- Преподавателю
- Начальные классы
- МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Царик М.П. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
6
Мы и наше здоровье Урок 25. Организм человека Цели деятельности учителя: Обучающие: способствовать формированию у учащихся понятий: «организм», «орган», «система органов», «внутренние органы»; создать условия для ознакомления (на уровне представлений) с разнообразием клеток в организме человека. Развивающие: способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, навыков личной гигиены, умения работать в коллективе. Воспитательные: содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Оборудование: муляжи внутренних органов; модель скелета человека; таблицы: «Дыхание, «Скелет», «Пищеварение», «Выделение»; плакат «Правила посадки»; карточки для индивидуальной работы.
Сценарий урока I. Повторение изученного материала. Ветерок с березкой шепчется, Нам с тобой земля-волшебница, На траве блестит роса. Снова дарит чудеса. Миллион чудес загадочных Словно самый добрый сказочник Мы встречаем каждый час, Сочиняет их для нас. (П. Синявский.) - Кто этот сказочник? (Природа.) Что такое природа? (Ответы учащихся.) Игра «Что такое природа?». Учитель бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, вытягивает из «волшебной» корзинки вопрос. - Как называется наука о животных? (зоология.) - Как называется наука, изучающая растения? (ботаника.) - Перечисли царства животного мира. - Что такое воздух? - Назови три состояния воды. - Что такое почва? - На какие группы делят царство растений? - Из каких газов состоит воздух? II. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. - Какой раздел мы с вами повторяли? («Эта удивительная природа».) - Сегодня мы начинаем новый раздел: «Мы и наше здоровье». Работа в парах. - У вас на столах лежат конверты. В них спрятана тема нашего урока. В конверте словосочетание «Организм человека» разрезано на слоги (один конверт на двоих). - Соедините слоги, и вы получите два волшебных слова. - Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Узнать, как устроен наш организм, зачем изучать его строение, что надо делать, чтобы быть здоровым.) - Сегодня вы узнаете, какие науки изучают организм человека, какой организм считается здоровым и из чего состоит человеческий организм. III. Актуализация опорных знаний. Беседа: - что вы знаете об организме человека? - Для чего нам нужны эти знания? - Сегодня мы узнаем о нём больше. - Как вы думаете, из чего состоит организм человека? (Ответы учащихся.) Работа с учебником и рабочей тетрадью. - Давайте обратимся к учебнику и узнаем, верно ли мы предположили. Откройте учебник (с. 122). - Какие органы вы знаете? Для чего они нужны человеку? (Ответы учащихся.) - Давайте опять обратимся к нашему верному помощнику - учебнику. Прочитайте в учебнике (с 122), что образуют органы, выполняющие общую работу. (Систему органов.) - Рассмотрите иллюстрацию в рабочей тетради (с. 57), карандашом подпишите название органов человека. (сердце, легкие, печень, кишечник, пищевод.) - Что управляет деятельностью всего организма? (Нервная система.) - Из чего она состоит? Рассмотрим иллюстрацию в учебнике (с. 123).
Физкультминутка Поднимайте плечики, (плечи вверх.) Прыгайте, кузнечики, (прыжки на месте.) Прыг-скок, прыг-скок, Выше, выше, высоко, Прыгай на ногах легко. Сели, травушку покушали, (сесть за парты.) Тишину послушали. - Мы с вами приводили примеры органов человека. Давайте узнаем о них больше! IV. Изучение нового материала. 1. об органах и системе органов человека. Рассказы учащихся. Сердце. - Сердце человека состоит из четырёх камер, разделенных перегородками и клапанами. Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу. Масса сердца всего от 250-350 граммов. Кстати, размер сердца человека примерно равен величине его кулака. Сердце - самый мощный в мире мотор. В течение жизни сердце человека совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови.
Каждая половина сердца участвует в работе кровеносной системы. Правая половина сердца проталкивает кровь к лёгким, где она насыщается кислородом. Левая половина принимает обогащенную кровь, затем распределяет её по всем тканям тела. Сердце - удивительный мотор. Легкие. - Легкие - орган дыхания. Ежедневно взрослый человек вдыхает
23 000 раз и столько же раз выдыхает. В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов. Каждый день через человеческие легкие проходит 10000 литров воздуха. Общая поверхность легких сопоставима с размером теннисного корта. Как такое большое пространство может поместиться в таком маленьком объеме? С помощью 300 миллионов альвеол (маленьких пузырьков) в каждом легком. Причем объем правого легкого больше, чем левого. Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. Воздух состоит из азота, кислорода и углекислого газа. Для жизни человеку необходим кислород. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в лёгкие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит? Трахея и бронхи представляют собой трубки. Лёгкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берёт из воздуха частицы кислорода, а отдаёт частицы углекислого газа, затем кровь несёт кислород к каждому органу, а оставшийся в лёгких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем. При рассказе о дыхательной системе человека ученик использует плакат-таблицу «Дыхание». Пищеварительная система. - Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Как же она устроена и как работает? Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережёвываем её зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где её переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Кишечник состоит из тонкой кишки и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет
печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, - желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Вот так наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. Во время рассказа ученик прикрепляет к нарисованной модели человека (плакату-таблице «Пищеварение») нарисованные органы пищеварения. Желудок, кишечник. - Желудок принимает пищу, перемешивает ее и измельчает до кашицы, называемой «химус». Затем химус маленькими порциями отправляется в тонкий кишечник, где и происходит основной процесс пищеварения. Пища переваривается не в том порядке, в котором она съедена. В желудке все перемешивается и отправляется порциями в тонкий кишечник. Размер желудка не связан с весом, худой человек может иметь больше по размером желудок, чем полный. Скелет человека. - Скелет состоит из костей черепа, позвоночника и грудной клетки (так называемый осевой скелет), а также костей верхних конечностей и костей нижних конечностей (добавочный скелет). Скелет человека продолжает свое формирование в течение всей жизни. В скелете человека более 200 костей, 650 мышц, 43 из них используются для того, чтобы наморщить лоб, 17 - для того, чтобы улыбнуться. Скелет служит опорой нашего тела. Он обеспечивает движение, защищает мозг, нервы, надёжно укрывает сердце, лёгкие и другие органы. Кости взрослого человека наполовину состоят из воды. В них содержатся жир, органические и минеральные вещества. Сочетание этих веществ при особой структуре костей придаёт им необычайную прочность.
Но кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться, деформироваться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке. При рассказе ученик показывает модель скелета человека. - Поэтому ребёнку очень важно соблюдать правила посадки за партой и дома за столом. Работа по плакату «Правила посадки» (учебное пособие). Рассказ ученика. - Головной мозг - главный отдел центральной нервной системы. Головной мозг заключен в надежную оболочку черепа. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение. Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге - это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган. Обобщение учителя. - Организм человека - сложный механизм, а значит, он нуждается в управлении. Что управляет им, мы узнаем, когда правильно ответим на вопросы. Работа в группах. У каждой группы конверт с разрезанной картинкой мозга. На обратной стороне - цифры от 1 до 6, карточка с вопросами. К доске выходит один представитель группы с картинкой части мозга, на которой стоит правильный номер ответа. Он зачитывает вопрос и дает правильный ответ. - Выбери то, что не относится к нервной системе. 1. Головной мозг. 3. Сердце. 5. Нейрон. 2. Спинной мозг. 4. Нерв. 6. Зрительный центр. - Для чего служат нервы в организме человека? 1. Чтобы громко плакать. 2. Чтобы громко кричать в лесу. 3. Чтобы нервничать. 4. Для передачи команд от мозга ко всем органам. 5. Чтобы разговаривать. 6. Чтобы думать. - Как называется система, в состав которой входит головной мозг? 1. Нервная. 3. Дыхательная. 5. Органы чувств. 2. Кровеносная. 4. Выделительная. 6. Пищеварительная. - Как мозг управляет организмом? 1. По телефону. 2. По артериям. 3. Команда передается по пищеводу. 4. Команда передается рукой. 5. Команда передается через сердце. 6. Команда передается по нервам. - Как называется поверхность головного мозга? 1. Кожа. 3. Волосы. 5. Кора. 2. Голова. 4. Полушарие. 6. Затылок. - Самое ценное, что дает человеку мозг: 1. Красота. 2. Возможность узнавать новое, запоминать, учиться, думать. 3. Помогает маскироваться в окружающей среде. 4. Возможность спать. 5. Возможность быстро двигаться. 6. Возможность летать. Вывод о значении головного мозга для человека: именно головной мозг обеспечивает слаженную работу всего организма. - В какую систему он входит? (В нервную.) - Какую роль играет нервная система в работе ваших органов? (Она руководит всеми процессами в организме.) Вывод по работе систем организма: мы с вами убедились, что организм человека - это сложная система. Системы органов здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно. Демонстрирует таблицу:
Система органов человека
Название
системы
Из каких органов состоит
Какую работу выполняет
Нервная
Головной мозг, спинной мозг, нервы
Управляет нашим телом, согласует работу всех органов
Опорно-двигательная
Скелет, мышцы
Скелет является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений. Мышцы приводят в движение скелетные кости
Пищевари-тельная
Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник
Перерабатывает пищу
Кровеносная
Сердце, кровеносные сосуды
Доставляет кровь ко всем внутренним органам
Дыхательная
Нос, глотка, дыхательное горло (трахея), бронхи, лёгкие
Доставляет кислород в организм человека
Физкультминутка
тест 1. Какова роль скелета человека? а) защищает внутренние органы от повреждений, является опорой тела; б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы. 2. Какой орган руководит работой всего организма? а) спинной мозг; б) головной мозг. 3. Сколько органов чувств у человека? а) Семь; б) пять. 4. В какой строчке указаны только органы человека? а) глаза, лёгкие, желудок, кожа; б) сердце, головной мозг, почки, кровь. 5. Для чего человеку нужна пища? а) с пищей человек получает питательные вещества; б) с пищей человек получает воду и витамины. 6. Зачем нужно знать свой организм? а) чтобы сохранять и укреплять здоровье; б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться. VI. Итог урока. - Над какой темой работали? - Что нового узнали? Что было интересным на уроке? - как оцениваете свою деятельность на уроке? домашнее задание: учебник, с. 122-125 (читать, отвечать на вопросы); подобрать интересные факты о работе одной из систем организма.