- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру Сятогорская Лавра ( 2 класс)
Урок по окружающему миру Сятогорская Лавра ( 2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Серебрянская М.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Окружающий мир 2 класс
Урок -путешествие .Урок познания.
Тема: «Свято-Успенская Святогорская Лавра»
Цель: познакомить учащихся со Святогорской Лаврой и её основными
достопримечательностями, донести до детей святость этого места;
воспитывать уважение к культурным ценностям родного края.
Оборудование: репродукции основных достопримечательностей
Святогорской Лавры; презентация
Эпиграф к уроку:
« Святогорская Лавра - верный страж Святого Православья» ( Слайд1)
Ход урока І. Мотивация учебной деятельности ( Вхождение в урок ) Начало урока оглашает церковный звон колоколов Беседа - Ребята, что вы сейчас услышали? (церковную музыку; звон колоколов..) - Где звучит такая музыка? ( в храмах, церквях..) - Для чего она звучит? ( Созывает людей в храм. ) - Нас позвал колокольный звон на необычный урок. Мы совершим с вами путешествие в самое красивое величественное и святое место Донецкого края - в Святогорскую Лавру. Учитель накануне урока дал нескольким ученикам задание: подготовить небольшие сообщения. Учащиеся выходят к доске и рассказывают свои сообщения, учитель показывает соотвествующие слайды.
1 ученик (Слайд 2) На меловых Святых горах Святогорская Лавра стоит. К себе она, словно магнит манит. Сосновый бор и дуб 600-летний, И речка серой лентою бежит. 2 ученик (Слайд 3)
А в меловой горе - пещерный храм подземный
Предание старинное хранит.
3 ученик (Слайд 4)
О том поведали нам старцы - святогорцы,
Что на стене явился лик Николы-Чудотворца!
И на горе в Его честь Храм возник.
4 ученик ( Слайд 5)
О, Лавра! - Ты для всех живой родник!
Для тех, кто ищет, ты откроешь дверцу,
И светом православным одаришь
Всех нас - Любовью в сердце!
Учитель читает стихотворение ( Слайды 6,7)
Л. Балоненко «Святогорская Лавра»
Малая Швейцария в Донбассе
У подножья Святых гор стоит,
И река Донец , как на Кавказе,
Гладью серебристою блестит.
Лес вокруг раскинулся широко,
Купола церквей взметнулись ввысь,
Колокольный звон плывёт далёко;
Ты святыне этой поклонись.
Храм Никольский выступает гордо,
Как Небесный Иерусалим.
И с его вершины ты увидишь
Неземную красоту земли.
Лавра Святогорская сияет
Светом первозданной чистоты,
И молитва там не умолкает,
Братский хор поет свои псалмы.
ІІ.Сообщение целей и задач урока. (Слайд 8)
Познакомимся---- со Святогорской Лаврой
Узнаем ------когда и почему построили Лавру
Отправимся ------в путешествие по святым местам Лавры
Прочувствуем -------святость этого места
Запомним --------основные достопримечательности Лавры
ІІІ. Знакомство с новым матеріалом (Слайд 9)
-
Мозговой штурм. Построение ассоциативного куста.
-
Ребята, кто из вас был в Святогорске?
-
А кто ходил на экскурсию в Лавру?
-
Что такое Лавра? Никольская церковь
ЛАВРА
Бог Святые
меловые горы
Звон колоколов Святогорск Северский Донец
2.Рассказ учителя (Слайд 10)
Свято-Успенская Лавра - православный монастырь Донбасса.
Монастырь стоит на правом высоком меловом берегу Северского Донца. Кроме наземных строений он имеет меловые пещеры. Свято-Успенский монастырь является одним из древнейших монастырей Православной Руси. Память человеческая не оставила нам точных известий о том, когда и как ипервоначально возникла Святогорская обитель. Если верить церковным преданиям, первые монахи поселились в ХІV или в ХV веках.
В 1679 г. Монастырь был захвачен и разгромлен крымскими татарами. Впоследствии был восстановлен. В 1787 г. По указу императрицы Екатерины ІІ Святогорский монастырь был упразднён. А по указу императора Николая І Святогорский монастырь ( спустя 57 лет ) был восстановлен. Он имел кирпичные мастерские, мельницы, торговые лавки и притягивал много богомольцев. В монастыре находилось около 600 монахов.
В 1922 году монастырь снова был ликвидирован. И только через 70 лет, в 1992 году Святогорская обитель была вновь открыта.
А 9 марта 2004 года монастырю был присвоен статус Лавры.
-
Эмоциональный настрой.
-В путешествии нам понадобится «Карта путешествий»
Учитель демонстрирует карту на доске , читает названия станций
-
Монумент Божьей Матери «Игумении»
-
Собор Успения Божьей Матери
-
Чудотворная икона Божьей Матери Святогорска
-
Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских
-
Мощи преподобного Иоанна Затворника- чудотворца Святогорского
-
Всехсвятский скит
-
Словарная работа
-В пути нам пригодится «Словарь путешественника»
Выходят несколько учеников, одетых в костюмы монахов и объясняют смысл следующих понятий:
Пилигримм - Странник, паломник, ходящий по святым местам.
Паломник- странник, путешественник по святым местам
Монастырь -1. Религиозная община монахов или монахинь,
представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную
организацию.
2. Территория, храм и все помещения такой общины.
Монах-член религиозной общины, живущий в монастыре,
принявший пострижение и давший обет вести аскетическую жизнь
в соответствии с мнонастырским уставом.
Лавра- лаврами в V-VІ веках в Палестине именовались монастрыри,
ограждённые стенами от нападений со стороны кочевников.
Храм - хоромы, жилой дом
Молитва-это установленный канонический текст, произносимый
при обращении к Богу, к святым, а также при религиозных обрядах.
Музей -учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением
и экспонированием предметов - памятников
Обитель -община, монастырь.
Келия- отдельная комната монаха, монахини в монастыре.
Скит- в православных монастырях небольшое общежитие из нескольких келий, устраивавшееся в отдалении от монастыря для монахов-отшельников.
Мощи-останки христиан, причисленных после смерти к лику святых,
являющиеся объектом религиозного почитания в исторических
церквях.
Монумент- архитектурное или скульптурное сооружение в память
выдающегося события или лица.
Физ минутка ( на усмотрение учителя)
Теперь можно отправляться в путешествие….
Итак, первая наша остановка «Монумент Божьей Матери»… (Слайд 11)
Краткое сообщение учащегося
МонументПресвятой Богородицы Игумении установлен у входа в Святогорскую Лавру в 2004 году в честь присвоения Святогорскому монастирю Статуса Лавры с её освящением. Божья Матерь несколько раз являлась монахам, дабы предупредить об опасности.
Путешествуем дальше….
Остановка « Собор Успения Божьей Матери» (Слайд 12 )
Успенский собор был заложен архимандритом Арсением ( Митрофановым) 13 сентября 1859 г. 4 сентября 1868 г. он был освящен Харьковским архиепископом Макарием. При советской власти собор был переоборудован под кинотеатр. В 1995 г. был отреставрирован, а в 2000 освящен митрополитом Владимиром.
Следуем далее….
-
А вот и Чудотворная икона Божьей Матери Святогорска (Слайд 13)
Одному старцу, приехавшему в Святые горы помолиться, очень понравилась Святогорская обитель. Он очень сожалел, чото ничего не может пожертвовать храму, потому в дар написал икону Божией Матери. Эту икону хорошо берегли. Она находится и по сей день в храме Успения Божией Матери.
И вот мы подходим к Пещерному храму преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (Слайд 14 )
Долгое время эта церковь была всеми забыта и сровнялась с землёй. Но иеромонах Феодосий видел на том месте по ночам чудный свет…По указанию 100-летнего старца Мафусаила в 1846 году на этом месте был обретён пещерный храм. Сейчас в храме проживает 9 человек.
В Пещерном храме находятся мощи преподобного Иоанна Затворника, чудотворца Святогорского… (Слайд 15 )
Провёл Иоан 17 лет в затворе внутри Святогорской скалы. И возвели его в лик святых 24 августа 1995г за творимые чудеса. Многих людей он исцелил.
И вот мы в конце нашого путешествия…
Ещё одной жемчужиной нашого Святогорья стал Всехсвятский скит Святогорской Лавры. ( Слайд 16)
Его деревянные строения собраны из массивных соснових брёвен, украшены резьбой.Расположен он к юго-востоку от Лавры , на горе. Здесь живёт 10 человек. Имеется монастырское хазяйство: сад (на 600 корней), пасека (на 100 ульев), виноградник, два пруда, огород, коровник. Со всех сторон скит окружён полями, на которых братия выращивают полевые и огородные культуры. Для посетителей ворота открывают два раза в году - в день всех вселенських святых и в день Всех святых, а также для паломнических групп с монастырским екскурсоводом.
ІV. Закрепление полученных знаний. Время общения и размышления.
-
Беседа.
Окончилось наше путешествие по некоторым святым местам Святогорской Лавры. Ребята, вам понравилось путешествие? Чото впечатлило? Что запомнилось?
-
Давайте составим сенкан. ( Слайды 17,18)
СЕНКАН
Что? ЛАВРА
Какая? Святая, светлая, православная, родная…
Что делает? Сияет, радует, зовёт, благословляет, наставляет,
вдохновляет…
Составляем предложение:
Святогорская Лавра стоит на реке Северский Донец.
Синонимы: Храм, Монастырь, обитель, страж Православия…
-
Работа в малых группах
( собрать пазлы и вспомнить название святыни )
Выставка работ. Обсуждение.
V.Рефлексия. (Слайд 19)
На последок хочу вам прочитать ( рассказать) притчу и узнать , что вы о ней думаете.
Учитель читает ( рассказывает) притчу.
ПРИТЧА
Дорога к храму
Когда-то давно один мудрый пилигрим, странствующий по разным землям, шёл мимо чистого поля по направлению к храму. В поле н увидел трёх работающих людей. В этой земле пилигрим ещё ни с кем не встречалсяи ему захотелось поговорить с этими людьми. Приблизился он к трём работникам и, желая предложить свою помощь, обратился к тому, который выглядел самым уставшим и , как показалось пилигриму, недовольным и даже озлобленным:
- Что Вы тут делаете? - задал вопрос пилигрим.
Первый работник весь перепачканный и уставший, с нескрываемой злобой в голосе ответил:
- Что не видишь, камни ворочаю.
Такой ответ удивил и расстроил пилигрима. И тогда он обратился ко второму работнику с тем же вопросом. Второй работник на мгновение отвлёкся от своей работы и беззвучно сказал:
- Не видишь разве? Деньги зарабатываю. Пилигрим почему-то не был удовлетворён ответом, а ведь он, напомню, был мудрым человеком.
Тогда он подошёл к третьему работнику, чтобы задать всё тот же вопрос. Третий работник остановился, отложил в сторону свой инструмент, отряхнул руки, поклонился страннику, и, подняв глаза к небу, тихо сказал:
…
-Что сказал третий путник? ( Ответы детей)
Я здесь строю дорогу к храму!
Я очень надеюсь, ребята, что сегодня каждый из вас проложил свою дорогу к Храму!
Спасибо за урок!