Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка

Соболевская Татьяна Семеновна,

учитель начальных классов

ЛГ МБОУ «СОШ №1» города Лангепаса

Тюменской области Учебный предмет: русский язык Класс: 2 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала Технология построения урока: проблемное обучение

Тема урока: «Проверка безударных гласных в корне слова» УМК «Планета знаний»
Цели урока:

  • образовательная: создать условия для овладения обучающимися знаниями проверки написания слов с безударными гласными; формировать умение применять полученные знания при выполнении заданий;
  • развивающая: развивать у обучающихся умение ставить учебную проблему, находить пути ее решения; структурировать знания; развивать навык самоконтроля;
  • воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету; умение работать в коллективе, в парах; воспитывать чувства взаимопомощи.

Планируемые результаты Личностные УУД:
  • формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности, ее мотивом и результатом;
  • определять правила работы в парах.
Регулятивные УУД:
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве;
  • умение контролировать и оценивать свои действия;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Познавательные УУД:
  • ориентироваться в учебнике, тетради;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;
  • проводить анализ, объясняя критерии сравнения; делать выводы и обобщения;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
  • сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • уметь работать в малой группе; соблюдать правила речевого поведения.

Оборудование к уроку:
  • мультимедийная установка;
  • презентация к уроку;
  • Русский язык: 2 кл.: учебник: В 2 ч. Ч. 1 / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М.: АСТ: Астрель, 2011 г.
  • Русский язык: рабочая тетрадь №1 к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» (часть 1): 2 кл. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина - М.: АСТ: Астрель, 2012 г.
  • карточки с заданиями для исследовательской работы, для актуализации знаний, дифференцированной работы.

Место проведения: кабинет начальных классов.



Этап урока



Цель этапа урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающегося


Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Обеспечить готовность обучающихся к активному восприятию нового учебного материала.




- Ребята, я предлагаю вам улыбнуться друг другу. Надеюсь, что у всех прекрасное настроение. Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше сотрудничество на уроке было приятным и привело нас к новым знаниям и умениям. До начала работы проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте учебник, тетрадь и пенал. - Почему это важно?
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня мы постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. Но для этого нужно будет выполнить несколько интересных заданий. Вы готовы? Тогда приступаем.



- Запишите в тетрадь число, классная работа, выделите орфограммы.
Чтение стихотворения: Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Интересно нам писать, Думать, спорить, размышлять.


Обучающихся высказывают свое мнение.

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

2. Актуализация опорных знаний

Вызвать интерес к учебному материалу, актуализировать опорные знания обучающихся. Орфографическая работа

Цель: активное включение обучающихся в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием.
- Ребята, я предлагаю вам поработать в паре и назвать новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, последовательно соединив буквы, являющиеся орфограммами в существительных: ключ, берёза, солнце, добро, улов, север, срок.

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс) - Подберите родовое понятие к слову человек.
- Верно, но животные тоже живое существо. Тогда чем человек от них отличается?
- Где вы можете найти сведения о правописании слова?
- Поработайте с орфографическим словарем. Что вы можете сказать о правописании слова человек?


- Ребята, вы молодцы, что уже умеете пользоваться словарями. Это помогло вам справились с заданием.

  • Запишите слово человек в тетрадь, выделите орфограммы.

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)

  • Устно составьте предложение с данным словом.



Обучающиеся работают в паре и называют слово человек

- Человек - это живое существо.

- Человек умеет говорить, мыслить, трудиться

- Необходимые сведения можно найти в орфографическом словаре.

Обучающиеся работают с орфографическим словарем.

- В слове человек две безударные гласные е и о, парная согласная к. Проверочное слово человека.

Обучающиеся работают самостоятельно. Проводится самопроверка.


Обучающихся составляют предложения.

Дети дают оценку получившимся предложениям. Личностные УУД:

развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу.


Познавательные УУД:

- логические - анализ объектов с целью выявления признаков;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- овладевать умением прогнозировать;

- оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


3. Постановка учебной задачи


Создать проблемную ситуацию, включить в нее обучающихся, сформулировать тему и цель урока.


- А теперь, ребята, я предлагаю вам прочитать пословицы: 1. Красна птица опереньем, а человек - уменьем. 2. Русский человек добро помнит. 3. Человека ценят не по словам, а по делам.
- Подумайте, какие из пословиц можно объединить между собой и по какому признаку?

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс) - Запишите в тетрадь последнюю пословицу. - В написании каких слов у вас возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение? - Поставьте в этих словах ударение, подчеркните «опасные» места. - В какой части слова гласная в слабой позиции?

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)

- Какое правило нужно знать, чтобы правильно записать эти слова?

- Правильно. Это и есть тема нашего урока. Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)- Какую цель вы поставите на уроке перед собой?
- Я рада, что вам удалось справиться и с этим заданием.


- Можно объединить 1 и 3 пословицы. Они имеют общий смысл. Человека ценят за его умения, дела, поступки.

Обучающиеся работают самостоятельно.

- По словам, по делам.

- Написание слов не совпадает с произношением.

- В корне.


Обучающихся высказывают свое мнение и совместно формулируется ответ - необходимо знать правило проверки безударной гласной в корне слова.


- Узнать какая орфограмма в слове, как ее проверить.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели;

- логические - формулирование проблемы.

Регулятивные УУД:

высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД:

точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.


4. Физминутка для глаз

Сменить вид деятельности обучающихся во время урока.

Использование мультимедийной паузы. Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)

Обучающиеся выполняют зарядку для глаз. Личностные УУД:

умение применять правила здорового образа жизни.


5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Привлечь внимание детей к новым сведениям. - Сегодня, ребята, мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. - Какое наше действие следующее?

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)


- Рассмотри варианты проверки безударных гласных в словах.
Понаблюдай: 1. В каком столбике даны слова, написание которых надо проверять? Как их можно назвать одним словом? 2. Почему в группе проверочных слов даны два столбика слов? Какие способы проверки гласных указаны? 3. Слова какой части речи использованы как проверочные?



Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)- Ребята, вы точно сформулировали учебную задачу и поэтому ваши действия позволили получить успешный результат. Молодцы!
- А теперь нам необходимо составить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова, который поможет вам правильно решить орфографическую задачу.


- Ребята, высказывая разные точки зрения, вы внимательно слушали друг друга, тем самым уважали мнения других. Мне было интересно наблюдать за вашим диалогом, было высказано много умных и интересных мыслей, что помогло вам справиться с этой задачей. - А теперь сравните наш алгоритм с правилом на странице 102. - Какой вывод сделаете?
- Прочитайте слова: м.сты, к.вёр, з.ма, стр.на, р.ды. - Что скажете? - По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове. - Какие шаги выполним?

- Будем составлять план работы на уроке.

( Проходит совместная работа с учителем.)



  • Повторение правила - с. 99. (сильная и слабая позиция звука в лове)

Обучающихся высказывают свое мнение , делается вывод - первичная формулировка правила.



Коллективная работа.

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)

Работа с правилом - с. 102.

- Наш алгоритм верный.


- Здесь записаны слова с безударными гласными.

Коллективная работа

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс) Личностные УУД:

мотивация учебно-познавательной деятельности.


Познавательные УУД:

- моделирование;

- логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество в поиске и выборе информации.
6. Физкультми нутка

Сменить вид деятельности обучающихся во время урока.

Использование мультимедийной паузы.

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)

Обучающиеся выполняют физкультминутку Личностные УУД:

умение применять правила здорового образа жизни.
7. Закрепление знаний и способов деятельности
Учить детей находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой учебной задачи.


- А сейчас я предлагаю вам из теоретиков превратиться в практиков и проверить, как вы поняли новый материал.
Задание: прочитайте слова. Какие из однокоренных слов можно использовать как проверочные? Обоснуйте свой выбор. Запишите проверяемые и проверочные слова с графическим обоснованием, используя подсказку.


- Какое слово является проверочным в упр. 3?
- Так что же нужно сделать для того, чтобы правильно обозначить безударный гласный звук в корне слова?


Работа в паре по учебнику
Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)Взаимопроверка.
Лепить - лепка. Подчищать - чисто.

Обучающиеся повторяют правила проверки безударных гласных в корне слова. Познавательные УУД: - общеучебные - умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные УУД:

контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре, управлять поведением партнёра - контроль, оценка действий партнера.


Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

8. Обобщение усвоенного материала. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученным при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи.


Дифференцированная работа - Чтобы выяснить, все ли вам понятно по теме, я предлагаю выполнить задания для самостоятельной работы на выбор по мере их сложности.

(Смотреть приложение 1)

Тест-повторение изученного материала - Я буду вам читать высказывания ученика. Послушайте внимательно утверждения. Цифрой 1 обозначьте верные утверждения, цифрой 0 - неверные.

1. В слове бывает один ударный гласный звук.

2. Проверить ударный гласный можно согласным.

3. Гласные а, о, и, е, я в безударных слогах требуют проверки.

4. Слова: мёд, стол, страны требуют проверки безударных гласных.

5. Безударный гласный в слове кормушка проверяется словом корм.

6. Гласный звук [у] в безударной позиции проверять не надо.

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс) Подведение итогов: ребята, вы правильно выполнили задания, поняли тему урока и теперь легко справитесь с домашним заданием. Я в вас верю.

Обучающиеся выбирают задание по мере сложности и самостоятельно выполняют его.

Проверка выполненной работы.


Обучающиеся записывают в тетрадь ответы на вопросы теста.



Обучающиеся проверяют работу - сравнивают свои ответы с образцом.


Познавательные УУД: умение принимать задачу, следовать правилу.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: самоопределение.
9. Домашнее задание (на выбор).
Учить детей применять полученные знания при выполнении учебного задания. 1 вариант - с. 102 правило, упр.6. 2 вариант - с. 102 правило, творческая работа. Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Используйте слова с безударными гласными в корне слова.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

10. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
Подвести итог совместной деятельности.
- Ребята, так о каком важном правиле русского языка вы расскажете сегодня дома своим родителям? - Как, по вашему мнению, теперь при необходимости вы сможете решить такую орфографическую задачу? - На следующем уроке вы узнаете, какие еще есть тайны русского языка. А пока дополните предложение.

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с тремя шкалами.

Оцените, пожалуйста, этот урок:

  1. как вы усвоили новый материал;

  2. насколько интересным показался вам урок;

  3. оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

- Мне очень понравилась ваша работа на уроке.

(Оценивание работы обучающихся на уроке.)


Я благодарю вас за сотрудничество.

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)

Обучающиеся заполняют листы самооценки.

(Смотреть приложение 2)

Проходит обсуждение результатов рефлексии.

Познавательные УУД:

рефлексия.

Регулятивные УУД:

умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

формирование личностного смысла учения.

Список используемой литературы

  1. Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Программа курса «Русский язык» 1-4 классы /Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина//Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». -М.: АСТ: «Астрель». 2009 г.
  2. Русский язык: 2 кл.: учебник: В 2 ч. Ч. 1 / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. - М.: АСТ: Астрель, 2011 г.
  3. Русский язык: рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» (часть 1): 2 кл. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина - М.: АСТ: Астрель, 2012 г.
  4. Г. А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2-3 класс. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  5. С. В. Арчакова, Н. М. Баркалова, С. А. Летуновская, О. П. Слесарева. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 1-2 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивныи приложением / Авт.-сост. С. В. Арчакова, Н. М. Баркалова, С. А. Летуновская, О. П. Слесарева. - М.: Планета, 2012.- 160 с.
  6. В. И. Даль. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников,- М.: Эксмо, 2007.
  7. М. Т. Карпенко. Сборник загадок: пособие для учителя /сост. М.Т. Карпенко. - М: Просвещение, 1988.-80 с.
  8. Н. В. Ёлкина., Т.И. Тарабарина. 100 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  9. Л. В. Савельева. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения // Начальная школа, 1999, №12.
  10. Л. В. Савельева. Условия формирования орфографических знаний и умений в начальной школе. ( Развивающее языковое образование в современной начальной школе. Под ред.Т. Г. Рамзаевой - СПб.: Специальная Литература, 2009)
  11. img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png
  12. img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png
  13. img-fotki.yandex.ru/get/4706/113882196.8e/0_60321_5cca8fd5_XL
  14. ailona.ru/_ph/97/250733085.png
  15. img-fotki.yandex.ru/get/6214/66124276.8d/0_760aa_c67ee5b0_XXL.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточки с заданием для дифференцированной работы



I уровень

Вставь пропущенные буквы.


Исправь ошибки

гр…за

д…жди

пчила

снижинка

оз…ро

н…ра

цвиток

маряк

т…шина

д…ревья

сасна

бальной


II уровень
Рабочая тетрадь №1 «Русский язык» с. 17, упр.№1. Задание: какое слово из скобок выберешь в каждом предложении? Вставь его в нужной форме, подчеркни безударную гласную.

  1. Стрелой летят санки с _________(холм, равнина).
  2. Дятел звонко стучит по ________(лист, ствол).
  3. Весной река вышла из _________(берег, море).







III уровень

- Разгадай кроссворд.

1

2

3

4

5

  1. В морях и реках обитает,
    Но часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять. (Вода)


  1. В землю теплую уйду,
    К солнцу колосом взойду,
    В нем тогда таких как я,
    Будет целая семья! (Зерно)


  1. У меня длинней иголки, чем у елки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке. (Сосна)


  1. Межа деревянная,
    А поле стеклянное. (Окно)


  1. Нашумела, нагремела,
    Все промыла и ушла,
    И сады, и огороды
    Всей округи полила. (Гроза)

- В словах поставьте знак ударения, выделите корень, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова, назовите проверочное слово.































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточки для самооценки работы на уроке



0Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)

Усвоил новый материал

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)

0

Интересный урок

Методическая разработка урока русского языка. Тема Проверка безударных гласных в корне слова (2 класс)0

Мое участие на уроке



© 2010-2022