Конспект урока русского языка Слова-предметы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ

Урок 15. Стихотворения Ф.И. Тютчева об осени Цели урока: ввести в новый раздел «Люблю природу русскую. Осень»; ознакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Осень»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление. Оборудование: репродукции картин с осенним пейзажем, а так­же аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года», «Октябрь», «Осенняя песня».

Ход урока

I. Организационный момент

П. Введение в тему. Речевая разминка

1. На фоне музыки П.И. Чайковского учитель читает четве­
ростишия, которые записаны на доске.

Скинуло кафтан зеленое лето, Отсвистели жаворонки всласть, Осень, в шубу желтую одета, По лесам с метелкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз.

2. Выразительное чтение четверостиший детьми.

3. Постановка цели урока.

  • Прочитайте название раздела в учебнике. (Дети читают: «Люблю природу русскую. Осень».)

  • Определите тему последующих уроков.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями
русского поэта Ф.Тютчева. Будем учиться читать выра­
зительно его стихотворения, анализировать знаменитые
строки поэта и понимать настроение автора.

III. Беседа по теме

1. Обсуждение прочитанного текста.

  • Нравится ли вам осень? Чем интересно это время года? Расскажите.
  • Прочитайте авторский текст на странице 66 учебника.

  • Что вы узнали из этого текста?

2. Работа над загадками на с. 67. Выразительное чтение. - А сейчас нашему вниманию предлагаются загадки на стра­
нице 67 учебника.

Дети громко, выразительно читают загадки, отгадывают их. ГУ; Физкультминутка

V. Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева

  1. Чтение стихотворения учителем. -

  2. Обсуждение стихотворения.


  • Какой увидел осень поэт Федор Тютчев?

  • Какие картины представили вы при чтении этого стихо­творения?
  • Мы увидели, что осень нравится поэту, поэтому он упот­ребляет эпитеты. Найдите их. (Например, «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарные вечера»...)
  • Приходилось ли вам наблюдать «хрустальный день»? Опишите его, какой он? (Прозрачный, чистый, безоблач­ный.)
  • Как вы представляете себе «лучезарные вечера»? (Вечерняя природа залита лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет...)
  • Какой знак стоит в конце первой и третьей строфы? Поче­му? (Поэт может бесконечно говорить об этой дивной поре.)

3. Работа над словами и выражениями. - Как вы понимаете значение слова СЕРП, что имеет в виду автор, говоря о нем, как о живом? («Бодрый серп гулял» - он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезая колоски. Серп - это ручное орудие, изогнутый по­лукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня.)

  • «Праздная борозда» - что это значит? (Значит - отды­хающая, с нее все убрали.)
  • Что вы чувствуете при чтении стихотворения: радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиро­творение?

VI. Выразительное чтение стихотворения

VII. Итог урока - У стихотворения нет названия. Все привыкли узнавать его
по первой строке. Как бы вы его назвали?

- Как изменила осень всю окружающую природу?
Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть.

Урок 16. Стихотворения об осени Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями К. Баль­монта, А. Плещеева, А. Фета; развивать речь учащихся, об­разное мышление, внимание к слову; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет, а снизу метет.

  • Прочитайте «жужжащим» чтением пословицу. Как вы ее понимаете? (Дети объясняют смысл пословицы.)
  • Работа над четким проговариванием; чтение скороговор­кой.

III. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальный...»

IV. Новая тема

1. Слово учителя о жизни и творчестве К. Бальмонта. - Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями!
русских поэтов об осени. Откройте учебники на странице 69. Прочитайте имя автора, чье стихотворение мы будем читать. (К. Бальмонт.) - Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - поэт,
критик, переводчик. Родился и вырос в помещичьей семье.
Отец Дмитрий Константинович Бальмонт - земский дея­
тель. Мать Вера Николаевна Лебедева - высококультурная
женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта.

2. Учитель читает стихотворение «Поспевает брусника...»

  • Понравилось вам стихотворение?

  • Найдите строки, которые говорят о настроении поэта.

  • Найдите значение слова «благовонье». (Благовонье - при­ятный, ароматный запах.)
  • О ком можно сказать «проснется и заплачет»? (Так можно сказать о ребенке.)
  • К кому поэт относит эти слова? (К осени.)

  • Как вы представляете себе эту картину?

3. Выразительное чтение стихотворения.

V. Физкультминутка

VI. Чтение стихов А. Плещеева

1. Знакомство с творчеством А. Плещеева.

  • Прочитайте самостоятельно следующее стихотворение. (Самостоятельное чтение детьми.)
  • Кто автор стихотворения? (А. Плещеев.)

  • Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - поэт, пере­водчик, прозаик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство по­эта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ре­бенком. Его воспитанием занималась мать Елена Алек­сандровна, которая сумела дать сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге.

2. Выразительное чтение. Словарная работа.

  • Кто прочитает стихотворение вслух? (Читает ученик.)

  • Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?
  • Какие слова непонятны?

озимь - озимый посев, его всходы.

озимый - об однолетних растениях: засеиваемый осенью,

зимующий под снегом.


  • Как надо читать это стихотворение: в быстром темпе, с ра­достью, с грустью, неторопливо?

  • Выразительное чтение стихотворения.

VII. Стихотворение А. Фета

1. Чтение стихотворения А. Фета.

- И еще одно стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета
«Ласточки пропали...»

Учитель читает стихотворение.

2. После чтения.

  • По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изо­бражена осень?

  • Найдите строки, в которых изображаются картины, живо­писно рисующие осенние замирания природы.

3. Выразительное чтение стихотворения.

VIII. Итог урока

  • Какие стихи прочитали?

  • Какой теме они посвящены?

Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение.

Урок 17. Осенние листья Цели урока: ознакомить учащихся с новыми стихами об осени разных поэтов; учить понимать и читать стихи; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Под ногами в листопад Листья желтые летят, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок. Папа, мама и ребенок.

(В. Голяховский.)

  • Какие слова выдумал поэт?

  • Как надо произносить эти слова? Что мы должны себе представить? Какой звук выделим?

  • Читаем хором стихотворение (2-3 раза).

Конспект урока русского языка Слова-предметыIII. Новая тема

1. Анализ стихотворения А. Толстого «Осень».

  • А вот как другие поэты описывают это явление.

  • Прочитайте стихотворение Алексея Толстого «Осень».

  • Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?

  • Где поэт наблюдает осеннюю картину?

  • Прочитайте стихотворение выразительно.

  • Выучите стихотворение.

(Дети заучивают, затем несколько человек читают его наи­зусть.)

2. Учитель читает стихотворение Сергея Есенина «Закружи­
лась листва золотая...».

После чтения:

  • Почему поэт сравнивает золотую листву с легкой стаей бабочек?
  • Как выглядит пруд, окруженный осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?
  • Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте, какое настроение оно создает? Передайте его при чтении.

Чтение стихотворения учащимися.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение изучения темы

1. Знакомство с творчеством В. Брюсова.

  • Прочитайте следующие стихотворение на странице 74.

  • Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) - поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк. Родился в зажиточной купеческой семье. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, откупился из крепостных крестьян, затем разбогател на пробочной торговле. Дед со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, поэт-самоучка, пи­сал сказки, басни, повести, пьесы, очерки. Отец Брюсова, Яков Кузьмич, интересовался математикой, медициной, сельскохозяйственными и другими науками, владел фран­цузским языком, хорошо знал русскую литературу, писал стихи.

2. Работа над выразительным чтением.

  • Прочитайте еще раз стихотворение, подумайте, с помо­щью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.
  • Какие сочетания слов повторяются?

  • Прочитайте стихотворение выразительно.

3. Обсуждение стихотворения И. Токмаковой.

- Следующее стихотворение Ирины Токмаковой «Опустел
скворечник...».

(Учитель обращает внимание на литературное произношение слова скворечник.)

  • Как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится»?

  • Попробуйте составить по одному вопросу к стихотворе­нию. Задайте его ребятам.

VI. Итог урока

- Какие стихи прочитали на уроке?

- Какое из них сумели выучить?
Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворений.

Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.


© 2010-2022