- Преподавателю
- Начальные классы
- И. С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести
И. С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Максина Г.Н. |
Дата | 16.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока. И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа
сюжета повести
Цель урока: формирование нравственности, милосердия, уважения к
человеку, любви к животным на материале повести «Муму»
Цель учащихся: знать идейно - тематическое содержание повести
Задачи: формировать понятия о социально-историческом аспекте
произведения, о роли пейзажа в раскрытии образа - персонажа; развивать навык текстуального анализа текста, навык пересказа, учить делать выводы - уроки из эпизодов текста;
способствовать нравственному воспитанию - чувство уважения к
человеку из народа, милосердие, любовь к животным.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к повести, карточки с
заданиями
Ход урока
I. Вводно-мотивационный.
1. Водная беседа об авторе.
- Что знаете?
- Какие произведения его читали?
2. Мотивация. Побуждение (стратегия «Воображение»).
Обмен мнениями. Первые впечатления от повести.
- О чем может быть эта повесть?
II. Операционно-познавательный. 1. Чтение статьи учебника об авторе.
2. Дополнение учителя - рассказ о матери Тургенева. Тургенев родился на Орловщине, недалеко от города Мценска, в имении своей материи Варвары Петровны Лутовиновой. Она была умной, образованной, властной, некрасивой женщиной. В детстве ей пришлось тяжело: она осталась без отца, в семье отчима чувствовала себя бесправной. Ее приютил дядя, но и тот держал в строгости, грозил выгнать из дома за непослушание. Неожиданная смерть дяди сделала девушку хозяйкой огромного поместья с громадным парком, фруктовым садом, многочисленными хозяйственными постройками и владелицей почти пяти тысяч крепостных крестьян. Вскоре она вышла замуж за молодого, красивого, умного офицера Сергея Николаевича Тургенева. Через год у них родился сын Николай, а затем и второй сын - Иван. Трудности, перенесенные в детстве в доме отчима, а затем дяди, сделали характер Варвары Петровны непереносимым. Будущий писатель с детства наблюдал ее жестокие капризы и самодурство, видел, как она угнетала крепостных крестьян, дворовых, и страдал от этого. Неласкова была Варвара Петровна и к собственным детям. И.С. Тургенев вспоминал: «Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся». Тяжелые впечатления детства на всю жизнь вызвали отвращение И.С. Тургенева к крепостному праву, к угнетению одних людей другими, к насилию и жестокости крепостничества. Молодой И.С. Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибаловская клятва». Уже в 14 лет И.С. Тургенев сдал экзамены на словесное отделение Московского университета. Затем будущий писатель продолжил образование в Петербургском университете, а потом в Германии. Он рано начал интересоваться литературным творчеством, пробовал себя в драматурги, поэзии. Настоящий успех принесла писателю публикация сборника рассказов «Записки охотника» (1852), в котором он одним из первых в русской литературе показал подлинную народную жизнь, изобразил характеры простых людей. «Записки охотника», рассказ «Муму» - это исполнение писателем его Аннибаловой клятвы.
3. Словарно-лексическая работа. Прототип - прообраз. Повесть - эпическая проза. Пейзаж - описание природы.
- Где и когда происходит действие рассказа?
В Москве, в доме богатой барыни, в середине XIXвека. - Как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С. Тургенев? Барыня взяла его из деревни.
4. Работа в парах. Рассказать о Герасиме:
I пара: Описание Герасима.
«…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»
1. Каков внешний вид Герасима?
2. Какие изобразительные средства использует автор?
3. Что вам понравилось в образе Герасима?
4. Как автор относится к Герасиму?
II пара: Жизнь Герасима в деревне.
«Барыня взяла его из деревни, где он жил один….»
III пара: Жизнь Герасима в городе, у барыни.
«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье…»
1. Почему Герасиму «не полюбилось сначала его новое жилье»? 2. Какие обязанности были у Герасима? Как он с ними справлялся? 3. Как вы понимаете выражение «работать за четверых», «дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него»?
IV пара: Взаимоотношения Герасима с окружающими.
« …со всей остальной челядью Герасим находился…»
1. Как Герасим общался с челядью? Как относились к Герасиму окружающие?
2. За что его уважали?
3. В каких отношениях он находился с дворней? Как проявляется характер
Герасима в отношениях с окружающими?
4. О каких еще качествах Герасима говорит автор?
5. Какое сравнение приводит автор?
V пара: Образ барыни.
1. Дайте характеристику образа барыни: в каких условиях она живет, как
проводит свои дни, почему живет одна?
2. Как вы думаете, почему барыня такая недобрая?
3. Что даёт право барыне так относиться к крепостным?
4. Раскройте смысл противопоставления «нерадостного и ненастного»
скучающей в городе барыни и ладной работы в деревне Герасима.
5. Как повлиял переезд в город на Герасима? Она одинока и скупа, жизнь она прожила безрадостно и теперь лишь «доживает». И.С. Тургенев использует распространенную метафору или обозначения периодов человеческой жизни: день - зрелость, вечер - старость.
5. Чтение эпизода «Описание каморки Герасима».
- О чем говорит обстановка каморки?
- Какие выводы можно сделать о его хозяине?
- Что общего между Герасимом и его жильем? В каморке Герасима все было устроено очень основательно, прочно и просто. Он устроил каморку «по своему вкусу»: соорудил «богатырскую кровать», такой же прочной и крепкой была немногочисленная мебель: стол, стул, сундук. Соответствовал могучему облику хозяина даже замок, напоминавший размерами калач.
Предметы в его жилище указывают на спокойный, независимый нрав «богатыря» Герасима, на его надежность, бесхитростность.
III. Контрольно-оценочный:
1. Составление синквейна.
1. Герасим
2. Высокий, сильный
3. Работал, исполнял, любил
4. Мне очень нравится Герасим
5. Богатырь
Защита синквейна.
Стратегия «Авторский стул».
2. Тест.
1. Повесть - это….
2. Герасим жил в деревне один? (да/нет)
3. Где жила бырыня?
А) в Петербурге;
Б) в Москве;
В) в деревне.
4.Что входило в обязанность Герасима?
А) наколоть и натаскать дров;
Б) содержать двор в чистоте и привезти бочку воды;
В) по ночам караулить;
Г) все перечисленное.
5. Как называлось жилище Герасима?
IV. Итог урока. - Как повлияли на взгляды И.С. Тургенева тяжелые впечатления детства? И.С. Тургенев был непримиримым врагом крепостного права, жестокости, насилия над людьми; в основе рассказа «Муму» лежат действительные события, немного измененные писателем, а прообразами героев рассказа являются реальные люди. Мы представляем, как выглядит Герасим, узнаем, что он одинок, во многом из-за своего физического недостатка; понимаем, как он относится к работе, к людям (доброжелателен, но нелюдим), как окружающие относятся к нему (уважают, побаиваются). Автор явно показывает свою симпатию к герою,
любуется его богатырской мощью, трудолюбием, его внутренней независимостью, чувством собственного достоинства. Вслед зa автором и читатель проникается уважением к главному герою.
V. Рефлексия.
VI. Задание на дом: нарисовать Муму;
прочитать в хрестоматии рассказ Веревочкина «Лешка».
Приложение
Карточки с заданиями
I группа: Описание Герасима.
«…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»
1. Каков внешний вид Герасима?
2. Какие изобразительные средства использует автор?
3. Что вам понравилось в образе Герасима?
4. Как автор относится к Герасиму?
II группа: Жизнь Герасима в деревне.
«Барыня взяла его из деревни, где он жил один….»
III группа: Жизнь Герасима в городе, у барыни.
«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье…»
1. Почему Герасиму «не полюбилось сначала его новое жилье»? 2. Какие обязанности были у Герасима? Как он с ними справлялся? 3. Как вы понимаете выражение «работать за четверых», «дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него»?
IV группа: Взаимоотношения Герасима с окружающими.
« …со всей остальной челядью Герасим находился…»
1. Как Герасим общался с челядью? Как относились к Герасиму окружающие?
2. За что его уважали?
3. В каких отношениях он находился с дворней? Как проявляется характер
Герасима в отношениях с окружающими?
4. О каких еще качествах Герасима говорит автор?
5. Какое сравнение приводит автор?
V группа: Образ барыни.
1. Дайте характеристику образа барыни: в каких условиях она живет, как
проводит свои дни, почему живет одна?
2. Как вы думаете, почему барыня такая недобрая?
3. Что даёт право барыне так относиться к крепостным?
4. Раскройте смысл противопоставления «нерадостного и ненастного»
скучающей в городе барыни и ладной работы в деревне Герасима.
5. Как повлиял переезд в город на Герасима?