«Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных класса. »

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных класса.»

Принципы и содержание словарной работы в начальных классах.

Развитие речи учащихся - это основа школьного обучения русскому языку. Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так И.И.Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Более 70 лет назад, великий русский писатель А.М.Горький сказал прекрасные слова ,которые и в настоящее время сохраняют своё значение: «Никогда ещё дети не нуждались в обогащении языка, как в эти годы в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется , создаётся множество нового и всё требует новых словесных форм.» Необходимость уделять особое внимание в работе по развитию речи учащихся именно упражнением над словом вызывается тем, что словарь младших школьников, по утверждению многих учителей, довольно беден. В основном он не выходит за рамки обиходно-бытового словаря. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, важное место должны занимать упражнения лексического характера. Они должны способствовать расширению словарного запаса, умению выбирать из него слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его не только правильным и точным, но и выразительным.

Объект словарной работы - слово является сложной и многогранной единицей языка. В зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова(значение, грамматические формы, произношение, написания) являются затруднительными для учащихся, словарная работа будет преследовать различные цели и иметь разное содержание.

1)Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащимися лексического значения новых слов.

2)Словарная работа может преследовать грамматические цели.

3)Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения правильному орфоэпическому произношению, правильной расстановки ударения в словах.

4)Словарная работа для усвоения правильного написания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами необходимо проводить планомерную словарно-орфографическую работу.

В русском языке, как известно, имеется большое количество общеупотребляемых слов с безударными гласными непроверяемыми ударением. Многие из них входят в активный словарь учащихся. Усвоение их правописания оказывает большое влияние на грамотность учащихся.

Написание безударных гласных непроверяемых ударением не связано с произношением, не опирается на сопоставление , не регулируется применением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми безударными гласными - запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений , которая позволяет качественно усвоить написание таких слов.

Виды словарно-орфографической работы в начальных классах. Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы учащийся в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. Внимание учащихся - обязательное условие успешной учебной работы. Обычные причины невнимательности школьников - усталость, отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения. Основные средства возбуждения внимания учащихся - динамическое ведение занятий с применением разнообразных приемов организации активности учащихся, живость изложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой.

В методических пособиях даётся много видов упражнений, направленных на усвоение слов с непроверяемыми написаниями. Почти все учителя начальных классов много и упорно работают над этими словами, однако не всегда получают положительный результат. Каковы же основные причи- ны, влияющие на качественное усвоение написания этих слов ?

1) Работа со словами, включающими непроверяемые гласные, в школьной практике нередко сводится к контрольно-повторительным упражнениям типа списывания с пропуском орфограмм, записи этих слов по слуху и т.п.Преобладание контролирующих видов работ приводит к большему количеству ошибок. Неправильное написание запоминается и потом упорно повторяются в детских работах.

2) Работа над ошибками в словах с непроверяемыми орфограммами нередко носит механический характер и сводится к многократному выписыванию ошибочных написаний слова, так как сам харак- тер работы исключает активную мыслительную деятельность учащихся.

3) Словарно - орфографическая работа часто не бывает тесно связана с темой грамматико- орфографического материала, проводится в отрыве от него. Это нарушает логический ход урока и приводит к непродуктивной затрате времени ,отведённого на изучение той или иной темы.

4)Ведение специальных словарей не всегда себя оправдывает. Как правило ,ученик лишь один раз записывает слово в словарь и больше к нему не возвращается.

Для того чтобы работа была более успешной, особенно важно её правильно спланировать. Целесо-образно слова с непроверяемым написанием , предназначенные для усвоения, распределить по дням недели и организовать их систематическое повторение. Не следует предлагать учащимся для ознакомления большое количество слов.

Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у детей интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса. Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями - это одна из новых технологий при обучении русскому языку - культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.

Правильная подача словарно - орфографического материала, привлечение к нему активного внимания учащихся на начальном этапе знакомства с ним имеет большое значение, так как помога-ет сократить все последующие упражнения. Повторное же привлечение внимания к слову даёт меньший эффект: потеряна новизна восприятия. Следовательно, от того как будет организовано пер-воначальное знакомство со словом, зависит много.

Полученные и переработанные сведения должны быть сохранены в памяти, чтобы в любой момент можно было извлечь их и применить на практике. Наиболее эффективное запоминание происходит в активной деятельности с изучаемым материалом. Роль учителя заключается в том, чтобы создавать у учащихся соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что - навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять. Существенное значение имеет формирование у детей восприятия слова как особого объекта действительности - языкового средства наименования реалии. Для этого используют специальную методику, включающую следующие упражнения: Наглядность как прием семантизации состоит в показе реалии самого предмета (его муляжа, макета, рисунка), называемой толкуемым словом. Наглядность применяется при толковании слов с конкретным значением. Различают предметную наглядность, изобразительную наглядность и словесную наглядность. Предметная наглядность предполагает непосредственное восприятие предметов и явлений учащимися, включая классные опыты, экскурсии. Изобразительная наглядность осуществляется с помощью изобразительных средств - изображений различного рода, рисунков, муляжей, диапозитивов, кинокартин. Словесная наглядность - это яркая, образная, живая речь учителя, словесные примеры, вызывающие у учащихся конкретные представления. Контекст - словесное окружение (словосочетание, предложение, текст) - как прием семантизации тоже обеспечивает лишь самое общее представление о слове. Чаще всего он выявляет родовую принадлежность реалии. Контекст способен выполнить свое назначение приема семантизации при условии, если в нем есть опорное слово. При толковании лексических значений слов необходимо определять род явлений, к которым относится реалия, называемая данным, словом, перечислять существенные видовые признаки этой реалии, отличающие ее от других сходных реалий, и, наконец, объединять все эти признаки - родовые и видовые - в одно предложение, которое и будет представлять собой толкование лексического значения слова. Значение слова уточняется в словаре. Виды орфографических словарей и принцип их построения. Орфографические словари бывают 2-х видов: справочные и пояснительные. Оба вида словарей необходимы: они выполняют различные функции. Справочные орфографические словари фиксируют нормы правописания слов, служат источником нахождения нормы для предупреждения ошибки во время письма («Орфографический, словарь русского языка» под ред. С.Г. Бархударова). В пояснительных орфографический словарях, помимо фиксации правописной нормы, показаны условия выбора орфограмм, которые имеются в слове («Школьный орфографический словарь русского языка» М.Т. Баранова). Такие словари учат применять правила на практике, проверять свои решения о выборе орфограммы в словаре. Орфографический словарь является для учащихся прежде всего справочником, к которому они обращаются при написании трудных слов. Разумное и активное использование словаря, как необходимейшего справочного пособия, помогающего грамотному письму, возможно лишь при наличии у детей следующих знаний и умений:

  • Учащиеся должны хорошо знать алфавит и, пользуясь им, быстро находить в словаре нужное слово.
  • Изменяемые части речи даются в словаре в начальной форме. Дети должны уметь образовывать от слов исходную форму.
  • Слова в словаре даются с грамматическими пометами и формами. Обучая детей пользоваться словарём , очень важно показать им значение грамматических помет и форм при словах и научить обращаться к ним.
  • В орфографических словарях помещены слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Умелое пользование словарём в том и заключается, что к нему обращаются за справками о написании таких слов, орфографию которых нельзя объяснить известными школьными правилами.

Работа со словами с непроверяемыми гласными складывается из следующих этапов:

  • Первоначальное знакомство со словом.

  • Упражнения, направленные на запоминание зрительно-графического образа слова.

  • Проверка знаний учащихся

Виды работ при изучении словарных слов на уроке.

(из опыта работ)

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом велась до показа написания этого слова. Например отгадывание слов с помощью ребуса(звуковой анализ), затем объясняют его значение с помощью учителя(смысл-толкование),затем выделяют слово из предложения, поговорки или стихотворения.

Использование ребусов, загадок, стихотворений при изучении слов с трудным написанием под-держивает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, обеспечивает наилучший раз-вивающий эффект и мотивацию к учению.

Особое значение заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть основу слова. При зна-комстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским языком и историей, что повышает интерес детей к учёбе.

К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока:

---- на чистописании это может быть поговорка или пословица;

---- четверостишие можно использовать как письмо по памяти ;

---- написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, толкования слов (обратные диктанты);

---- комментированное письмо предложения.

Мороз

1 ребус мо «Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных класса.» ,

2 толкование

Мороз 1) Холод, стужа.

2)Холодная зимняя погода; холода.

3 подбор однокоренных слов

Морозец, морозный, морозно, морозище, заморозок

(за-, на-, об-, по-, про-, пере-, под-, при-, раз-) морозить.

4 синонимы - холод, стужа.

5 антонимы - жара, зной.

6 сочетаемость слов (найди правильную пару)

Сильный мороз, тяжёлый мороз, январский мороз, апрельский мороз, русские морозы, индийские морозы, мороз ударил, стукнул мороз, наступил мороз, прибежал мороз, щиплет мороз, щекочет мороз, пробирает мороз, мороз подбирает.

7 загадки

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(ответ: мороз)
У избы побывал
Все окно разрисовал,
У реки погостил
Во всю реку мост мостил.
(ответ: мороз)

8 поговорки и пословицы

Мороз невелик, да стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

Мороз да метели под февраль полетели.

Мороз ленивого за нос кусает, а перед проворным шапку снимает. 9 предложения Блеснул мороз и рады мы проказам матушки зимы.(А.С.Пушкин) Вот пришли морозцы и зима настала.(И.Суриков) Погода великолепная, метелица, морозик.(А.П.Чехов)


морковь 1 ребус «Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных класса.»1 2 3(С ) 4 5(/) 6 7(А) 2толкование Москва- город-герой, столица нашей Родины. 3 однокоренные слова Московский (-ая,-ое ), москвичи. 4 сочетаемость слов (составь пары) Москва (твёрдая, могучая, старая, древняя, высокая, величавая, красивая, разукрашенная, златоглавая, любимая ) 5пословицы и поговорки

Москва от глаз далека, да сердцу близка.

Кто в Москве не бывал - красоты невидал

Москва слезам не верит, ей дело подавай.

Москва верстой далека, да сердцу рядом.

6 предложения и тексты

Мы с детства запомнили эти слова

Их нету прекрасней и проще-

Для города имя - город Москва,

Для площади - Красная площадь. (И.Токмакова)

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось.

Как много в нём отозвалось…. (А.С.Пушкин)


Словарно-орфографическая работа, проведённая таким образом, помогает достигать желаемых результатов, увлекает и развивает учеников, способствует глубокому усвоению программного материала.

Заключение

Словарная работа - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Начальное обучение -важное время жизни для тех,кого мы называем будущие члены общества. То,как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.

Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях ,в соединительных гласных и т.д.затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.

Это объясняется самой природой гласных звуков .В отличие от согласных ,которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.

В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия.

Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача - добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой -словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую" орфографическую зоркость", добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Список литературы:

  1. П.А.Грушников « Принципы и содержание словарной работы в начальных классах.»

  2. П.А.Грушников « Орфографический словарь и методика работы с ним в начальных классах.»

  3. В.П.Козлова «Некоторые вопросы словарно - орфографической работы в начальных классах.»

  4. Л.П.Николаева, И.В.Иванова «Работа со словарными словами.»

  5. В.М.Кузнецова «Учимся работать со словарными словами.»

  6. В.В.Волина «Попробуй отгадай»

© 2010-2022