- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности для 3 класса Основы геометрии
Программа по внеурочной деятельности для 3 класса Основы геометрии
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шевчук Н.П. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии: - с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»; - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373; - письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296); - программа разработана на основе авторской программы курса «Мир геометрии» (1-4 классы) О.Б. Шамсудиновой, программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы факультативного курса «Наглядная геометрия». 1-4 кл. Белошистой А.В., программы факультатива «Геометрия вокруг нас» Носовой О.М.
- в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №3»
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы. Предлагаемая программа внеурочной деятельности предназначена для развития математическихспособностей учащихся, для формирования элементов логической иалгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников сприменением коллективных форм организации занятий и использованиемсовременных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активногопоиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарныминавыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализоватьсвои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса « Основы геометрии» направлено навоспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрическойзоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умениярешать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано дляпоказа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми ониовладевают на уроках математики.
-
Цель и задачи курса « Основы геометрии»
-
знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
- сформировать умение учиться.
-
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
-
обучать различным приемам работы с бумагой,
-
применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
-
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
-
развитие мелкой моторики рук и глазомера,
-
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
-
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
-
воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
-
расширение коммуникативных способностей детей,
-
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
-
Особенности программы.
-
Место факультатива в учебном плане.
Объем программы: на реализацию курса отводится 1 час в неделю : 3 класс - 34 часа в год.
-
Методы и приемы изучения материала.
- воспроизведение объектов;
- доконструирование объектов;
- переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
-
Общая характеристика факультативного курса.
Факультативный курс«Основы геометрии» входит во внеурочнуюдеятельность по направлению общеинтеллектуальноеразвитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которыхопределяется не столько математическим содержанием, сколько новизной инеобычностью математической ситуации. Это способствует появлению желанияотказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию уменийработать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основеформулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу -это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,стараться и самому найти выход - ответ. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организациюподвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математическихзаданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Вовремя занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможностьподходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Приорганизации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Третий год обучения ставит целью дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее. Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром. Формирование основных понятий Алгоритм. Задача. Способ решения задачи. Точка. Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Знакомьтесь - линейка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие. Углы. Луч. Угол. Вершина угла. Плоскость. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов). Треугольники. Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Сравнение треугольников. Из множества треугольников найти названный. Построение треугольников. Составление из треугольников других геометрических фигур. Четырехугольники. Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
Программа.
3 класс. Символика. Построение. Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная - многоугольник. Нахождение длины ломаной. Периметр. Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра. Циркуль. Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля. Углы. Транспортир. Углы. Величина угла. Транспортир.
- Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
- К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
- Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
- Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучениямодулей «Занимательная математика» и « Основы геометрии».
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
- разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности
- любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
- мышления.
Метапредметные результаты
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали всоответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданнымусловием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданномусловии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравниватьпостроенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы длявыполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числовогокроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданнымиправилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемныхвопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднениев пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- Использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданнымусловием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
-
Тематическое планирование
«Основы геометрии»
3 класс (34 часа)
№
Тема занятий
Кол-во часов
Содержание занятий
Дата
1 Путешествие в страну Геометрию продолжается. Повторение изученного во 2-м классе.
1
Блиц-турнир «Кто правильнее». Логические задачи. 08.09.
2 «Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела.«Жители города многоугольников». Многоугольники.
1
Стихотворение о геометрических фигурах. Конструирование игрушек. 15.09.
3 Периметры многоугольников.
1
Задания на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком». 22.09.
4 «Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.
1
Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?» 29.09.
5 Окружность и круг.
1
Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов. 06.10.
6 Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности.
1
Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник». 13.10.
7 Радиус, диаметр круга.
1
Сказка. Практические задания. Узоры из окружностей. 20.10.
8 Касательная.
1
Сказка. Практические задания. 03.11.
9 Решение задач. Узлы и зацепления.
1
Самостоятельная работа. Игра «Танграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур. 10.11.
10 Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.
1
Стихотворение. Игра со спичками. «Танграм». 17.11.
11 Радиус и диаметр окружности.
1
Графический диктант. Практические задания. Аппликация. 24.11.
12 Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга.
1
Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию».
01.12
13 Сектор. Сегмент.
Сказка. Практические задания.
08.12.
14 «Дороги на улице прямоугольников». Параллельные прямые.
1
Песенка. Задачи на развитие логического мышления.
15.12
15 «Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников.
1
Алгоритм построения параллелограмма. Геометрический диктант.
22.12
16 Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые.
1
Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей». 12.01.
17 Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.
1
Графический диктант. Оригами «Собачка». 19.01
18 Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.
1
Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком». 26.01.
19 Диагонали квадрата. Игра «Паутинка».
1
Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка». 02.02.
20 Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».
1
Работа с циркулем - вычерчивание «розеток». 09.02.
21 Решение топологических задач.
1
Решение задач. Оригами «Волк». 16.02.
22 Многоугольники выпуклые и невыпуклые.
1
Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация.
01.03.
23 Периметр многоугольника. Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников
1
Геометрическая разминка. Оригами «Дед мороз». Преобразование именованных величин. Рассказ о Евклиде. Практическая работа.
15.03.
24 Площадь.
1
Решение заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения.
22.03.
25 Площадь. Единицы площади.
1
Задачи на построение. Логическая задача. «Танграм».
05.04
26 Нахождение площади равностороннего треугольника.
1
Игра «Настольный хоккей», «Догадайся». Практическая работа.
12.04.
27 Плоскость.
1
Практическая работа, направленная на развитие умения понимать понятие «плоскость». Игра «Одним росчерком».
19.04.
28 Угол. Угловой радиус.
1
Графический диктант. Аппликация из геометрических фигур.
26.04.
29 Сетки.
1
Игры в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон».
10.05.
30 «Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор».
1
Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала.
17.05.
31 Обобщение изученного материала. Урок-праздник «Хвала геометрии!»
1
Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления. Праздник.
24.05.
Итого 31 час
-
Ресурсное обеспечение программы.
- игра «Геоконт»;
- игра «Шахматы»
- игра «Пифагор»;
- игра «Танграм»;
- набор геометрических фигур;
- компьютер, принтер, сканер, проектор;
- набор ЦОР по «Математике и конструированию».
-
Литература
Литература для учителя.
- В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
-
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
-
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. - М.: Знание, 1994. - 336 с.
-
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
-
Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
-
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. - М. «Школьная Пресса». 2003
-
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. - М. «Школьная Пресса». 2002
Литература для ученика.
-
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2002
-
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение», 2002
-
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 4 класс.- М. «Просвещение», 2002
-
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Школьная Пресса». 2003
-
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Школьная Пресса». 2003
-
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Школьная Пресса». 2003
-
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Школьная Пресса». 2003
Использованные источники:
-
Сайт «Солнечный» nachalkanosova.ucoz.ru/index/geometrija_vokrug_nas/0-46
Литература:
-
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. - М. «Школьная Пресса». 2003
-
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. - М. «Школьная Пресса». 2002
12