- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка компетентностно-ориентированного задания по ОРКСЭ «Паломничества и святыни»»
Методическая разработка компетентностно-ориентированного задания по ОРКСЭ «Паломничества и святыни»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Минина И.В. |
Дата | 23.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Начальная общеобразовательная школа № 35»
Разработка компетентностно-ориентированного задания
классического типа для начальной школы
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ (ОРКСЭ)
БЛОК: ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
для 4 класса
Выполнила:
Минина Ирина Валерьевна,
зам. директора ,
учитель начальных классов,
БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»
Омск - 2013
Компетентностно - ориентированное задание
по ОРКСЭ
Компетенция: информационная.
Аспекты: поиск и сбор информации; обработка, использование информации для решения учебных задач.
Стимул: На уроке ОРКСЭ ученики 4 класса знакомились с историей возникновения мировых религий буддизма, иудаизма, христианства и ислама. Когда Маша искала интересную информацию о священных зданиях иудаизма в городе Иерусалиме, она прочитала, что Иерусалим называют «городом трёх религий». Маша задумалась: почему?
Задачная формулировка для 1 группы:
-
прочитайте текст учебника, составьте список понятий по теме «Паломничества и святыни в христианской религиозной традиции»;
-
на листе А3 составьте схему (кластер), показав связи, которые существуют между понятиями;
-
сравните свою схему со схемой другой группы, сделайте вывод о наличии или отсутствии в схеме информации об Иерусалиме;
-
ответьте на вопрос Маши: почему город Иерусалим называют «городом трёх религий»?
Задачная формулировка для 2 группы:
-
прочитайте текст учебника, составьте список понятий по теме «Паломничества и святыни в иудаистской религиозной традиции»;
-
на листе А3 составьте схему (кластер), показав связи, которые существуют между понятиями;
-
сравните свою схему со схемой другой группы, сделайте вывод о наличии или отсутствии в схеме информации об Иерусалиме;
-
ответьте на вопрос Маши: почему город Иерусалим называют «городом трёх религий»?
Задачная формулировка для 3 группы:
-
прочитайте текст учебника, составьте список понятий по теме «Паломничества и святыни в буддийской религиозной традиции»;
-
на листе А3 составьте схему (кластер), показав связи, которые существуют между понятиями;
-
сравните свою схему со схемой другой группы, сделайте вывод о наличии или отсутствии в схеме информации об Иерусалиме;
-
ответьте на вопрос Маши: почему город Иерусалим называют «городом трёх религий»?
Задачная формулировка для 4 группы:
-
прочитайте текст учебника, составьте список понятий по теме «Паломничества и святыни в исламской религиозной традиции»;
-
на листе А3 составьте схему (кластер), показав связи, которые существуют между понятиями;
-
сравните свою схему со схемой другой группы, сделайте вывод о наличии или отсутствии в схеме информации об Иерусалиме;
-
ответьте на вопрос Маши: почему город Иерусалим называют «городом трёх религий»?
Источник информации:
1. Текст учебника на с. 58 - 61 (Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/[А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов]. - М.: Просвещение, 2012).
Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.
Критерии оценки выполненного задания:
1. Определены основные понятия по заданной теме - 10 баллов (за каждое не названное понятие - минус 1 балл);
2. Верно установлены взаимосвязи между основными понятиями и составлен кластер - 10 баллов (за каждую не указанную взаимосвязь - минус 1 балл);
3. Верно сформулирован ответ на вопрос Маши - 6 баллов.
Максимально - 26 баллов.
-
неудовлетворительно до 16 баллов;
-
удовлетворительно от 16 до 21 баллов;
-
хорошо от 22 до 24 баллов;
-
отлично от 25 до 26 баллов.
Самоанализ КОЗ
Предмет: ОРКСЭ, блок «Основы мировых религиозных культур»
Класс: 4.
Тема урока: «Паломничества и святыни»
Контекст включения КОЗ в урок:
КОЗ включается на этапе закрепления и углубления знаний по теме;
КОЗ направлено на оценку информационной компетентности.
Аспекты:
-
поиск и сбор информации;
-
обработка, использование информации для решения учебных задач.
В процессе решения учебной задачи ученики повторяют основные понятия новой темы; учатся находить взаимосвязи между понятиями, отображая их в схеме (составляя кластер), отвечают на вопрос проблемного характера.
Ученики заполняют бланк выполнения задания, который сравнивается с модельным ответом. Результат работы оценивается на основании критериев оценки выполненного задания.
Приложения к КОЗ
Бланк выполнения задания для группы 1:
1. Основные понятия: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кластер: «Паломничество в христианстве»
3. Ответ на вопрос Маши:
______________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк выполнения задания для группы 2:
1. Основные понятия: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кластер: «Паломничество в иудаизмее»
3. Ответ на вопрос Маши:
______________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк выполнения задания для группы 3:
1. Основные понятия: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кластер: «Паломничество в буддизме»
3. Ответ на вопрос Маши:
______________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк выполнения задания для группы 4:
1. Основные понятия: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кластер: «Паломничество в исламе»
3. Ответ на вопрос Маши:
______________________________________________________________________________________________________________________________
Модельный ответ для группы 1:
1. Основные понятия: священные места, реликвии, мощи, Храм гроба Господня, гроб Господень, город Иерусалим, Вифлеем.
2. Кластер:
3. Ответ на вопрос Маши: город Иерусалим называют «городом трёх религий» потому, что там есть места поклонения трёх религиозных традиций: иудаизма, христианства и ислама.
Модельный ответ для группы 2:
1. Основные понятия: Иерусалим, Стена Плача, места жизни и могилы выдающихся учителей
2. Кластер:
3. Ответ на вопрос Маши: город Иерусалим называют «городом трёх религий» потому, что там есть места поклонения трёх религиозных традиций: иудаизма, христианства и ислама.
Модельный ответ для группы 3:
1. Основные понятия: накхор, ступы, 4 места: рождения, просветления, первой проповеди, смерти.
2. Кластер:
3. Ответ Маши: город Иерусалим называют «городом трёх религий» потому, что там есть места поклонения трёх религиозных традиций: иудаизма, христианства и ислама.
Модельный ответ для группы 4:
1. Основные понятия: священные места, город Мекка, хадж, храм Кааба, город «Лучезарная Медина», мечеть пророка, гробница Мухаммада, Иерусалим, храм «Купол скалы», «Отдалённейшая» мечеть.
2. Кластер:
3. Ответ Маши: город Иерусалим называют «городом трёх религий» потому, что там есть места поклонения трёх религиозных традиций: иудаизма, христианства и ислама.
Список литературы:
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/[А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов]. - М.: Просвещение, 2012