Программа внеурочной деятельности трудовой десант

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Девчонки, мальчишки - вся детвора,
Идите по жизни дорогой добра!

Доброта - это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому - из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.
Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.
Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

Программа «Трудовой десант» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы:

  • социально полезная направленность деятельности детей и их наставников;

  • сотрудничество детей и взрослых;

  • «многоролевой» характер деятельности;

  • творчество.
    Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

  • коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;

  • коллективное творчество - проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;

  • ситуации - образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;

  • общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. В воспитательных планах всех школ, учреждений дополнительного образования, каждого классного руководителя и педагога обязательно есть вопросы гражданско-патриотического воспитания, т.к. оно является приоритетным направлением в современном общероссийском учебно-воспитательном процессе. Правительством РФ подготовлена государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», отражающая важность этой проблемы.

Вся воспитательная работа в курсе «Трудовой десант» направлена на формирование гражданско-патриотических качеств личности, что происходит в ходе:

  • оказания помощи социально незащищённым слоям населения, которые нуждаются во внимании;

  • приобщении к общественно-полезному труду на благо общества.


Это выражается в:

  • проведении совместных мероприятий с воспитанниками детского сада ;

  • приобщении к здоровому образу жизни в условиях социальной и природной среды;

  • активном общении с природой, способствующем укреплению здоровья и повышению уровня экологической культуры;

  • проведении мероприятий, направленных на восстановление физических и душевных сил;

  • тесном взаимодействии со сверстниками и раскрытии потенциала личности каждого ребёнка.

В основу гражданско-патриотического воспитания курса легли принципы:

  • природосообразность воспитания;

  • ценностно-смысловое равенство взрослого и ребёнка;

  • креативность и творческое начало в воспитании;

  • краеведческий;

  • взаимопомошь.

В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов:

  1. Экология

  2. Технология.

  3. Литературное чтение

Цель:

всестороннее гармоническое развитие личности.

Задачи:

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержки;

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • Умении видеть красоту природы, труда и творчества.

Планируемые РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим

поколением;

  • привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;

  • улучшение качественной характеристики обучающихся;

выполнение детьми гражданского долга во всех сферах общественной деятельности.

Содержание курса 1 класс

тема 1 экскурсия на пришкольный участок

урок - экскурсия.

Тема 2 знакомство с оригами

История оригами. беседа

Тема 3 сбор семян.

Экскурсия

Тема 4 сбор листьев

Экскурсия

Тема 5 выставка «Чудеса природы»

Оформление своих работ

Тема 6 конкурс на лучший осенний букет

Оформление работ

Тема 7операция витамин

Урок - путешествие

Тема 8 праздник урожая

Беседа. Игра.

Тема 9-10 наш край

Урок - путешествие

Тема 11 -12 животный мир нашего края

Беседа, игра.

Тема 13 -14 изготовление книжки - малышки

Изготовление книжки малышки

Тема 15 экскурсия «Необычное в обычное»

Урок - путешествие в сказку

Тема 16 наведение порядка в зоне отдыха

Трудовые дела

Тема 17 -18 работа на пришкольном участке

Трудовые дела

Тема 19 трудовой десант «Возле памятника»

Трудовые дела

Тема 20 работа в зеленом уголке

КТД

Тема 21 операция «Милосердие»

Выставка рисунков, трудовой десант

Тема 22 Акция «Моя мама»

Школа общения

Тема 23 работа в школьной библиотеки

Школа общения

Тема 24 -25 Герб, гимн, флаг

Школа общения

Тема 26 правила честного спора

Викторина

Тема 27 Тема путешествие в страну Вежливости

Урок - путешествие

Тема 28-29 не надо кричать на человека

Школа общения

Тема 30 неизвестный космос

Игра - путешествие

Тема 31 обобщающее занятие

викторина

календарно - тематическое планирование 1 класс

№ п/п

тема

Количество часов

всего

теоретических

практических

33

Моё Я

1

Экскурсия на пришкольный участок

2

Знакомство с оригами

3

Сбор семян

4

Сбор листьев

5

Выставка «Чудеса природы»

6

Конкурс на лучший осенний букет

Я и природа

7

Операция «Витамин»

8

Праздник урожая

9-10

Наш край

11-12

Животный мир нашего края

13-14

Изготовление книжки - малышки «Эти забавные животные»

15

Экскурсия «Необычное в обычное»

16

Наведение порядка в зоне отдыха

17-18

Работа на пришкольном участке

Я и другие

19

Трудовой десант по уборке территории «Возле памятника»

20

Работа в зеленом уголке: ухаживание за комнатными растениями

21

Операция «Милосердие»

22

Акция «Моя мама»

23

Работа в школьной библиотеки

24-25

Герб, Гимн, Флаг.

26

Правила честного спора

27

Путешествие в страну Вежливости

28-29

Не надо кричать на человека

30

Неизвестный космос

31

Обобщающее занятие.

Приложение 1

Уровень сформированности нравственных

качеств учащихся

Перечень нравственных качеств личности:


  1. Дисциплинированность


  2. Ответственность за выполнение поручений


  3. Адекватность восприятия критики


  4. Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)


  5. Конфликтность


  6. Коммуникативность (общительность)


  7. Честность


  8. Сотрудничество


  9. Креативность (одарённость, талантливость)


Таблица заполняется учителем в начале и в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся - длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов - от «0» до «3».


Приложение 2

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:


  • Отношение к обществу, патриотизм


  • Отношение к умственному труду


  • Отношение к физическому труду


  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)


  • Саморегуляция личности (самодисциплина)


По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:


^ Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Программа внеурочной деятельности трудовой десант

^ Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Программа внеурочной деятельности трудовой десант

^ Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Программа внеурочной деятельности трудовой десант

^ Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.



Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника


Основные отношения
Показатели воспитанности


Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)


Отношение к обществу


1. Патриотизм


1. Отношение к родной природе


3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

^ 0 - природу не ценит и не бережет.


2. Гордость за свою страну


3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

^ 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.


3. Служение своими силами


3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

^ 2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству


4. Забота о своей школе


^ 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

^ 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.


Отношение к умственному труду


2. Любознательность


5. Познавательная активность


3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует


6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности


^ 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля


7. Саморазвитие


3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

^ 2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

^ 0 - во внеурочной деятельности не участвует.


8. Организованность в учении


3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

^ 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет


Отношение к физическому труду


3. Трудолюбие


9. Инициативность и творчество в труде


3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

^ 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.


10. Самостоятельность


^ 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает


^ 11. Бережное отношение к результатам труда


3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

^ 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.


12. Осознание значимости труда


3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

^ 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.


Отношение к людям


4. Доброта и отзывчивость


13. Уважительное отношение к старшим


^ 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

^ 0 - не уважает старших, допускает грубость.


14. Дружелюбное отношение к сверстникам


3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

^ 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен


15. Милосердие


3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

^ 2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток


16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми


^ 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

^ 1 - не всегда честен;

0 - нечестен


Отношение к себе


5. Самодисциплина


17. Самообладание и сила воли


3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;

^ 2 - сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

^ 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.


18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения


3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

^ 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает


19. Организованность и пунктуальность


3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

^ 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет


20. Требовательность к себе


^ 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

^ 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.



Приложение 3

^ Анкета «Необитаемый остров»

Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.

1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?

2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?

3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?

4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?

5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?

6. Хотели бы вы вернуться домой?

7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?

8. Ваши любимые предметы в школе и почему?

9. Ваши нелюбимые предметы и почему?

10. Что вы прочитали за последние два месяца?

11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?

12. На кого хотели бы быть похожим?

13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?

14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?

15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?

16. Чем вы занимаетесь в свободное время?

17. Чем бы вы хотели заниматься?

Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача - выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.

Приложение 4

Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.


1. Самые здоровые
2. Очень здоровые
3. Здоровые
4. Более или менее здоровые.
5. Среднего здоровья
6. Более или менее больные
7. Больные
8. Очень больные
9. Самые больные


1. Самые умные
2. Очень умные
3. Умные
4. Более, менее умные
5. Среднего ума
6. Более, менее неумные
7. Неумные
8. Глупые
9. Самые глупые


1. С прекрасным характером
2. С хорошим характером
3. С более или менее хорошим характером
4. С неплохим характером
5. С обычным характером
6. С неважным характером
7. С плохим характером
8. С очень плохим характером
9. С тяжелым характером


1. Чрезмерно счастливы
2. Очень счастливы
3. Счастливы

4. Более или менее счастливы
5. Не очень счастливы
6. Мало счастливы
7. Несчастливы
8. Очень несчастливы
9. Самые несчастные



После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

^ Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

Приложение 5

Изучение самооценки личности младшего школьника.

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".

Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.

"Идеал" "Антиидеал"


Смелость


Хвастовство


доброта


грубость


любознательность


лень


трудолюбие


трусость


вежливость


зависть


усидчивость


лживость


честность


жадность


правдивость


драчливость


настойчивость


жестокость


активность


обидчивость


Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.


Литература

  1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

  2. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;

  3. Программа воспитания и социализации

  4. И.А. Атапов, М.А. «Мы патриоты!», Москва «Вако» - 2006.

  5. Казаева Е.А. «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста», Екатеринбург, 2000

  6. Н.А. Максимов «Спутник классного руководителя», Волгоград, Учитель, 2007

  7. Субботина М. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» Учитель 2002, №2, с. 36-40

  8. Журналы: «Классный руководитель: №3 2007, №8 2006, №1 2006, №3 2006»


© 2010-2022