corners (Конэрс)

-Если бы у вас была возможность оказаться в любой природной зоне, то какую бы вы выбрали? Подумайте 3 секунды. Кто выбрал ледяную зону - пройдите в этот угол, тундру - в другой угол и т.д. - Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды. - Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол? (по 15 секунд). Timed Pair Share Поделись мнением своего партнера. ( Из каждого угла по 1 человеку.) -Занимаем свои места . -Чье мнение было для вас неожиданным?

-Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. А что это за зона мы узнаем когда разгадаем кроссворд. (слайд 2)

-Перед тем как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

-Конечно же, это стихи о степи.

-Проверим ваши знания о зоне степей - выполнив тест. Тест «Зона степей» (проверка по ходу выполнения на экране: вопрос и правильный ответ) (слайд) 1. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом: а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым. 2. Характерный признак зоны степей- это… а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие лесов, лишайников, кустарников. 3. Для растений степи характерны:… а) стелющиеся корни, крупные листья; б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки; в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. 4. Основным занятием населения степей является: а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. 5. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 3.Работа над новой темой -Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны, на берегах Каспийского моря. Работа по карте в учебнике и тетради. Покажите на карте пустыни. -Что расскажет нам карта? РАУНД-РОБИН (обсуждение по кругу) начинает № …. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе . Это небольшая по площади природная зона, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, бредут по пескам верблюды (слайд 10-11) - Пустыня- это желтое и голубое. Желтое- пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше, за горизонтом. Голубое-это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. В пустыне все непривычно и непонятно. Гряды золотистых песков - барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев, саксаульники, и такыры - глинистые лысины, гладкие и крепкие как асфальт. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Ветры не освежают, они горячие как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую траву. (слайд -17)
Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. Чтение текста с. 104 в учебнике. -Итак, какие особенности климата в пустыне? Работа в паре (Слайд 19) -Как же к таким условиям приспособились растения? Сейчас вы это выясните - поработав в парах и ответив на вопрос в учебнике с.104 Рассмотрите рисунки в учебнике. Выскажите предположения? - Прочитайте статью в учебнике (С.105) и определите, как растения приспособились к природным условиям пустыни. Растительность в пустыне очень бедная. Они растут пучками, редкими кустиками. Так как лето в пустыне жаркое и не выпадает осадков, здесь растут те растения, которые могут переносить длительную засуху. У всех растений пустыни очень длинные корни - до 20 метров. Мягкие листья или колючки, чтобы меньше испарялось влаги. К таким растениям относятся: верблюжья колючка, дерево саксаул, песчаная осока, кактусы.(слайды 19-23) А вот у лилии, красного мака особенности другие. Они успевают вырасти, отцвести, принести семена за короткое время периода весенних дождей. Физминутка Stir the Class (СТЁ ЗЕ КЛАСС) Работа в рабочих тетрадях.(с. 35) (Заполняют таблицу на местах, потом ходят по классу находят партнера и по очереди читают друг другу , дополняя свою таблицу. Цель- образовать как можно больше пар. Занимаем свои места. РАУНД-РОБИН Дополняем другим цветом. №2 называет все растения №3,4,1) -У кого больше .. названий растений Рассмотрите иллюстрации животных в учебнике. -Какие животные обитают в пустыне? -Какие особенности они имеют? Животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. (слайд 24-тушканчик) . Чтение в учебнике с.173 о тушканчике. Сообщение о феньке, ящерице. Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого - нибудь предмета ( камня, кустика), приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки саксаула или кустарников, где их обдувает ветер. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения. (слайд 27-29)

Сколько важности в походке!

По пустыне - сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом - мешком?

(Верблюд) сообщение о верблюде (доп материал в учебнике с. 174.) Сообщение о джейране и кулане. Джейраны и куланы в поисках воды пробегают большие расстояния. Птицы саджи и рябки имея длинные заостренной формы крылья, быстро покрывают расстояние до 100 км при ежедневных перелетах на водоемы, где сразу выпивают около 250 мл воды. (Слайд 30-31) Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают семена и корни растений, а более крупные животные -этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пустыне. -Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения. 4.Закрепление изученного материала.

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер?(работа в группах)

Учащиеся (Слайд-31) Mix Pair Share - звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету. - Встаньте, задвиньте стульчики. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учеником и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление. 1 - й вопрос. Почему в пустыне так жарко? (Начинает тот, у кого волосы длиннее.) (Ученики делятся своими партнерами по 20 секунд. Timed Pair Share.)

  • Поблагодарите своего партнера.
  • А теперь на этот вопрос ответит…
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.) 2 - й вопрос. Как приспособились растения к жизни в пустыне?. (Начинает тот, у кого волосы светлые.) - Подумайте 3 секунды. (Ученики делятся своими партнерами по 20 секунд. Timed Pair Share.) -Что сказал (думает) твой партнер? Поблагодарите своего партнера. - А теперь на этот вопрос ответит… (Музыка останавливается, ученики находят другую пару.) 3 - й вопрос. Как приспособились животные к жизни в пустыне? (Начинает тот, кто ниже ростом.) - Подумаете 3 секунды. (Ученики делятся своими партнерами по 20 секунд. Timed Pair Share.) Поблагодарите своего партнера. - А теперь на этот вопрос ответит… Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места. Вопросы к филворду

1.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик)

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица)

3. Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул)

4. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (черепаха)

5. Вьется веревка, на конце- головка. ( змея)

6. Я-песчаный холм, и зовут меня …(бархан)

5. Рефлексия. - Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке. - Спасибо за урок. Я на следующем уроке отвечу на все ваши вопросы, проверю ваши работы.




© 2010-2022