Мастер-класс. Синтетическая технология работы над текстом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Первоочередная задача по чтению в начальных классах состоит в образовании у детей навыка правильного сознательного беглого и выразительного чтения и умения работать с книгой. Осуществление этой задачи лежит в основе каждого урока. Уроки чтения предполагают, прежде всего, развивающий и воспитывающий характер чтения и требуют идейного содержания каждого урока, насыщенности его мыслями и чувствами. На уроках чтения в начальных классах расширяются знания детей об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей родины, формируется мировоззрение школьников, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний и т.д. Поэтому важно не только что читать, но и как читать, работать с текстом. Основным занятием на уроке является чтение и работа над текстом. Умению детей анализировать текст предается большое значение. Образные представления отдельных моментов произведения, выявление смысловых связей, оценка поведения действующих лиц, определение главного места произведения представляют собой аналитико-синтетический процесс мышления, который очень важен для развития познавательной способности. Методика требует, чтобы эта деятельность по ходу урока проявлялась в различных речевых формах: словесное рисование, беседа, формирование основных мыслей отрывка, пересказ, свободные высказывания детей. Основные направления работы над произведением: выяснение конкретного содержания, композиции произведения, мотивов действующих лиц и их характерных черт, идейной направленности. При отборе приемов работы над произведением надо учитывать его содержание, размеры, характер композиции, языка и другие особенности. Вашему вниманию предлагается технология работы над текстом. В данной технологии я совмещаю несколько технологий. Во-первых, игровую технологию, во-вторых, особую технологию работы над текстом синтетического характера. В эту особую технологию входят практически все виды пересказа: полный, творческий, от первого лица, от одушевленных и неодушевленных предметов. Данная технология не только совершенствует речевую деятельность детей, но и способствует развитию нравственных качеств, учит ориентироваться в ситуации общения, планировать содержание сообщения, формулировать собственные мысли и понимать чужие, осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником. И, что главное, все это происходит ненавязчиво, в процессе игры.

Проведение имитационной игры.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4.

Тема урока: «М.М. Зощенко «Елка».

Форма урока: игра «Суд присяжных заседателей». Предварительная работа: Это второй урок по данной теме. На первом уроке проводится восприятие и полный анализ литературного произведения (по теме и проблемам, по сюжету, образов, композиции, языка произведения, жанра произведения). Домашняя работа заключается в подготовке пересказа от лица каждого героя: мама, папа, Леля, Минька, мама мальчика, мама девочки, кукла, яблоко, елка. Ход урока-игры:

  1. Организационный момент.
Распределение ролей: судья (учитель), сторона обвинения (мамы мальчика и девочки, девочка, мальчик), свидетели (елка, яблоко, кукла), ответчики (семья Зощенко), присяжные заседатели (учащиеся, не задействованные в пересказе).
  1. Основной этап.
Судья: Слушается дело семьи Зощенко, которая обвиняется в плохом воспитании своих детей и неподобающем отношении к гостям. Выступление стороны обвинения: пересказы: от лица мамы мальчика, от лица мамы девочки, от лица мальчика, от лица девочки. Выступление ответчиков: пересказы от лица всех членов семьи Зощенко: мамы, папы, Лели, Миньки. Выступление свидетелей: пересказы от лица елки, яблока, куклы. Судья: Уважаемые присяжные заседатели, как вы относитесь к сложившейся ситуации? - Как вы расцениваете поступок Миньки? Лели? - Поведение мамы в сложившейся ситуации? - Какое наказание, на ваш взгляд, следует вынести? Слово присяжным заседателям: высказывания учащихся. Судья: Суд присяжных частично признает вину мамы Лели и Миньки, так как она не смогла сдержать себе, когда оскорбили ее детей. Полностью признает вину Лели и Миньки в содеянном. Снимает обвинение с отца Лели и Миньки, так как он осознал ошибки в воспитании собственных детей. Суд постановляет семье Зощенко принести свои извинения мальчику, девочке, маме мальчика, маме девочки. Наказание привести в исполнение немедленно.
  1. Итоги.

Моделирование. Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера по предложенному произведению (РНС «Теремок»): сторона обвинения Теремок, обвиняемая сторона Медведь, свидетели: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волк-зубами щелк. Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.


3,2 / 5 (12)
загрузить
© 2010-2018