Планирование деятельности в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мельник Людмила Николаевна



Планирование деятельности.




Не предлагайте ученикам в готовом виде ту или иную учебную информацию, если они могут путём умственных действий получить или выработать её самостоятельно. Можно их ребёнку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путём собственной деятельности. Очень часто бывает в нашей практике, что дети совершенно не понимают задания к упражнению по русскому языку или по какому-то другому предмету. А ведь очень важно, чтобы ребёнок правильно понял задание и, причём, смог разобраться в задании самостоятельно. Я учу своих ребят всегда составлять план своих действий. Если ребёнок умеет планировать свои действия, он не будет его выполнять бездумно и обязательно справится с заданием. Сама задание не объясняю. Сначала прошу самостоятельно прочитать задание. Обсудить план действий в парах или в группах. После обсуждения дети озвучивают свой план. Коллективно корректируем его, уточняем. Если дети что - то упустили, предлагаю ещё раз посмотреть задание. Обязательно похвалю того ребёнка, который заметил малейшую деталь в задании ту, что не заметили другие. Если в чём-то возникают вопросы, предлагаю объяснить желающим ребятам. А к классе обязательно такие найдутся. И только потом приступаем к выполнению задания. В ходе систематической работы такого плана сразу видны результаты. Например, уже нет бездумно списанных домашних упражнений. Научить детей планировать мне помогают такие приёмы как обсуждение готового плана решения учебной задачи, работа с деформированным планом, использование плана с недостающими или избыточными пунктами, составление своего плана решения учебной задачи. Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план из условных обозначений учебника. В ходе деятельности периодически возвращаю детей к плану, чтобы отметить выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия. Например, в 1 классе на уроке технологии по теме: «Домашние животные» дети обсуждают готовый план изделия «Котёнок» из пластилина. Планирование деятельности в начальных классах Для изучения темы: «Деление на двузначное число» в 4 классе я сделала слайд. Объяснение по готовому плану по слайду, где последовательно выплывает каждый пункт, даёт детям возможность увидеть алгоритм выполнения деления и научиться правильной записи.

Планирование деятельности в начальных классах
В 4 классе при изучении темы «Распознавание имён существительных всех трёх типов склонения» дети работают в группах. Каждая группа составляет алгоритм определения склонения имени существительного. Я использую разноуровневые задания. Для группы, в которой ребята имеют более низкий уровень успеваемости предлагаю игру «Лабиринт». Дети, обговаривают выход из лабиринта. (Приём «Использование плана с избыточными пунктами»). Планирование деятельности в начальных классах

А для группы, в которой дети с высоким уровнем успеваемости предлагаю карточку с заданием:

Определите число, падеж и склонение выделенных имён существительных.

1. Солнце ярко сияло. 2. У окна росла сирень. 3. Девочка читала книгу. 4. Мальчики играли в футбол. 5. На цветке сидела бабочка.

- В каких предложениях вы с заданием справились легко? - В каких затруднялись? Почему? - Подумайте, что нужно сделать с существительными, чтобы определить склонение.

Составьте алгоритм.

Чтобы определить склонение имёни существительного, нужно: 1. 2. 3. После этого каждая группа высказывает свою точку зрения. Коллективно корректируем и приходим к единому алгоритму. И только потом предлагаю ребятам открыть учебник и прочитать правило, которое предлагают авторы учебника. Вот здесь и возникает ситуация успеха, что дети сами пришли к такому же выводу как и в учебнике. На уроке технологии в 4 классе по теме «Малахитовая шкатулка» предлагаю детям деформированный план.

Планирование деятельности в начальных классах Дети обсуждают в группах и проговаривают последовательность работы по изготовлению шкатулки. Обсудив в группах дети составляют план работы
Планирование деятельности в начальных классах
На уроке русского языка в 3 классе по теме «Правописание суффиксов и приставок» использую план с недостающими пунктами. «Слабые» группы получают карточку №1 или №2, а «сильная» получает карточку №3

№1 Чтобы правильно написать суффиксы -ик/-ек надо: 1. Изменить форму слова 2. Обратить внимание на гласный звук в суффиксе. 3. Если гласный звук сохраняется, то надо писать суффикс -ик. 4.

№2 Чтобы правильно написать суффиксы -ик/-ек надо: 1. Изменить форму слова 2. Обратить внимание на гласный звук в суффиксе. 3. 4. Если гласный звук исчезает, то надо писать суффикс -ек.

№3 Чтобы правильно написать суффиксы -ик/-ек надо: 1. 2. Обратить внимание на гласный звук в суффиксе. 3. Если гласный звук сохраняется, то надо писать суффикс -ик. 4. Если гласный звук исчезает, то надо писать суффикс -ек. Самостоятельное составление плана практикую в 3-4 классах. Такую работу лучше выполнять в группах. Я считаю, если ученик планирует свои действия, значит, всё делает осознанно, значит, сможет проконтролировать достижение цели, оценить, выявить причины ошибок и откорректирует их.

© 2010-2022