Урок по окружающему миру на тему «Лес – природное сообщество» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок курса «Окружающий мир»

«Лес - природное сообщество»

(с использованием сюжетно-ролевой игры)

Урок: предметная область «Природные сообщества».

Тема: Лес - природное сообщество.

Тип урока: изучение нового материала. Закрепление ранее изученного.

Цель урока: изучение природного сообщества лесов, закрепить знания о понятии «природное сообщество».

Обучающие задачи:

  • сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;

  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

Учащийся будет:

знать:

- наиболее типичных представителей растений и животных природного сообщества лес;

- правила поведения в природе;

уметь:

- приводить примеры растений и животных природного сообщества лес;

- устанавливать последовательность круговорота веществ в природе;

Форма проведения урока: групповая. Оборудование и материалы: - компьютер, - видео-мультфильм «Жизнь леса», - музыкальные файлы «Звуки природы», «Звуки леса», - гербарии лесных растений, - плакаты с изображением различных лесов, - костюм Незнайки, Знайки, костюмы обитателей леса, - рисунок с фоном леса для последующего размещения на нём растений и животных, - кроссворд, - карточки с ситуационными задачами, - учебник, рабочая тетрадь.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Сюжетно-ролевая игра «Незнайка-художник»
  3. Физкультминутка
  4. Просмотр видео-мультфильма «Жизнь леса»
  5. Рассказ о пользе деревьев
  6. Кроссворд
  7. Викторина
  8. Беседа о значении леса
  9. Домашнее задание
  10. Рефлексия

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

(направлен на положительный эмоциональный настрой детей и сообщение темы урока))

Учитель.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь - мы свои!

2. Сюжетно-ролевая игра «Незнайка-художник»

- Сегодня у нас в гостях герои сказки Незнайка и Знайка. Они расскажут нам свою историю.

Выходят ученики в костюмах Знайки и Незнайки:

Знайка: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы расскажем Вам историю про то, как Незнайка хотел нарисовать волшебными красками лес.

Незнайка: - Да я нарисовал картину, только не все у меня получилось! А вы мне поможете понять почему?

Знайка: - Слушайте внимательно и помогайте (в ходе рассказа на доске моделируется лес). (Приложение 1)

Незнайка: - Решил я как то раз нарисовать картину. Мне очень нравится гулять в лесу, вот его я и нарисовал! И не простыми красками, а волшебными, картины нарисованные ими оживают!

- А что такое лес? - подумал он. - Лес - это ведь деревья.

Знайка: Взял он кисти и краски, и стал рисовать.

Какие деревья живут в лесу?

Учащиеся: - Береза, ольха, осина, рябина, ель, сосна. Знайка: Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок - затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез. Повесил Незнайка картину на стену, полюбовался и ушёл куда-то. А когда вернулся, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. (На доске картина цветущего леса заменяется картиной леса засохшего) (приложение 2)

Незнайка: - Почему засох мой лес?

Знайка: - Какой же это лес? Деревья - то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. - Какие еще растения можно увидеть в лесу? (Ответы детей) Незнайка принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле среди зеленой травы множество ярких цветов. Под деревьями спрятались грибы. Незнайка: Вот теперь хорошо, вот теперь получился настоящий лес! Знайка: - Но прошло немного времени, и растения опять стали чахнуть. Незнайка задумался. А давайте мы ему поможем, ребята! Учитель: Давайте разгадаем загадку!

Не зверь, не птица
Носок - как спица
Летит - кричит
Сядет - замолчит
(Комар) - К какой группе животных относится комар? - Каких насекомых можно встретить в лесу? - Зачем лесу нужны насекомые? Знайка: - Ну, теперь ты понял, Незнайка, чего в твоем лесу не хватает? Дорисовал свою картину Незнайка и ушел на прогулку. 3. Физкультминутка. Игра «Деревья, кустарники, травы» Учитель: - А пока Незнайка на прогулке мы с Вами отдохнем. Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз проговорим хоть и мысленно названия деревьев, кустарников и трав. Если называется дерево - «прыжок на месте», кустарник - «руки вверх», травянистое растение - «приседание». Ель европейская, гусиный лук, сосна обыкновенная, черемша, багульник, лиственница сибирская, бересклет, ландыш майский, бузина. - Молодцы, ребята! Продолжение сюжетно-ролевой игры. Знайка: - А тем временем вернулся и наш незадачливый художник Незнайка. Увидев свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки. Незнайка подошел к картине…и вдруг отшатнулся. Все на ней и земля, и стволы, и ветви деревьев - было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Незнайка: - Да что же это творится?! Неужели я не нарисую никогда настоящего леса? - Помогите мне, ребята разобраться! Почему погиб мой лес? Знайка: - Ребята, давайте подскажем Незнайке что еще надо нарисовать? Дети по очереди подходят к доске, выбирают картинку животного, объясняют свой выбор, прикрепляют на модель. Знайка: - Долго работал Незнайка, стараясь ничего не забыть. Вот теперь это настоящий лес, - теперь он будет жить. Что же такое лес? Вывод: Лес - это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество - как наш класс. Все живут дружно, помогают друг другу. - По какому закону живут растения и животные в лесу? - Какие увидели экологические связи (невидимые ниточки) в лесу? (Соединить маркером на модели)
4. Видео-мультфильм «Жизнь леса» Учитель: - А теперь, давайте вместе с Незнайкой и Знайкой посмотрим мультфильм о жизни леса! 5. Рассказ о пользе деревьев Учитель: - А теперь давайте послушаем о пользе деревьев! Рассказ о пользе деревьев (рассказывают ученики в костюмах деревьев) Береза - настоящая красавица, белые одежки, золото сережки. Древесина березы очень плотная. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет. Дуб - растет очень медленно, но зато живет до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина ценится. Кора его содержит лекарственное вещество, а для животных дуб - настоящая кормушка. Липа - цветет летом и цветы ее медоносы. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды. Ель - обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу. Сосна - прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосновых лесах много ягод и грибов. 6. Кроссворд Учитель: - А теперь давайте поговорим о животных!

- Какие животные обитают в лесной полосе?

- Какие из названных вами животных живут в нашем крае?

- Как называется наука, изучающая животных?

- А теперь чтобы ответить на мой вопрос как называются животные, живущие в лесу, вам предстоит разгадать кроссворд. (приложение 3) 7. Викторина Учитель: А сейчас я Вам предлагаю провести викторину! Для этого мы разделимся на две команды: команда Знайки и команда Незнайки. Викторина Командам на выбор предлагаются пронумерованные карточки с ситуационными задачами. Команды одновременно обсуждают проблему. На обсуждение 1 минута. 1 балл за верный ответ. 1) Середина лета является периодом размножения многих птиц. Какие правила нужно соблюдать в лесу в период выведения потомства? Ответ: нельзя разорять гнёзда, брать яйца и птенцов в руки, шуметь. 2) Назовите известные вам ориентиры в лесу? Ответ:

  • лишайники растут на северной стороне дерева;
  • у отдельно стоящего дерева с северной стороны ветви короче и их меньше;
  • годовые кольца шире с южной стороны;
  • муравейник более пологий с южной стороны.
3). Подорожник по-другому называют "следом белого человека". Чем можно объяснить такое название? Назовите приспособления, позволяющие обитать ему в таких условиях? Ответ: человек после себя оставляет тропинку, в результате чего не каждое растение имеет возможность произрастать на такой почве. Подорожник же имеет определённые особенности строения:
  • отличается приземистостью;
  • все листья собраны в розетку;
  • жилки листьев из-за упругости препятствуют раздавливанию;
  • листья затеняют почву под листьями, что позволяет сохраняться влаге и препятствует прорастанию других растений, которые стеснили бы их.
4) Долгое время существовало мнение, что волки значительно уничтожают поголовье лосей. Было решено произвести отстрел волков. Вопреки ожиданиям численность лосей сначала увеличилась, а потом резко уменьшилась. С чем это связано? Ответ: быстрый подъём численности лосей связан с малым количеством хищников. Но в результате этого, возросла конкуренция за пищевые ресурсы. Кроме этого, волки являются санитарами леса, т.е. уничтожают больных и слабых животных. А так как их стало меньше, то количество больных лосей стало увеличиваться. 5) В лесу вырубили все дуплистые деревья. Через некоторое время лес был съеден вредителями. В чём дело? Ответ: в дуплах жили насекомоядные птицы, а так как жить им стало негде, то они покинули этот лес, в результате чего резко возросло количество насекомых - вредителей. 6) Белки большую часть жизни проводят на деревьях, питаясь орехами. Какие особенности строения позволяют им вести такой образ жизни? Ответ: острые коготки и хвост, который направляет движения.

8. Беседа о значении леса

Учитель: - Дети, какое значение имеет лес?

Учащиеся:

  1. Дом для растений, животных, грибов.

  2. Защитник воздуха, водоемов и почв.

  3. Место для отдыха человека.

  4. Источник древесины.

  5. Деревья очищают воздух города и поселков от пыли и копоти, выделяют кислород.

  6. Лес доставляет радость своей красотой.

  7. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека.

Учитель: Поднимите руки - кто ответил правильно на эти вопросы? Умницы! Поставьте себе - 5!! У кого одна ошибка - поставьте себе - 4!! А других оценок у нас сегодня нет.

9. Домашнее задание

Учитель: И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда. Посмотрите распечатанный конспект, вы его прикрепите в тетради и используя его, выберите одно задание из трех - на выбор:

  1. Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.

  2. Составьте кроссворд «Природное сообщество», используя на выбор одно из сообществ - луг, поле, болото, река.

10. Рефлексия

- Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:

  1. Больше всего мне понравилось …

  2. Сегодня я понял (а), что думать …

  3. Главным на уроке для меня было …

- Спасибо, сегодня мы все отлично поработали, узнали много нового и помогли Незнайке нарисовать прекрасную картину!


Анализ учебного занятия с применением сюжетно-ролевой игры в формировании представлений о сообществе Учебное занятие проводилось в начальном звене МКОУ Дубская СОШ д.Дубской Ирбитского района. В работе принимали участие ученики 3 класса в количестве 8 человек. В программу урока входит: - Занятие на тему: «Лес - природное сообщество»; - Проведение самостоятельной работы; - Оценка показателей экологических знаний и способов деятельности; - Подведение итогов. Тема «Сообщества» изучается в разделе «Разнообразие природы на Земле». Из раздела проведен урок на тему: «Лес - природное сообщество», целью которого было углубление и расширение знания детей, приведение их в систему; также необходимо было показать связь между природой и деятельностью человека; развивать мышление, логику, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе. На занятии рассматривались следующие вопросы:

1. Природные сообщества родного края - лес.

2. Растения леса и их особенности.

3. Животные леса и их особенности.

4. Взаимосвязи растений и животных: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах).

5. Влияние человека на природные сообщества. Использовались материалы и оборудование: гербарии лесных растений, плакаты с изображением различных лесов, костюмы обитателей леса, кроссворд, рисунок с фоном леса для последующего размещения на нём растений и животных, ситуационные задачи, учебник, рабочая тетрадь. После проведения урока учащимся была предложена самостоятельная работа. (см. приложение 4) После урока проводится анализ уровня знаний учащихся и их практического применения на практике по теме «Лес - природное сообщество». Также анализируются результаты самостоятельной работы. Оценка показателей экологических знаний и способов деятельности проводится по нескольким показателям: полнота знаний, полнота познания, понимание, практическое применение. Показатели оценки и критерии оценивания показателей базы экологических знаний и способов деятельности в природе приведена в приложении (см. приложение 5, таблица 3). Оценивание производится по пятибалльной системе.

Таблица 1

Уровень

Диапазон

суммарного балла

Оценка


1

2

3

4

5

1-3

4-7

8-12

13-17

17-20

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Таблица 2

Результаты оценки уровня экологических знаний

Ф.И.

учащегося

Полнота знаний

Полнота познания

понимание

Практическое применение

Итого

уровень

Слепцов Александр

3

3

4

4

14

Выше

среднего

Караваева Елизавета

3

3

3

3

12

средний

Чернов Семен

2

3

4

3

12

средний

Лобанова Яна

4

4

4

5

17

высокий

Мкртчян Репсима

4

4

5

5

18

высокий

Белобородова Полина

4

3

4

5

16

Выше

среднего

Слепцова Полина

2

2

3

2

9

Ниже

среднего

Гоголев Вадим

3

3

3

3

12

средний

Диаграмма 1.

Результаты оценивания знаний

учащиеся

высокий

низкий

средний уровень
Итак, по результатам исследования отображенных в виде диаграммы 1 видно, что уровень знаний у основного числа учащихся лежит выше отметки среднего уровня, т.е. - средний, выше среднего или высокий - у 7 из 8 человек. Можно сделать выводы, что экологические знания, знания об окружающем мире преподаются довольно качественно, материал хорошо усваивается учащимися. Дети на занятии хорошо включаются в работу, активно задают вопросы, демонстрируют свои знания и интерес к новой информации. При выполнении самостоятельной работы все дети ответили на все 5 вопросов. Ответы подробные, развернутые. Исходя из этого можно сделать вывод, что проведенное занятие с использованием сюжетно-ролевой игры вызвало у детей интерес, внимание было устойчивым, новый материал хорошо усвоился. Учащиеся класса, принимавшие участие в исследовании, имеют уровень сформированности экологических знаний выше среднего и высокий.

Приложение 1





Урок по окружающему миру на тему «Лес – природное сообщество» (3 класс)




Приложение 2






Урок по окружающему миру на тему «Лес – природное сообщество» (3 класс)



Приложение 3


Урок по окружающему миру на тему «Лес – природное сообщество» (3 класс)


По горизонтали:

3.

Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая,
Ей не надо пирожка.
Ей бы скушать петушка. (Лиса)

6.

Сидит на ветке
А не птица,
Есть хвост,
Да не лисица. (Белка)

По вертикали:

1.

Обитатель леса шустрый
Своровал листок капустный.
У него дрожат реснички:
«Нет ли где - нибудь лисички?»

(Заяц)

2.

Землекоп слепой, копает рукой -
Строит толстостенные города подземные:
У тех городов сто ходов, сто выходов. (Крот)

5.

На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Приложение 4



Самостоятельная работа 1. В нашей местности преобладают _______________________________ леса. В лесах растут _____________________________________________________.
2. Растения дают пищу многим животным, которые поселились в наших лесах. Среди них можно встретить _____________________________________ .
3. Враги леса: _____________________________________________________ .
4. Охранять лес - долг каждого человека. Для этой цели нужно _________________________________________________________________ .
5. Мое отношение к лесу: ___________________________________________ .








Приложение 5

Таблица 3

Показатель

Балл

1

2

3

4

5

Полнота

знаний Отсутствие знаний Знания на 1/3 требуемого объема Знания на ½ требуемого объема Знания в соответствии с требуемым объемом, возможны ошибки. Знания в соответствии с эталоном

Полнота

познания Не задает вопросов Задает 1-2 вопроса случайного содержания на определение предметов - кто? что? Задает 3-5 вопросов из одной области знаний на определение предметов по требованию учителя. Задает 6-8 вопросов из 2-3 областей знаний, разных, по собственной инициативе Задает не менее 8 вопросов более чем из 3 областей знаний, вопросы о причинах явлений, о следствиях

Понимание Не понимает и не осмысливает материал Не может оперировать знаниями Слабое владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями Владеет смыслом, оперирует знаниями с ошибками Осмысленно усваивает знания, последовательно решает учебные задачи

Практическое применение знаний Пассивность, не включается в деятельность, равнодушие к учебе, только исполнительная деятельность Активен только по требованию, не доводит дело до конца, равнодушен ко многим предметам, нет природоведческой деятельности, исполнительная деятельность. Внешняя активность, выбирает наиболее легкий путь, поисковая деятельность в природе случайна, только по заданию, исполнительная деятельность Активен не всегда, демонстрирует знания на природных объектах, поиск по заданию и по собственной инициативе, часто безрезультатно, исполнительная и творческая деятельность Активен всегда, устойчиво инициативен, самостоятелен в поиске, экспериментирует, предпочитает деятельность в природе, демонстрирует знание природных объектов, творческая и исследовательская деятельность.

Приложение БОценка показателей базы экологических знаний и способов деятельности

© 2010-2022