Статья «Экологическое воспитание детей»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое воспитание детей Дошкольное детство - это начальный этап становления личности. Знакомить детей с природой надо с раннего возраста. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы - значение возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. Дети учатся устанавливать связи между живой и неживой природой, связь живого организма со средой обитания, приспособленность к ней. Изучают влияние природы на трудовую деятельность людей, которая связана с использованием её богатства, загрязнением окружающей среды, охраной природы. Уже в течение двух лет углубленно занимаемся воспитанием у детей познавательного интереса к природе. В процессе работы с детьми мы заметили, что они входе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могут связать их прилёт весной с температурой воздуха, таянием снега, вскрытием водоёмов, появлением насекомых. Ребята разбираются в том, что до тех пор, пока не появятся насекомые - птицы не прилетят в леса, пока не вскроются водоёмы - не прилетят водоплавающие пернатые. Таяние же снега , вскрытие рек, появление насекомых связано с повышением температуры воздуха. При изучении природы открываются возможности и для эстетического воспитания детей. Природа обогащает человека духовно. Задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её красоту, уметь ценить и пользоваться увиденным. Но педагог должен быть подготовлен сам к восприятию красивого. Чтобы увидеть красоту природы, необходимо быть к ней ближе. Для этого мы проводим с детьми экскурсии в лес, в парк, эти экскурсии дают возможность обобщить знания детей о том, что лес - наше богатство, а деревья, кустарники и травы - частица родная природы. Дети получают более глубокие знания о деревьях: липе, осине, берёзе. Дети вспоминают о них стихи, загадки, пословицы о лесе, поговорки. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Если дети принимают участие в озеленении участка, класса, то они не будут рвать и топтать цветы на клумбах и скверах, не будут ломать деревья и кустарники, за которыми сами ухаживают. Слушая красоту пения птиц, зная, какую пользу приносят они в народном хозяйстве, дети полюбят и будут охранять пернатых друзей, а в зимнее время подкармливать их. Наблюдая за луком, растущим в разных условиях, здесь мы с ребятами выявили зависимость изменения зелени лука от степени освещения, температуры воздуха, наличия или отсутствия воды. В конце занятия мы делаем заключение: «Вот так и в природе вокруг нас цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы к ним будем проявлять доброту, заботиться о них. Они будут себя хорошо чувствовать и нас порадуют красотой и здоровьем». К.Д. Ушинский отмечал положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет даёт возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретённых, подводить изученные виды на один раз».



© 2010-2022