Урок по литературному чтению во 2 классе Что случилось с Булькой в Пятигорске

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

по литературному чтению

во 2 классе.

Тема: Л. Н. Толстой.

«Что случилось с Булькой в Пятигорске.»

Доброта и жестокость.

Свобода выбора человека.

Составила и провела:

Савостина Галина Александровна,

учитель начальных классов

М Б О У С О Ш № 65 г.Тулы,

Привокзального района.

Цели и задачи урока :

1. Приобщение к идеалам красоты и добра через индивидуальный опыт ученика.

2. Формирование умения строить предложения, обосновывать свой ответ , сравнивать, обобщать.

3. Развитие мышления, чувств, воли, осознанному отношению к окружающему миру.

4.Учить видеть в человеке доброе начало, сопереживать, различать зло и добро, прививать любовь к животным.

5.Работать над чтением целыми словами, овладение навыком выразительного, эмоционального чтения, глубокого осмысления прочитанного.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Работа с изображением гор на слайдах.

-Посмотрите на эти горы.

Что вы чувствуете, глядя на них? Какие чувства испытываете?

( Ответы детей : Красоту.)

- Вряд ли кто не заметит этой красоты!

А кем она создана? ( Природой.)

Верно. Природа постаралась.

ПОХОЖИ ЧЕМ-ТО ЭТИ ГОРЫ НА ТЕ , КОТОРЫЕ ОПИСАЛ Л.Н. ТОЛСТОЙ В РАССКАЗЕ ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С БУЛЬКОЙ В ПЯТИГОРСКЕ?

(ПОХОЖИ)

ЧЕМ?

ДЕТИ НАХОДЯТ СХОДСТВО.

3. ЧИТАЕМ ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА С ОПИСАНИЕМ ГОР ГОРОДА ПЯТИГОРСКА.

«ПЯТИГОРСК ТАК НАЗЫВАЕТСЯ ОТТОГО, ЧТО ОН СТОИТ НА ГОРЕ БЕШТАУ. А БЕШ ПО -ТАТАРСКИ ЗНАЧИТ ПЯТЬ, ТАУ-ГОРА. ИЗ ЭТОЙ ГОРЫ ТЕЧЁТ ГОРЯЧАЯ СЕРНАЯ ВОДА. ВОДА ЭТА ГОРЯЧА, КАК КИПЯТОК, И НАД МЕСТОМ , ГДЕ ИДЁТ ВОДА ИЗ ГОРЫ, ВСЕГДА СТОИТ ПАР, КАК НАД САМОВАРОМ. ВСЁ МЕСТО, ГДЕ СТОИТ ГОРОД , ОЧЕНЬ ВЕСЁЛОЕ. ИЗ ГОР ТЕКУТ ГОРЯЧИЕ РОДНИКИ, ПОД ГОРОЙ ТЕЧЁТ РЕЧКА ПОДКУМОК. ПО ГОРЕ- ЛЕСА, КРУГОМ- ПОЛЯ, А ВДАЛЕКЕ ВСЕГДА ВИДНЫ БОЛЬШИЕ КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ. НА ЭТИХ ГОРАХ СНЕГ НИКОГДА НЕ ТАЕТ, И ОНИ ВСЕГДА БЕЛЫЕ, КАК САХАР. ОДНА БОЛЬШАЯ ГОРА ЭЛЬБРУС, КАК САХАРНАЯ БЕЛАЯ ГОЛОВА, ВИДНА ОТОВЮДУ, КОГДА ЯСНАЯ ПОГОДА.»

СПРОСИТЬ УЧАЩИХСЯ - КАК СТАЛО НА ДУШЕ?

4. В ПРОЧИТАННОМ ОТРЫВКЕ МНОГО СРАВНЕНИЙ. БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ Л. Н. ТОЛСТОМУ УДАЛОСЬ НАИБОЛЕЕ ЯРКО И КРАСОЧНО ПЕРЕДАТЬ КРАСОТУ ЭТОГО МЕСТА.

-НАЙДЁМ И ПЕРЕЧИТАЕМ ИХ.

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЧТЕНИЯ ДЕТИ НАЗЫВАЮТ СТРАНИЦУ И АБЗАЦ.

«ВОДА ЭТА ГОРЯЧА, КАК КИПЯТОК, И НАД МЕСТОМ, ГДЕ ИДЁТ ВОДА ИЗ ГОРЫ, ВСЕГДА СТОИТ ПАР ,КАК НАД САМОВАРОМ.

НА ЭТИХ ГОРАХ СНЕГ НИКОГДА НЕ ТАЕТ, И ОНИ ВСЕГДА БЕЛЫЕ, КАК САХАР.

ОДНА БОЛЬШАЯ ГОРА ЭЛЬБРУС, КАК САХАРНАЯ БЕЛАЯ ГОЛОВА, ВИДНА ОТОВСЮДУ, КОГДА ЯСНАЯ ПОГОДА.»

-КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ У ЛЮДЕЙ ЭТОГО ОЧЕНЬ ВЕСЁЛОГО МЕСТА? (ОТВЕТЫ- РАДОСТНОЕ, ХОРОШЕЕ, ВЕСЁЛОЕ.)

5. ЧТО ПРИВНЕСЛИ ЛЮДИ В ПРИРОДНУЮ КРАСОТУ ЭТОГО МЕСТА? ЧЕМ ОНИ ЕЁ ДОПОЛНИЛИ?

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ. СКАЗАННОЕ ПОДТВЕРЖДАЕМ СЛОВАМИ ИЗ ТЕКСТА.

«НА ГОРЯЧИЕ КЛЮЧИ ПРИЕЗЖАЮТ ЛЕЧИТЬСЯ; И НАД КЛЮЧАМИ СДЕЛАНЫ БЕСЕДКИ, НАВЕСЫ, КРУГОМ РАЗБИТЫ САДЫ, ДОРОЖКИ.»

-СДЕЛАВ БЕСЕДКИ,НАВЕСЫ, РАЗБИВ САДЫ, ДОРОЖКИ, НАРУШИЛИ ЛИ ЛЮДИ (ЖИТЕЛИ ЭТОГО МЕСТА) ГАРМОНИЮ В ПРИРОДЕ?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ- НЕТ.

-ЧЕЛОВЕК НЕ НАРУШИЛ ГАРМОНИЮ. ВСЁ В ЭТОМ МЕСТЕ БУЛЬКАНАПОМИНАЕТ РАЙ НА ЗЕМЛЕ. ПРИРОДА И ЛЮДИ ПРЕКРАСНО СОСЕДСТВУЮТ, ДОПОЛНЯЯ ДРУГ ДРУГА.

-КТО ЕЩЁ МИРНО СОСЕДСТВУЕТ С ЛЮДЬМИ?

ПЧЁЛЫ.

ПРОЧИТАЕМ.

«САМЫЙ ГОРОД СТОИТ НА ГОРЕ, А ПОД ГОРОЙ ЕСТЬ СЛОБОДА. Я ЖИЛ В ЭТОЙ СЛОБОДЕ В МАЛЕНЬКОМ ДОМИКЕ. ДОМИК СТОЯЛ НА ДВОРЕ,И ПОД ОКНАМИ БЫЛ САДИК, А В САДУ СТОЯЛИ ХОЗЯЙСКИЕ ПЧЁЛЫ- НЕ В КОЛОДАХ, КАК В РОССИИ, А В КРУГЛЫХ ПЛЕТУШКАХ. ПЧЁЛЫ ТАМ ТАК СМИРНЫ, ЧТО Я ВСЕГДА ПО УТРАМ С БУЛЬКОЙ СИЖИВАЛ В ЭТОМ САДИКЕ ПРОМЕЖДУ УЛЬЕВ.»

-ПОЧЕМУ ПЧЁЛЫ ТАКИЕ СМИРНЫЕ?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

-МОЛОДЦЫ! НИКТО НИКОМУНЕ МЕШАЕТ. НИКТО И НИЧТО НЕ НАРУШАЕТ ГАРМОНИЮ В ПРИРОДЕ.

-КАК ВЕДЁТ СЕБЯ БУЛЬКА?

ПРОЧИТАЕМ.

«БУЛЬКА ХОДИЛ ПРОМЕЖДУ НА УЛЬЕВ, УДИВЛЯЛСЯ НА ПЧЁЛ, НЮХАЛ, СЛУШАЛ, КАК ОНИ ГУДЯТ, НО ТАК ОСТОРОЖНО ХОДИЛ ОКОЛО НИХ,ЧТО НЕ МЕШАЛ ИМ, И ОНИ ЕГО НЕ ТРОГАЛИ.»

6. ЧТО СДЕЛАЛ ХОЗЯИН БУЛЬКИ, КОГДА ОН СТАЛ ЧЕСАТЬ СЕБЕ ЗА УШАМИ И ГРЕМЕТЬ ОШЕЙНИКОМ?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ.

-ПОЧЕМУ ОН ТАК ПОСТУПИЛ? ОТВЕТЫ РЕБЯТ.

-ПРАВИЛЬНО, РЕБЯТА! НАШИ ГЕРОИ ДЕЛАЮТ ВСЁ, ЧТОБЫ НЕ НАРУШАТЬ ГАРМОНИЮ. ПРИРОДА И ЛЮДИ ПРЕКРАСНО ЛАДЯТ. ПРИРОДА ДЫШИТ ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КРАСОТОЙ И СИЛОЙ. И ВСЁ НЕДОБРОЕ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ ИСЧЕЗАЕТ В ПРИКОСНОВЕНИИ С ПРИРОДОЙ. ПРИРОДА- ВЫРАЖЕНИЕ КРАСОТЫ И ДОБРА.

7. В ЭТОМ МЕСТЕ ХОЧЕТСЯ ЗАКРЫТЬ КНИГУ, ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ РАССКАЗ ЗАКОНЧИЛСЯ И В НАШИХ С ВАМИ ДУШАХ ОСТАЛОСЬ БЫ ЧУВСТВО ЭТОГО ДОБРА И КРАСОТЫ.

8. НО АВТОР ПРОДОЛЖАЕТ ПОВЕСТВОВАНИЕ И МЫ СЛЕДУЕМ ЗА НИМ.

-ЧТО ПРОИСХОДИТ ПОТОМ?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: УСЛЫШАЛИ ШУМ СТРАННЫЙ И СТРАШНЫЙ.

-ПОЧЕМУ ШУМ ПОКАЗАЛСЯ СТРАННЫМ?

(РАНЬШЕ НЕ СЛЫШАЛИ НИКОГДА.)

(РАЗДАЛСЯ СРЕДИ ГЛУБОКОЙ ТИШИНЫ, ПОКОЯ.)

-Докажите словами текста.

«Немного погодя я услыхал из города с горы странный и страшный шум.

Собаки лаяли, выли, визжали, люди кричали, и шум этот спускался с горы и подходил всё ближе и ближе к нашей слободе.

Шум приближался. Точно собаки со всего города выли, визжали, и лаяли.»

-Мир, покой нарушен. Мир изменился. Изменилось ли поведение наших героев? Как ведёт себя Булька, услышав шум?

Прочитаем в тексте.

Дети находят отрывок.

«Когда он услыхал шум, он как будто понял, что это такое, насторожил уши, оскалил зубы, вскочил и начал рычать.

плакала».

Что же случилось на самом деле? Ответы детей. (Пришли колодники из острога бить бездомных собак.)

-Когда я читала рассказ первый раз, одно место меня так поразило и расстроило, что я плакала.

Как вы думаете, какое это место, какая сцена?

Ответ: Когда колодники убивают дворную собачонку).

-Мы сегодня эту сцену пропустим.

-Я до сих пор не могу понять, как среди такой обоятельной красоты нашлись люди, в душах которых смогло удержаться чувство злобы и жестокости. Неужели тесно жить людям и животным на нашем прекрасном свете?

9. Может вы мне поможете найти ответ на вопрос-почему же эти люди, колодники, так поступили?

(Ответы детей: Приказали. Обещали награду т.д.. Но они же замечают, что делают всё с удовольствием. В тексте находят слова

"смеялись, хохотали»)

Читаем отрывок, когда колодник, крючком ловко ударил в Бульку

и зацепил его за ляжку.

"Но колодник увидал Бульку, захохотал и крючком ловко ударил в Бульку и зацепил его за ляжку. Булька бросился прочь; но колодник тянул к себе и кричал другому: Бей!». Другой замахнулся дубиной, и Булька был бы убит, но он рванулся, кожа прорвалась на ляжке, и он, поджав хвост, с красной раной на ноге, стремглав влетел в калитку, в дом и забился под мою постель.»

Ученики со мною вместе приходят к мысли, что колодники жестокие.

10. Ищем ответ на вопрос : Почему же он и такие жестокие? В чём причина их жестокости?

Ответы детей сведутся к выводу: «Зло (маленькое) порождает зло( большее).

11. Могли бы они этого не делать? Отказаться бить собак?

Ответы учащихся.

Вывод: Если бы не хотели, не делали бы этого.

(при обсуждении этого вопроса опираться на жизненный опыт учеников, примеры из жизни близких им людей)

12. Как поступил бы каждый из вас на их месте?

Вывод: У каждого человека всегда есть выбор, он свободен в выборе.

13. Городское начальство могло бы выбрать какой-то другой способ, чтобы в городе не было бездомных собак.

14. Как сделать так ,чтобы вообще на земле не было брошенных, бездомных животных? Как достичь всеобщего примирения? Сохранить гармонию в отношениях между людьми и животными?

Вот над этими вопросами подумайте вместе с родителями дома, чтобы вы предложили, сделали бы?

Разговор об этом мы продолжим на следующем уроке.

15. Спасибо за прекрасную работу. Урок окончен.




О жизни и творчестве Л.Н.Толстого с учащимися своего класса говорю не только на уроках литературного чтения при изучении его произведений, но сами его творения являются бесценным материалом для работы учительства. Мой урок -тому пример. Этот рассказ можно обсуждать и

на родительском собрании. Я брала его на собрание по теме: «Бережное отношение к окружающей нас природе.»

Использую его произведения на часах общения по нравственному воспитанию, при написании сочинений, например на тему: Почему плачет Земля? Ит.д..


© 2010-2022