- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс. Синтетическая технология работы над текстом
Мастер-класс. Синтетическая технология работы над текстом
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кознеделева О.Н. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Первоочередная задача по чтению в начальных классах состоит в образовании у детей навыка правильного сознательного беглого и выразительного чтения и умения работать с книгой. Осуществление этой задачи лежит в основе каждого урока. Уроки чтения предполагают, прежде всего, развивающий и воспитывающий характер чтения и требуют идейного содержания каждого урока, насыщенности его мыслями и чувствами. На уроках чтения в начальных классах расширяются знания детей об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей родины, формируется мировоззрение школьников, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний и т.д. Поэтому важно не только что читать, но и как читать, работать с текстом. Основным занятием на уроке является чтение и работа над текстом. Умению детей анализировать текст предается большое значение. Образные представления отдельных моментов произведения, выявление смысловых связей, оценка поведения действующих лиц, определение главного места произведения представляют собой аналитико-синтетический процесс мышления, который очень важен для развития познавательной способности. Методика требует, чтобы эта деятельность по ходу урока проявлялась в различных речевых формах: словесное рисование, беседа, формирование основных мыслей отрывка, пересказ, свободные высказывания детей. Основные направления работы над произведением: выяснение конкретного содержания, композиции произведения, мотивов действующих лиц и их характерных черт, идейной направленности. При отборе приемов работы над произведением надо учитывать его содержание, размеры, характер композиции, языка и другие особенности. Вашему вниманию предлагается технология работы над текстом. В данной технологии я совмещаю несколько технологий. Во-первых, игровую технологию, во-вторых, особую технологию работы над текстом синтетического характера. В эту особую технологию входят практически все виды пересказа: полный, творческий, от первого лица, от одушевленных и неодушевленных предметов. Данная технология не только совершенствует речевую деятельность детей, но и способствует развитию нравственных качеств, учит ориентироваться в ситуации общения, планировать содержание сообщения, формулировать собственные мысли и понимать чужие, осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником. И, что главное, все это происходит ненавязчиво, в процессе игры. Проведение имитационной игры.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4.
Тема урока: «М.М. Зощенко «Елка».
Форма урока: игра «Суд присяжных заседателей». Предварительная работа: Это второй урок по данной теме. На первом уроке проводится восприятие и полный анализ литературного произведения (по теме и проблемам, по сюжету, образов, композиции, языка произведения, жанра произведения). Домашняя работа заключается в подготовке пересказа от лица каждого героя: мама, папа, Леля, Минька, мама мальчика, мама девочки, кукла, яблоко, елка. Ход урока-игры:
- Организационный момент.
- Основной этап.
- Итоги.
Моделирование. Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера по предложенному произведению (РНС «Теремок»): сторона обвинения Теремок, обвиняемая сторона Медведь, свидетели: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волк-зубами щелк. Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.