- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему «Лес – природное сообщество» (3 класс)
Урок по окружающему миру на тему «Лес – природное сообщество» (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова И.В. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок курса «Окружающий мир»
«Лес - природное сообщество»
(с использованием сюжетно-ролевой игры)
Урок: предметная область «Природные сообщества».
Тема: Лес - природное сообщество.
Тип урока: изучение нового материала. Закрепление ранее изученного.
Цель урока: изучение природного сообщества лесов, закрепить знания о понятии «природное сообщество».
Обучающие задачи:
-
сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
-
познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса.
Развивающие задачи:
-
развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
-
формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
Учащийся будет:
знать:
- наиболее типичных представителей растений и животных природного сообщества лес;
- правила поведения в природе;
уметь:
- приводить примеры растений и животных природного сообщества лес;
- устанавливать последовательность круговорота веществ в природе;
Форма проведения урока: групповая. Оборудование и материалы: - компьютер, - видео-мультфильм «Жизнь леса», - музыкальные файлы «Звуки природы», «Звуки леса», - гербарии лесных растений, - плакаты с изображением различных лесов, - костюм Незнайки, Знайки, костюмы обитателей леса, - рисунок с фоном леса для последующего размещения на нём растений и животных, - кроссворд, - карточки с ситуационными задачами, - учебник, рабочая тетрадь.
План урока
- Организационный момент
- Сюжетно-ролевая игра «Незнайка-художник»
- Физкультминутка
- Просмотр видео-мультфильма «Жизнь леса»
- Рассказ о пользе деревьев
- Кроссворд
- Викторина
- Беседа о значении леса
- Домашнее задание
- Рефлексия
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
(направлен на положительный эмоциональный настрой детей и сообщение темы урока))
Учитель.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь - мы свои!
2. Сюжетно-ролевая игра «Незнайка-художник»
- Сегодня у нас в гостях герои сказки Незнайка и Знайка. Они расскажут нам свою историю.
Выходят ученики в костюмах Знайки и Незнайки:
Знайка: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы расскажем Вам историю про то, как Незнайка хотел нарисовать волшебными красками лес.
Незнайка: - Да я нарисовал картину, только не все у меня получилось! А вы мне поможете понять почему?
Знайка: - Слушайте внимательно и помогайте (в ходе рассказа на доске моделируется лес). (Приложение 1)
Незнайка: - Решил я как то раз нарисовать картину. Мне очень нравится гулять в лесу, вот его я и нарисовал! И не простыми красками, а волшебными, картины нарисованные ими оживают!
- А что такое лес? - подумал он. - Лес - это ведь деревья.
Знайка: Взял он кисти и краски, и стал рисовать.
Какие деревья живут в лесу?
Учащиеся: - Береза, ольха, осина, рябина, ель, сосна. Знайка: Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок - затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез. Повесил Незнайка картину на стену, полюбовался и ушёл куда-то. А когда вернулся, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. (На доске картина цветущего леса заменяется картиной леса засохшего) (приложение 2)
Незнайка: - Почему засох мой лес?
Знайка: - Какой же это лес? Деревья - то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. - Какие еще растения можно увидеть в лесу? (Ответы детей) Незнайка принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле среди зеленой травы множество ярких цветов. Под деревьями спрятались грибы. Незнайка: Вот теперь хорошо, вот теперь получился настоящий лес! Знайка: - Но прошло немного времени, и растения опять стали чахнуть. Незнайка задумался. А давайте мы ему поможем, ребята! Учитель: Давайте разгадаем загадку!
Не зверь, не птица
Носок - как спица
Летит - кричит
Сядет - замолчит
(Комар) - К какой группе животных относится комар? - Каких насекомых можно встретить в лесу? - Зачем лесу нужны насекомые? Знайка: - Ну, теперь ты понял, Незнайка, чего в твоем лесу не хватает? Дорисовал свою картину Незнайка и ушел на прогулку. 3. Физкультминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы» Учитель: - А пока Незнайка на прогулке мы с Вами отдохнем. Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз проговорим хоть и мысленно названия деревьев, кустарников и трав. Если называется дерево - «прыжок на месте», кустарник - «руки вверх», травянистое растение - «приседание». Ель европейская, гусиный лук, сосна обыкновенная, черемша, багульник, лиственница сибирская, бересклет, ландыш майский, бузина. - Молодцы, ребята! Продолжение сюжетно-ролевой игры. Знайка: - А тем временем вернулся и наш незадачливый художник Незнайка. Увидев свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки. Незнайка подошел к картине…и вдруг отшатнулся. Все на ней и земля, и стволы, и ветви деревьев - было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Незнайка: - Да что же это творится?! Неужели я не нарисую никогда настоящего леса? - Помогите мне, ребята разобраться! Почему погиб мой лес? Знайка: - Ребята, давайте подскажем Незнайке что еще надо нарисовать? Дети по очереди подходят к доске, выбирают картинку животного, объясняют свой выбор, прикрепляют на модель. Знайка: - Долго работал Незнайка, стараясь ничего не забыть. Вот теперь это настоящий лес, - теперь он будет жить. Что же такое лес? Вывод: Лес - это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество - как наш класс. Все живут дружно, помогают друг другу. - По какому закону живут растения и животные в лесу? - Какие увидели экологические связи (невидимые ниточки) в лесу? (Соединить маркером на модели)
4. Видео-мультфильм «Жизнь леса» Учитель: - А теперь, давайте вместе с Незнайкой и Знайкой посмотрим мультфильм о жизни леса! 5. Рассказ о пользе деревьев Учитель: - А теперь давайте послушаем о пользе деревьев! Рассказ о пользе деревьев (рассказывают ученики в костюмах деревьев) Береза - настоящая красавица, белые одежки, золото сережки. Древесина березы очень плотная. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет. Дуб - растет очень медленно, но зато живет до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина ценится. Кора его содержит лекарственное вещество, а для животных дуб - настоящая кормушка. Липа - цветет летом и цветы ее медоносы. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды. Ель - обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу. Сосна - прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосновых лесах много ягод и грибов. 6. Кроссворд Учитель: - А теперь давайте поговорим о животных!
- Какие животные обитают в лесной полосе?
- Какие из названных вами животных живут в нашем крае?
- Как называется наука, изучающая животных?
- А теперь чтобы ответить на мой вопрос как называются животные, живущие в лесу, вам предстоит разгадать кроссворд. (приложение 3) 7. Викторина Учитель: А сейчас я Вам предлагаю провести викторину! Для этого мы разделимся на две команды: команда Знайки и команда Незнайки. Викторина Командам на выбор предлагаются пронумерованные карточки с ситуационными задачами. Команды одновременно обсуждают проблему. На обсуждение 1 минута. 1 балл за верный ответ. 1) Середина лета является периодом размножения многих птиц. Какие правила нужно соблюдать в лесу в период выведения потомства? Ответ: нельзя разорять гнёзда, брать яйца и птенцов в руки, шуметь. 2) Назовите известные вам ориентиры в лесу? Ответ:
- лишайники растут на северной стороне дерева;
- у отдельно стоящего дерева с северной стороны ветви короче и их меньше;
- годовые кольца шире с южной стороны;
- муравейник более пологий с южной стороны.
- отличается приземистостью;
- все листья собраны в розетку;
- жилки листьев из-за упругости препятствуют раздавливанию;
- листья затеняют почву под листьями, что позволяет сохраняться влаге и препятствует прорастанию других растений, которые стеснили бы их.
8. Беседа о значении леса
Учитель: - Дети, какое значение имеет лес?
Учащиеся:
-
Дом для растений, животных, грибов.
-
Защитник воздуха, водоемов и почв.
-
Место для отдыха человека.
-
Источник древесины.
-
Деревья очищают воздух города и поселков от пыли и копоти, выделяют кислород.
-
Лес доставляет радость своей красотой.
-
Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека.
Учитель: Поднимите руки - кто ответил правильно на эти вопросы? Умницы! Поставьте себе - 5!! У кого одна ошибка - поставьте себе - 4!! А других оценок у нас сегодня нет.
9. Домашнее задание
Учитель: И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда. Посмотрите распечатанный конспект, вы его прикрепите в тетради и используя его, выберите одно задание из трех - на выбор:
-
Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.
-
Составьте кроссворд «Природное сообщество», используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.
10. Рефлексия
- Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:
-
Больше всего мне понравилось …
-
Сегодня я понял (а), что думать …
-
Главным на уроке для меня было …
- Спасибо, сегодня мы все отлично поработали, узнали много нового и помогли Незнайке нарисовать прекрасную картину!
Анализ учебного занятия с применением сюжетно-ролевой игры в формировании представлений о сообществе Учебное занятие проводилось в начальном звене МКОУ Дубская СОШ д.Дубской Ирбитского района. В работе принимали участие ученики 3 класса в количестве 8 человек. В программу урока входит: - Занятие на тему: «Лес - природное сообщество»; - Проведение самостоятельной работы; - Оценка показателей экологических знаний и способов деятельности; - Подведение итогов. Тема «Сообщества» изучается в разделе «Разнообразие природы на Земле». Из раздела проведен урок на тему: «Лес - природное сообщество», целью которого было углубление и расширение знания детей, приведение их в систему; также необходимо было показать связь между природой и деятельностью человека; развивать мышление, логику, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе. На занятии рассматривались следующие вопросы:
1. Природные сообщества родного края - лес.
2. Растения леса и их особенности.
3. Животные леса и их особенности.
4. Взаимосвязи растений и животных: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах).
5. Влияние человека на природные сообщества. Использовались материалы и оборудование: гербарии лесных растений, плакаты с изображением различных лесов, костюмы обитателей леса, кроссворд, рисунок с фоном леса для последующего размещения на нём растений и животных, ситуационные задачи, учебник, рабочая тетрадь. После проведения урока учащимся была предложена самостоятельная работа. (см. приложение 4) После урока проводится анализ уровня знаний учащихся и их практического применения на практике по теме «Лес - природное сообщество». Также анализируются результаты самостоятельной работы. Оценка показателей экологических знаний и способов деятельности проводится по нескольким показателям: полнота знаний, полнота познания, понимание, практическое применение. Показатели оценки и критерии оценивания показателей базы экологических знаний и способов деятельности в природе приведена в приложении (см. приложение 5, таблица 3). Оценивание производится по пятибалльной системе.
Таблица 1
Уровень
Диапазон
суммарного балла
Оценка
1
2
3
4
5
1-3
4-7
8-12
13-17
17-20
низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
высокий
Таблица 2
Результаты оценки уровня экологических знаний
Ф.И.
учащегося
Полнота знаний
Полнота познания
понимание
Практическое применение
Итого
уровень
Слепцов Александр
3
3
4
4
14
Выше
среднего
Караваева Елизавета
3
3
3
3
12
средний
Чернов Семен
2
3
4
3
12
средний
Лобанова Яна
4
4
4
5
17
высокий
Мкртчян Репсима
4
4
5
5
18
высокий
Белобородова Полина
4
3
4
5
16
Выше
среднего
Слепцова Полина
2
2
3
2
9
Ниже
среднего
Гоголев Вадим
3
3
3
3
12
средний
Диаграмма 1.
Результаты оценивания знаний
учащиеся
высокий
низкий
средний уровень
Итак, по результатам исследования отображенных в виде диаграммы 1 видно, что уровень знаний у основного числа учащихся лежит выше отметки среднего уровня, т.е. - средний, выше среднего или высокий - у 7 из 8 человек. Можно сделать выводы, что экологические знания, знания об окружающем мире преподаются довольно качественно, материал хорошо усваивается учащимися. Дети на занятии хорошо включаются в работу, активно задают вопросы, демонстрируют свои знания и интерес к новой информации. При выполнении самостоятельной работы все дети ответили на все 5 вопросов. Ответы подробные, развернутые. Исходя из этого можно сделать вывод, что проведенное занятие с использованием сюжетно-ролевой игры вызвало у детей интерес, внимание было устойчивым, новый материал хорошо усвоился. Учащиеся класса, принимавшие участие в исследовании, имеют уровень сформированности экологических знаний выше среднего и высокий.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
По горизонтали:
3.
Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая,
Ей не надо пирожка.
Ей бы скушать петушка. (Лиса)
6.
Сидит на ветке
А не птица,
Есть хвост,
Да не лисица. (Белка)
По вертикали:
1.
Обитатель леса шустрый
Своровал листок капустный.
У него дрожат реснички:
«Нет ли где - нибудь лисички?»
(Заяц)
2.
Землекоп слепой, копает рукой -
Строит толстостенные города подземные:
У тех городов сто ходов, сто выходов. (Крот)
5.
На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Приложение 4
Самостоятельная работа 1. В нашей местности преобладают _______________________________ леса. В лесах растут _____________________________________________________.
2. Растения дают пищу многим животным, которые поселились в наших лесах. Среди них можно встретить _____________________________________ .
3. Враги леса: _____________________________________________________ .
4. Охранять лес - долг каждого человека. Для этой цели нужно _________________________________________________________________ .
5. Мое отношение к лесу: ___________________________________________ .
Приложение 5
Таблица 3
Показатель
Балл
1
2
3
4
5
Полнота
знаний Отсутствие знаний Знания на 1/3 требуемого объема Знания на ½ требуемого объема Знания в соответствии с требуемым объемом, возможны ошибки. Знания в соответствии с эталоном
Полнота
познания Не задает вопросов Задает 1-2 вопроса случайного содержания на определение предметов - кто? что? Задает 3-5 вопросов из одной области знаний на определение предметов по требованию учителя. Задает 6-8 вопросов из 2-3 областей знаний, разных, по собственной инициативе Задает не менее 8 вопросов более чем из 3 областей знаний, вопросы о причинах явлений, о следствиях
Понимание Не понимает и не осмысливает материал Не может оперировать знаниями Слабое владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями Владеет смыслом, оперирует знаниями с ошибками Осмысленно усваивает знания, последовательно решает учебные задачи
Практическое применение знаний Пассивность, не включается в деятельность, равнодушие к учебе, только исполнительная деятельность Активен только по требованию, не доводит дело до конца, равнодушен ко многим предметам, нет природоведческой деятельности, исполнительная деятельность. Внешняя активность, выбирает наиболее легкий путь, поисковая деятельность в природе случайна, только по заданию, исполнительная деятельность Активен не всегда, демонстрирует знания на природных объектах, поиск по заданию и по собственной инициативе, часто безрезультатно, исполнительная и творческая деятельность Активен всегда, устойчиво инициативен, самостоятелен в поиске, экспериментирует, предпочитает деятельность в природе, демонстрирует знание природных объектов, творческая и исследовательская деятельность.
Приложение БОценка показателей базы экологических знаний и способов деятельности