И. С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа

сюжета повести

Цель урока: формирование нравственности, милосердия, уважения к

человеку, любви к животным на материале повести «Муму»

Цель учащихся: знать идейно - тематическое содержание повести

Задачи: формировать понятия о социально-историческом аспекте

произведения, о роли пейзажа в раскрытии образа - персонажа; развивать навык текстуального анализа текста, навык пересказа, учить делать выводы - уроки из эпизодов текста;

способствовать нравственному воспитанию - чувство уважения к

человеку из народа, милосердие, любовь к животным.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к повести, карточки с

заданиями

Ход урока


I. Вводно-мотивационный.

1. Водная беседа об авторе.

- Что знаете?

- Какие произведения его читали?

2. Мотивация. Побуждение (стратегия «Воображение»).

Обмен мнениями. Первые впечатления от повести.

- О чем может быть эта повесть?

II. Операционно-познавательный. 1. Чтение статьи учебника об авторе.
2. Дополнение учителя - рассказ о матери Тургенева. Тургенев родился на Орловщине, недалеко от города Мценска, в имении своей материи Варвары Петровны Лутовиновой. Она была умной, образованной, властной, некрасивой женщи­ной. В детстве ей пришлось тяжело: она осталась без отца, в семье отчима чувствовала себя бесправной. Ее приютил дядя, но и тот держал в строгости, грозил выгнать из дома за непослушание. Неожиданная смерть дяди сделала девушку хозяйкой огромного поместья с громадным парком, фруктовым садом, многочисленными хозяйственными постройками и владелицей почти пяти тысяч крепостных крестьян. Вскоре она вышла замуж за молодого, красивого, умного офи­цера Сергея Николаевича Тургенева. Через год у них родился сын Николай, а затем и второй сын - Иван. Трудности, перенесенные в детстве в доме отчима, а затем дяди, сделали характер Варвары Петровны непереносимым. Будущий писатель с детства наблюдал ее жестокие капризы и самодурство, видел, как она угнетала крепостных крестьян, дворовых, и страдал от этого. Неласкова была Варвара Петровна и к собственным детям. И.С. Тургенев вспоминал: «Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Ма­тери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - од­ним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, дога­дайся». Тяжелые впечатления детства на всю жизнь вызвали отвра­щение И.С. Тургенева к крепостному праву, к угнетению одних людей другими, к насилию и жестокости крепостничества. Мо­лодой И.С. Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил из­вестное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим име­нем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороть­ся до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибаловская клятва». Уже в 14 лет И.С. Тургенев сдал экзамены на словесное от­деление Московского университета. Затем будущий писатель продолжил образование в Петербургском университете, а потом в Германии. Он рано начал интересоваться литературным творчеством, пробовал себя в драматурги, поэзии. Настоящий успех принесла писателю публикация сборника рассказов «Записки охотника» (1852), в котором он одним из первых в русской литературе по­казал подлинную народную жизнь, изобразил характеры простых людей. «Записки охотника», рассказ «Муму» - это исполнение писателем его Аннибаловой клятвы.
3. Словарно-лексическая работа. Прототип - прообраз. Повесть - эпическая проза. Пейзаж - описание природы.

- Где и когда происходит действие рассказа?

В Москве, в доме богатой барыни, в середине XIXвека. - Как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С. Тургенев? Барыня взяла его из деревни.

4. Работа в парах. Рассказать о Герасиме:

I пара: Описание Герасима.
«…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»

1. Каков внешний вид Герасима?

2. Какие изобразительные средства использует автор?

3. Что вам понравилось в образе Герасима?

4. Как автор относится к Герасиму?

II пара: Жизнь Герасима в деревне.
«Барыня взяла его из деревни, где он жил один….»

III пара: Жизнь Герасима в городе, у барыни.
«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье…»

1. Почему Герасиму «не полюбилось сначала его новое жи­лье»? 2. Какие обязанности были у Герасима? Как он с ними справлялся? 3. Как вы понимаете выражение «работать за четверых», «дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него»?

IV пара: Взаимоотношения Герасима с окружающими.
« …со всей остальной челядью Герасим находился…»

1. Как Герасим общался с челядью? Как относились к Герасиму окружающие?

2. За что его уважали?

3. В каких отношениях он находился с дворней? Как проявляется характер

Герасима в отношениях с окру­жающими?

4. О каких еще качествах Герасима говорит автор?

5. Какое сравнение приводит автор?

V пара: Образ барыни.

1. Дайте характеристику образа барыни: в каких условиях она живет, как

проводит свои дни, почему живет одна?

2. Как вы думаете, почему барыня такая недобрая?

3. Что даёт право барыне так относиться к крепостным?

4. Раскройте смысл противопоставления «нерадостного и ненастного»

скучающей в городе барыни и ладной работы в деревне Герасима.

5. Как повлиял переезд в город на Герасима? Она оди­нока и скупа, жизнь она прожила безрадостно и теперь лишь «доживает». И.С. Тургенев использует распространенную метафору или обозначения периодов человеческой жизни: день - зрелость, вечер - старость.

5. Чтение эпизода «Описание каморки Герасима».

- О чем говорит обстановка каморки?

- Какие выводы можно сделать о его хозяине?

- Что общего между Герасимом и его жильем? В каморке Герасима все было устроено очень основательно, прочно и просто. Он устроил каморку «по своему вкусу»: соорудил «богатырскую кровать», такой же прочной и крепкой была немногочисленная мебель: стол, стул, сундук. Соответствовал могучему облику хозяина даже замок, напоминавший размерами калач.

Предметы в его жилище указывают на спокойный, независимый нрав «богатыря» Герасима, на его надежность, бесхитростность.

III. Контрольно-оценочный:

1. Составление синквейна.
1. Герасим
2. Высокий, сильный
3. Работал, исполнял, любил
4. Мне очень нравится Герасим
5. Богатырь

Защита синквейна.
Стратегия «Авторский стул».

2. Тест.
1. Повесть - это….
2. Герасим жил в деревне один? (да/нет)
3. Где жила бырыня?
А) в Петербурге;
Б) в Москве;
В) в деревне.
4.Что входило в обязанность Герасима?
А) наколоть и натаскать дров;
Б) содержать двор в чистоте и привезти бочку воды;
В) по ночам караулить;
Г) все перечисленное.
5. Как называлось жилище Герасима?

IV. Итог урока. - Как повлияли на взгляды И.С. Тургенева тяжелые впечат­ления детства? И.С. Тургенев был непримиримым врагом крепост­ного права, жестокости, насилия над людьми; в основе рассказа «Муму» лежат действительные события, немного измененные пи­сателем, а прообразами героев рассказа являются реальные люди. Мы представляем, как выглядит Герасим, узнаем, что он одинок, во многом из-за своего физического недостатка; понимаем, как он относится к работе, к людям (доброжелате­лен, но нелюдим), как окружающие относятся к нему (уважают, побаиваются). Автор явно показывает свою симпатию к герою,
любуется его богатырской мощью, трудолюбием, его внутрен­ней независимостью, чувством собственного достоинства. Вслед зa автором и читатель проникается уважением к главному герою.

V. Рефлексия.

VI. Задание на дом: нарисовать Муму;

прочитать в хрестоматии рассказ Веревочкина «Лешка».





Приложение


Карточки с заданиями

I группа: Описание Герасима.
«…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»

1. Каков внешний вид Герасима?

2. Какие изобразительные средства использует автор?

3. Что вам понравилось в образе Герасима?

4. Как автор относится к Герасиму?

II группа: Жизнь Герасима в деревне.
«Барыня взяла его из деревни, где он жил один….»

III группа: Жизнь Герасима в городе, у барыни.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье…»

1. Почему Герасиму «не полюбилось сначала его новое жи­лье»? 2. Какие обязанности были у Герасима? Как он с ними справлялся? 3. Как вы понимаете выражение «работать за четверых», «дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него»?

IV группа: Взаимоотношения Герасима с окружающими.
« …со всей остальной челядью Герасим находился…»

1. Как Герасим общался с челядью? Как относились к Герасиму окружающие?

2. За что его уважали?

3. В каких отношениях он находился с дворней? Как проявляется характер

Герасима в отношениях с окру­жающими?

4. О каких еще качествах Герасима говорит автор?

5. Какое сравнение приводит автор?

V группа: Образ барыни.

1. Дайте характеристику образа барыни: в каких условиях она живет, как

проводит свои дни, почему живет одна?

2. Как вы думаете, почему барыня такая недобрая?

3. Что даёт право барыне так относиться к крепостным?

4. Раскройте смысл противопоставления «нерадостного и ненастного»

скучающей в городе барыни и ладной работы в деревне Герасима.

5. Как повлиял переезд в город на Герасима?

© 2010-2022