Урок литературного чтения по теме: В. Д. Берестов Жуки 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения по теме: В.Д.Берестов Жуки 3 классУрок литературного чтения по теме: В.Д.Берестов Жуки 3 классУрок литературного чтения по теме: В.Д.Берестов Жуки 3 классУрок литературного чтения по теме: В.Д.Берестов Жуки 3 классКласс: 3

Система: Эльконина - Давыдова

Тип урока: урок - открытие

Тема: В.Д.Берестов «Жуки»

Цель: открыть новое изобразительное средство языка - метафору

Задачи:

- развивать умение анализировать текст, находить в тексте сравнения; определять их художественную роль в произведении; понимать замысел писателя;

- формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение;

-

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организ.момент

Здравствуйте, ребята! Поздороваемся с нашими гостями.

Мы урок начнем с разминки

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись

Раз, два, три, четыре, пять

Урок пора нам начинать

Здравствуйте!

Актуализация знаний

Ребята, какой раздел мы с вами закончили читать? (слайд1)

Кому был посвящен данный раздел?

Мы с вами постарались понять, почему авторы так любят рассказывать о котах и кошках.

Какие же образы получились у каждого писателя?

Что же остается делать человеку, глядя на это смышленое, хитрое существо?

Для того чтобы проверить вашу читательскую компетенцию, я предлагаю вам задание. Вам нужно угадать название произведения и автора. (слайд2,3,4)

Молодцы!

«Доброе слово и кошке приятно».

Котам и кошкам.

Грустные, игривые, шустрые, ленивые, ласковые, недотроги, независимые..

Конечно, удивляться его поступкам, говорить добрые слова и просто любить.

М.Пляцковский «Как кот попался на удочку», М.Пришвин «Кот», Ю.Коваль «Летний кот»


Откройте страницу 21 вашего учебника. Как называется раздел, который нам предстоит изучать? Что изображено на картинке? А на слайде? (слайд 5)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить в этом разделе?

Переверните страницу. Прочитайте эпиграф ( надпись, цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора ) (сначала дети читают про себя, затем я читаю). Как вы понимаете его смысл? «Работая тайком не на показ, художник, - он живет в любом из нас»













-Ребята, сейчас Вика нам прочитает текст, а вы все внимательно следите, в любой момент я могу остановить читающего и попросить кого-нибудь из вас дочитать текст. Следим внимательно, так как после чтения мы будем отвечать на вопросы по тексту.

1) Найдите в тексте предложения о связи человека с природой. Прочитайте

2)А где в тексте, автор обращается к нам и как он это делает?





3)Найдите в тексте слова, предложения которые говорят о том, что нас ждет в этом разделе

4) А где в тексте слова, о том, что каждый автор в своей жизни создал сочинение о них?

Так какова же цель изучения раздела «О всякой живности» - « О всякой живности»

-Лебедь, дети, жаба, утенок, птица. -О разных животных (предположения детей)











- Это человек, который наблюдает, подмечает все что интересно и не хвастается своими работами, который признает не только свое творчество, но и творчество других людей. Чтения текста. (Сначала читает Вика, затем Цокто.)





- Каждый человек - часть огромного мира природы.(1предложение) - ( второй абзац) «И ты дорогой читатель…» то есть для него каждый читатель важен, он очень рад каждому. - « О братьях наших меньших; о зверях, птицах и насекомых»





Заново переживать чудные минуты общения с любимыми живыми существами.

Постановка учебной задачи

На слайде (7) представлены картинки, давайте мы с вами вспомним, с какими стихотворениями этого автора мы с вами уже познакомились.

С творчеством, какого автора нам предстоит продолжить знакомство? (биография в приложении 1)

Отгадайте загадку: слайд (8)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Значит, сегодня, с каким стихотворением В.Берестова познакомимся? (Слайд 9)

Значит цель нашего урока? (слайд 10)

Выявить с помощью, каких изобразительных средств автор описывает жука. Как и зачем их описывает автор, нам и предстоит узнать.

«Капля», «Мать- и- мачеха», « Осенние одуванчики», «Рыжик».

Валентина Берестова

Жук

Жуки

Познакомиться со стихотворением В.Берестова «Жуки».

Проанализировать стихотворение.

Первичное восприятие

Ребята, внимательно послушайте стихотворение, узнаем, что же автор пишет про жуков.

Затем вы ответите на вопросы.

  • Что вы можете сказать об этом произведении?

  • Об этом персонаже?

  • Что показалось особенно интересным? непонятным? трогательным? смешным?

  • Какой эпизоды (слова, картины) показались тебе самыми красивыми, необычными? Хочется ли тебе еще раз перечитать их? С каким настроением ты будешь их читать?

  • Что необычного ты узнал из этого произведения? Какие чудеса открыл тебе писатель?

  • Совпали ли наши предположения (до начала чтения) с содержанием произведения?

Следят за чтением учителя

Отвечают на вопросы

Обратите внимание на слайд (12). Прочитайте памятку, как читать стихотворение.

1.Читай в 2раза медленнее, чем разговариваешь.

2.Читай, представляй, воображай то, о чём читаешь.

3. Читай внятно, выразительно, учись слушать себя

Прочитайте стихотворение для себя вполголоса.

Кто желает прочитать для всех, пользуясь этой памяткой?

Читают памятку

Чтение каждого для себя

Чтение одного, двоих

Физминутка

Супер физкультминутка для урока

на сайте видеоуроки.ру

выполняют

Создание

проблемной ситуации.

-В этом стихотворении Валентина Берестова вам все понятно или нужно его обсуждать всем вместе, чтобы в нем разобраться?

- А никому не кажется, что в стихотворении есть неудачные места, что поэт некоторые слова употребил неточно?

- тогда объясните мне, о чем автор написал в 3 строке «Из- под плотных темных пиджаков-

Светлых крыльев легкие сорочки».

Или же вот «Но дороже всех коровок божья.

У коровок божьих

Кофточки в горошек».

Вам не кажется что это неудачное место? Нет ли еще таких неудачных мест? -Выходит, в этом стихотворении много неудачных мест? А в начале вы сказали, что оно вам понравилось. А ведь это стихотворение нравится не только вам, но и другим читателям. Может быть, только показалось, что в стихотворении неудачные места? Может, не Валентин Берестов - плохой поэт, а мы плохие, невнимательные читатели? - Хотите я вам помогу разобраться? Давайте заново перечитаем стихотворение

Все понятно! Не нужно обсуждать.

-Нет, таких мест нет.


Предположения детей




-Наверно, мы чего-то не поняли.

Чтение стихотворения

Анализ стихотворения

Все ли слова понятны в стихотворении?

Если слова не понятны в стихотворении, где мы можем найти толкование этих слов?

Сорочки - в значении рубашка;

Блаженный - в высшей степени счастливый;

Деловит - занятый;

-1.Объясните смысл первой строки стихотворения. Что по вашему, хотел в ней выразить поэт? (зачитывают строчку)

-2. Какие изобразительные средства использовал Валентин Берестов в своем стихотворении?

-4. Вспомните и прочитайте созданную на предыдущих уроках Модель сравнения (слайд 13)

-5. Какое выражение из стихотворения подходит к этой модели?

Их следы - как вышитые строчки

И усами движет, как чудовище

И блестит, как дорогая брошь

Тот - как желудь.

Этот - как орех.

-6. Подходит ли выражение «Из - под плотных темных пиджаков Светлых крыльев легкие сорочки». Почему?

Какой вывод можно сделать?

- Сравнение со словами - помощниками - прямое сравнение, без слов - помощников - скрытое сравнение. Такое скрытое сравнение в литературе называют метафорой.



-7. Что необходимо изменить в модели, чтобы она нам в дальнейшем помогала находить в тексте метафоры?

-8. Предлагаю найти в стихотворении другие метафоры. «На автомобильчик он похож» «сам себе разбойник, сам сокровище» «Ух, какой он взрослый и усатый»

«Вот рога оленьи, носорожьи»

«Кофточки в горошек» -9.Какой прием использует автор, чтобы показать важность и деловитость своего героя?



-10. Стихотворение имеет особый ритмичный рисунок. Найдите место, где ритм в тексте меняется. Как вы думаете, почему это происходит?









-11. Какова художественная роль метафоры?

-12. Обратимся к Словарику читателя (в конце учебника): правильно ли мы определили роль метафоры в стихотворении?

Метафора (от греч. - перенесение)- перенос названия по сходству. Многие черты метафоры совпадают с общими свойствами сравнения, ее часто называют скрытым сравнением.

В толковом словаре, в интернете, спросить у взрослого



-«Ну какое ж детство без жуков!»- поэт говорит этой строкой то что именно в детстве мы встречаемся с жуками, играем с ними, рассматриваем. Вырастая, мы уже их не замечаем.

Прием сравнения.

Как

будто

словно

точно

«Их следы - как вышитые строчки».

Здесь использовано слово помощник «как»

-нет. Здесь нет слова- помощника. Сравнение как бы скрыто.

-Пробуют сформулировать.

- предлагают убрать в обозначении слова - помощники. (как, будто, словно, точно)

Находят метафоры. Доказывают.

- Прием сравнения

-Ритм меняется в концовке стихотворения. Автор как будто вспоминает про то, что самая красивая, самая нежная, милая - это божья коровка.

- Метафора помогает создать яркий образ героя.

Читают определение «метафоры» в словарике читателя и делают вывод.

Рефлексия

Работаем в паре!

Дополните таблицу.

Сравните с образцом на слайде. (приложение 2)

Оценки

Работают в паре.

Итог урок

Какое открытие сделали для себя на уроке?

Оцениваю работу в паре. Выставляю отметки.

Узнали новое изобразительное средство создания образов - метафору

Дом.задание

С.26 №6 и нарис. жуков

Записывают дом.задание



Приложение 1. Биография В.Берестова

Валентин Берестов родился в 1928 году в Калужской области в интеллигентной семье. Уже в 4 года научился хорошо читать, радуя прабабушку чтением газет вслух. За свои первые стихи, написанные в раннем детстве, Берестов терпел плохое отношение со стороны сверстников, ведь увлечение чтением и поэзией не было популярным. Именно поэтому стихи Берестова прочитать ни у кого не было возможности, он прятал их ото всех, записывая в тетрадь.

Начать своё становление в роли писателя, Берестову помог случай. Во время войны семья переехала в Ташкент, и мальчик познакомился с Ахматовой, а позже и с Чуковским, которому и показал свою тетрадку с тайно записанными стихами. Именно Корней Чуковский помог Валентину раскрыть талант и больше не стесняться его. Он полюбился за то, что в его стихах для детей нет нравоучений и наставлений, а много доброты и сказочного волшебства.

Приложение 2.

Предмет

Прямое сравнение или метафора

Основание для сравнения

следы

надкрылья

Внешний вид

сорочки

автомобиль

Форма передвижения

брошь

жук

желудь

Внешний вид

Предмет

Прямое сравнение или метафора

Основание для сравнения

следы

строчки

Внешний вид

надкрылья

пиджак

Внешний вид

крылья

сорочки

Внешний вид

жук

автомобиль

Форма передвижения

жук

брошь

Внешний вид

жук

желудь

Внешний вид


© 2010-2022