Конспект по литературному чтению (2 класс). Е. И. Чарушин «Медвежонок»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературного чтения Урок во II классе по рассказу Е.И.Чарушина «Медвежонок» (программа В.Г.Горецкого и др., учебник М.В.Головановой, В. Г. Горецкого «Наше русское слово» для II кл., ч. 2) Цель: освоение художественной идеи рассказа Е.И.Чарушина «Медвежонок». Задачи:

  1. формирование умения воспринимать изобразительно-выра­зительные средства языка в соответствии с их функцией в худо­жественном произведении;
  2. формирование умения целостно воспринимать образ персо­нажа как элемент, служащий раскрытию авторской идеи;
  3. использование приема оправдания большого количества гла­голов действия для освоения идеи произведения;
  4. формирование навыка чтения;

5) развитие воображения, памяти и речи учеников.
Оборудование: учебник М.В.Головановой, В.Г.Горецкого «Наше русское слово» для II кл. (ч. 2), репродукции иллюстраций Е.И.Чарушина.

Деятельность учителя

Организационный момент - Итак, у нас урок чтения. Проверьте: у вас на парте должен быть учебник, тетрадь, дневник и пенал. Кто готов к уроку, может сесть. (Проверяют. Садятся.) Этап проверки домашнего зада­ния

  • Сейчас мы проверим, как вы выучили стихотворение. Какое сти­хотворение вы учили? Васильев Вова?
(Стихотворение Констан­тина Бальмонта «Трясогузка»).
  • Хорошо. Прочитает нам Мар­кина Катя.
  • Теперь Андрюшкина Света.

  • Ну, и Зюзин Игорь.

  • Ребята, у кого удачнее полу­чилось передать настроение стихо­творения? (У Светы.)
  • Хорошо. Света, пять. Осталь­ные - по четверке.

Этап подготовки к восприятию (На доске - репродукции ил­люстраций художника Е.Чаруши­на.)

  • Ребята, посмотрите на эти репродукции. Что объединяет их? (На них изображены живот­ные, их детеныши.)

- Как художник относится к животным? (Они нравятся художнику.) Какая иллюстрация понра­вилась и почему? (Называют и объясняют в основ­ном тем, что на них изображены забавные зверюшки.)

Этап восприятия - Е.Чарушин был не только художником, но и писателем. С одним из его рассказов мы сейчас познакомимся. Этот рассказ назы­вается «Медвежонок». Я буду чи­тать, а вы следите по тексту. (Учитель читает, дети слушают и следят по книгам.) Этап выявления особенностей восприятия

  • Понравился ли вам рассказ? Что понравилось? (Да, очень понравился. Мед­вежонок был смешной.)

  • Как вам показалось, это смешной рассказ? ( Смешной. Не очень.)

  • Какими автор описывает медвежат в начале рассказа, как они выглядят, какой у них харак­тер? (Зачитывают по тексту.)

- Почему медвежонок, упав­ший вместе с метлой, которая его больно стукнула, продолжает креп­ко за нее держаться? (Он был упрямый. Он испу­гался. Он не понял, что случилось.) Этап постановки учебной зада­чи - Итак, нам было трудно от­ветить на вопрос, смешной ли это рассказ. Одни считают, что с мед­вежатами происходят очень смеш­ные истории, другие говорят, что для медвежат их приключения за­канчиваются не так уж весело. По­пытаемся выяснить, как все обсто­ит на самом деле. Этап перечитывания и анализа текста
  • Как относится рассказчик к медвежатам? Докажите свои слова текстом. (Он называет их ласково: «медвежишко», «мишка», в конце рассказа говорится, что он хотел купить медвежонка.)
  • Что ему в них нравится? (Ему нравится то, что они смешные, маленькие, глупень­кие.)
- Как вы думаете, от чьего имени ведется рассказ и почему вы так решили? (От имени маленького ребен­ка, потому что он хотел купить медвежонка.)

- Вспомните медвежонка, ко­торый лез на потолок клетки. Чем он привлек внимание рассказчи­ка? Прочитайте. (Он очень упорный, упрямый («вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на пото­лок...»).

- Почему медвежонок полез на потолок, если ему так трудно? За­чем другой медвежонок полез по метле вместо того, чтобы есть вме­сте со всеми кашу? (Они непоседливые, любо­пытные) -Перечитайте эпизоды с мо­лочной кашей, про медвежонка, который лез на потолок. Что нео­бычного вы заметили? Какие сло­ва автор использует больше других? Для чего? (Больше всего слов, обозна­чающих действие, потому что ав­тор хочет показать, что медвежата очень непоседливые, ни секунды не стоят на месте.) -Страшен ли медвежонок, который «страшно ворчит»? Поче­му? Давайте прочитаем о нем еще раз. Как и почему именно так его описывает рассказчик? («Облапит», наверное, зна­чит, что он крепко держит бутыл­ку с молоком. Если его предста­вить, то получится смешная кар­тинка. Нет, он не страшный.)

  • Не напоминают ли они вам кого-нибудь? Приведите примеры из текста.
(Они напоминают маленьких детей (примеры). -Попробуйте теперь ответить на вопрос: смешной или серьезный этот рассказ по настроению, ко­торое он у нас вызывает? Почему нам смешно и жалко медвежат од­новременно? (Потому что они маленькие, забавные, как дети, и такие же без­защитные, потому что еще ничего не знают об окружающем мире. - Как вы думаете, зачем Чару­шин написал этот рассказ? Что он хочет сказать нам? (Нужно любить животных, заботиться о них. Чтобы мы были добрее и внимательнее. Чтобы мы думали, задумы­вались и не обижали животных.) Этап постановки домашнего за­дания Выпишите в тетрадь по чтению все слова, обозначающие призна­ки предметов, с помощью которых описаны медвежата. Составьте пись­менный портрет-описание одного понравившегося вам медвежонка.

2

© 2010-2022