Исследовательская работа по теме Потомственные железнодорожники

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Введение В этом году исполняется 190 лет с момента открытия первой в мире железной дороги. Мне это тема интересна, так как город Абдулино является городом железнодорожников, а в моей семье образовалась целая династия. Мои прадедушка Михаил Петрович, дедушка Владимир Михайлович работали на железной дороге, а сейчас и мой папа Виталий Владимирович трудится там же. Для меня частичкой исторической памяти являются мои предки - железнодорожники в третьем поколении. Почитать, уважать и хранить память о них я считаю обязанностью каждого. Цель работы: изучить развитие железнодорожной отрасли города Абдулино, вклад железнодорожников в развитие города Абдулино, трудовой и жизненный путь моих предков. При исследовании я ставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить архивные документы по данной теме.
  2. Записать воспоминания ныне живущих представителей династии железнодорожников Куличковых.
  3. Систематизировать изученный материал.
  4. Представить обоснованные доказательства того, что мой род имеет железнодорожные корни.
Объект исследования: история развития железной дороги города Абдулино. Предмет исследования: вклад семьи Куличковых в развитие железнодорожной отрасли. Гипотеза: если я изучу особенности железнодорожных профессий своей семьи, то возможно продолжу династию железнодорожников. В процессе работы были использованы следующие источники: семейный архив и устная родовая история, архивные материалы.

В работе использовались методы: анализ источников; метод интервью.











II. Основная часть

1. Теоретические основы исследования 1.1.История развития города Абдулино как узловой железнодорожной станции Город Абдулино был основан 1795 году как крестьянский поселок Абдулино, в нем проживало 398 человек, без железнодорожного пути он не представлял экономического значения. (приложение 1) В 1885 году начато строительство Самаро - Уфимской железной дороги, а 8 сентября 1888 года она была открыта. Абдулино, расположенное на равном расстоянии в 250 км между Самарой и Уфой, сразу было спроектировано, как узловая железнодорожная станция, со сменой паровозов, паровозных и кондукторских бригад, с техническим осмотром поездов. Были созданы структуры путевого хозяйства, вагонников, связистов, станционных стрелочников, товарной конторы, парк станционных путей, паровозное прямоугольное, а затем и въездное депо с поворотным кругом, мощный с эстакадой для заправки паровозов, угольный склад и другие предприятия. (приложение 2) В 1895г построен вокзал. (приложение 3) И с этого времени история развития и становления города Абдулино неразрывно связана со строительством Самаро-Уфимской, затем Куйбышевской железной дороги. К концу ХIХ века село Абдулино становится значительным транспортным узлом и приобретает экономические связи с крупными городами. В конце 90-х годов ХIХ века - начале ХХ века Абдулино становится крупным центром торговли: возникают первые купеческие объединения по переработке сельскохозяйственной продукции: мельницы Марканова и Жоголева. Кроме местных торговцев в Абдулино приезжали покупатели из Петербурга, Риги. (приложение 4) Развивается социальная сфера на базе ж/д узла. В 1913 году Самаро-Златоустовской железной дорогой была открыта участковая больница на 15 кроватей, в которой имелись отделения терапевтическое, хирургическое, детское, роддом, больница. (приложение 5) Было открыты 4 школы. 1907 год открывается железнодорожное училище, Школа ученичества Самаро-Златоустовской ж/д им. Серебрякова, 1924г. (приложение 6) В 1933 году открывается железнодорожный клуб. Предположительно в 1938-39 годах на месте парка купца Жоголева железнодорожники сажают новые деревья, строят аттракционы, с этого времени он называется «Парк железнодорожников». Сегодня это любимое место отдыха горожан, где проводится празднование Дня железнодорожника. В Абдулино зарождается местная промышленность - строятся элеватор, мельницы, грече и крупозаводы, мощные склады-пакгаузы. Абдулино становится крупным центром торговли. (приложение 7) В 1923 году селу Абдулино присваивается статус города, а в 1928 году образуется Абдулинский район. (приложение 8) Население Абдулино с 3-х тысяч человек в начале XX века, к 1940 году выросло до 30 тысяч человек. 2/3 населения города и района трудятся на железнодорожном транспорте.

1.2. Градообразующее население города - железнодорожники. Железнодорожники это самый организованный и дисциплинированный отряд рабочего класса. В Абдулино сложились династии железнодорожников. Мы гордимся тем, что в нашем городе проживал машинист паровоза депо Абдулино Флорентий Пименович Казанцев, который в 1921 году изобрел автоматический тормоз подвижного состава железнодорожного транспорта. Комитет по делам изобретений выдал Ф.П.Казанцеву патент на его новый тормоз. Патенты на свое изобретение он также получил из Германии, Франции, Италии, Бельгии, Турции, Японии. Советское правительство наградило Казанцева Ф.П. орденом «Трудового Красного знамени», в то время высшей награды страны. (приложение 9) Первым Почетным гражданином города и района стал Заслуженный работник транспорта Козлов Павел Максимович, всю жизнь посвятил заводу ПРМЗ, директором был 25 лет. Иван Андреевич Качалов, почетный гражданин города, учился в ПУ-17. По окончании училища работал в паровозном депо Абдулино токарем, кочегаром, помощником машиниста паровоза. Первую свою награду - почётное звание «Отличный паровозник СССР» - И.Качалов заслужил в 19 лет. Будучи комсоргом завода ПРМЗ он с комсомольцами Абдулино в подарок 32-й годовщине Октября выпустил четыре паровоза с промывочного ремонта. (приложение10) Мы гордимся заслуженными работниками транспорта России: - машинист Александр Шатилов, - осмотрщик вагонов Владимир Обломкин, - электрослесарь ПРМЗ Евгений Гурьянов, - мастером вагонного депо Владимиром Червонюк, - начальником вагонного депо Михаилом Панфиловым. (приложение 11) В знак большого вклада железнодорожников в развитие города Абдулино на вечную стоянку установлен паровоз, переданный управлением Куйбышевской железной дороги, как памятник в честь 130-летия железной дороги. (приложение 12) Особый вклад внесли железнодорожники для Победы в Великой Отечественной войне. Много фронтовых заказов выполняли работники- железнодорожники. В первые дни войны на железную дорогу легла колоссальная нагрузка. Поток грузов возрос 3 - 4 раза, а технические средства оставались прежними. Работа осложнилась еще тем, что с прифронтовых дорог поступали паровозы требующие большого ремонта, и работать нужно было в условиях светомаскировки. Неоценимый вклад в дело сокращения ремонта паровозов внесли в годы Великой Отечественной войны новаторы депо, среди них котельный мастер Г. И. Конарев. Он внес ряд ценных новшеств, позволивших намного ускорить ремонт паровозов, повысить его качество. Слесарь-арматурщик В. П. Лукаш внедрил приспособление, позволяющее очищать питательные трубы от накипи без расхолаживания котлов. Заведующий теплой промывкой А. Н. Казарин внедрил усовершенствование в технологический процесс теплой промывки, чем ускорил процесс расхолаживания и промывку паровозных котлов. Токарь - строгальщик Фаттахов, до войны работая на двух станках, в период войны перешел на 3 станка. (приложение 13) В декабре 1941 года одним из заданий Государственного Комитета обороны было в кратчайший срок оборудовать бронепоезд. Кастов Николай Петрович - кузнец вагонного депо, принимал участие в строительстве бронепоезда в ВОВ, почетный железнодорожник. В марте 1942 года бронепоезд, которому дали название «Смерть фашизму», по управлением Смагина Н.В и Калинина Н.И, и пом. машиниста Пронина С. прибыл на станцию Сызрань для установления вооружения. За самоотверженный труд при оборудования бронепоезда награды получили Конарев Г.И. - орден Трудового Красного Знамени, Сапегин Л.Г. орден Красной Звезды. (приложение 14) На фронтовых дорогах в одном из военных эксплуатационных отделений находилась группа рабочих Абдулинского паровозного депо под руководством Степанова Г.И. Эта группа восстанавливала под бомбежками разрушенные пути, средства связи ремонтировала подвижной состав. Неоценимый вклад внесли женщины депо. Им пришлось осваивать новые профессии токаря, слесаря, сверловщика, водить поезда наравне с мужчинами по 2-3 суток, обеспечивая своевременную доставку на фронт военных грузов и боевой техники. Среди них М. Долгова, Е. Лукьянчикова, М. Чарикова. Мы гордимся тем, что в годы Великой Отечественной войны простые железнодорожники станции Абдулино: -слесарь паровозного депо Георгий Комаров, -стрелочник станции Абдулино Михаил Кельчин, -путеец Михаил Сорокин, М.Сорокин -сцепщик Николай Голубков, -товаровед ОРСа Павел Копылов - стали Героями Советского Союза. (приложение 15) Абдулинцы и местные органы власти высоко чтят память железнодорожников, увековечив их имена в названиях улиц города - улицы Ефима Зубова, Ф. Анищенко, Ф. Казанцева, Г. Комарова, М. Кельчина. (приложение 16) 9 мая 1974 года на территории конторы цеха эксплуатации был установлен обелиск воинам-железнодорожникам в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (приложение 17)

2. Практическая часть.

Методика № 1. Тема: « Династия Куличковых» Цель: Описать биографию моего прадедушки - Куличкова Михаила Петровича, дедушки - Куличкова Владимира Михайловича, папы - Куличкова Виталия Владимировича. Ход работы:

  1. Изучить семейный архив, расспросить родных и близких о прадедушке, взять интервью у дедушки, папы.
  2. Составить краткую биографию.

Методика № 2. Тема: «Железнодорожник: профессия или призвание» Цель: Выяснить есть ли показатели работы показывающие, что железнодорожник это не только профессия, но и призвание моих родных. Ход работы:

  1. Изучить архив фотографий, удостоверения о наградах, благодарности.
  2. Выяснить информацию о наградах.

3. Результаты исследования.

Результаты исследования по методике № 1.

« Династия Куличковых» По линии моего папы семьи Куличковых сложилась династия железнодорожников. Династия предполагает наличие трех поколений в одной семье, занимающихся одним родом деятельности. Каждая трудовая династия - не просто история. Это неравнодушные люди, которые последовали примеру своих родителей в выборе профессии и помогли детям найти свой путь в жизни. В каждой династии железнодорожников есть человек, с которого все начиналось. Тот, кто по осознанному выбору или волею судьбы пришел работать на стальную магистраль и прикипел сердцем. А потом его дети и внуки тоже сознательно выбрали эту стезю. В нашей семье этим человеком стал мой прадедушка Куличков Михаил Петрович. (приложение 18) Родился в Башкирии в семье рабочих. После армии приехал на постоянное место жительства в город Абдулино в 1951 году. Устроился в депо кочегаром паровоза, а затем стал помощником машиниста. Вскоре в 1953 году женился. Отработав несколько лет, прадедушка получил права машиниста паровоза. В 1954 году на свет появился сын Владимир, а следом дочь Люба и сын Саша. Работая машинистом ездил в направлении Абдулино-Дёма и обратно. За добросовестный труд неоднократно отмечался благодарностью начальства. Но к сожалению на 54 году жизни прадедушки не стало. Найти свою дорогу в жизни, свое призвание, свое дело - это огромное счастье. Михаил Петрович всю жизнь проработал на железной дороге и свою любовь к работе передал своему сыну Владимиру Михайловичу. (приложение 19) Мой дедушка родился 15 апреля 1954 года в городе Абдулино. Закончил 8 классов в школе №35. Поступил в ПУ-17 на помощника-машиниста. После практики в 1972 году был сразу призван в армию в ряды Советской Армии. После армии в 1975 году устроился на работу помощником-машиниста в Локомотивное Депо города Абдулино. Женился в 1975 году, а в 1976 году родился первый сын Виталий, через 12 лет Михаил, который в настоящее время тоже работает на РЖД в ПЧ-14. С 1977-78 год учился на машиниста электровоза. (приложение 20) Работа железнодорожника связана со сложными условиями: она осуществляется в любое время суток, при любых погодных и климатических условиях. Труд железнодорожника в любой сфере необычайно ответственен. Для того чтобы избежать нарушений графика движения, поломок транспортных средств или путей, не допустить аварий, нужно быть ответственным, внимательным и бдительным. За свою трудовую деятельность дедушка неоднократно получал благодарность за высокие показатели в работе 1877, 1989, 1998, 2009, о чём свидетельствует трудовая книжка. В 2006 году Владимиру Михайловичу было вручено удостоверение Правительства Оренбургской области «Ветерана труда». А в 2009 году дедушка ушёл на заслуженный отдых. Своё свободное время посвящает воспитанию внуков и занятиям спортом. (приложение 21) И хотя времена сменились и сегодня не так много общественного внимания к трудовым династиям, на железной дороге эта традиция сохраняется. Мой папа - Куличков Виталий Владимирович решил продолжить традицию семьи. (приложение 22) Он родился 25 июня 1976 года в Абдулино. Окончив школу №1 в 1991 году, поступил в ПУ-17 на газоэлектросварщика. В 1994 году был призван в армию, где прослужил 2 года. В это время в нашей стране были трудные времена. На Северном Кавказе шла чеченская кампания, и папа в 1995 году попал в Чеченскую республику п. Ведено в 506 полк - сапёрная рота, замкомзводом. Он участвовал в боевых действиях в звании сержанта. Принимал участие в разоружении незаконных вооружённых формирований в ЧР с 29.08.1995-29.06.1996 года. Награждён двумя государственными наградами: медалью « Суворова» ( Указом Президента РФ 6 декабря 1996 г.) и медалью «За ратную доблесть» ( 10.02.2011 г.). В декабре 2005 года был присуждён статус Ветеран Боевых действий. (приложение 23, 24) Вернувшись, домой, устроился на работу в ПЧ-14 монтёром пути, в 1997г. он поступил в Самарский техникум железнодорожного транспорта им. Буянова. В 1998 года работал помощником-машиниста снегоуборочной машины, с 2000г. помощником-машиниста электровоза в ТЧ-12. Как говорил мой папа: «Я всегда, с самого детства хотел стать машинистом». (приложение 25) В 2001г. закончил техникум и с июня поехал машинистом электровоза. В 2004 г. женился и в 2005 году на свет появился я. За добросовестную и ответственную работу был переведён на руководящую должность машинист-инструктор в ТЧ-12. С 2011 года получает высшее железнодорожное образование в г. Самаре ж/д институте. За время работы мой папа зарекомендовал себя как ответственный, болеющий душой за свою работу. В 2009 году был награждён Благодарностью за добросовестный труд, высокий профессионализм. (приложение 26) Три поколения Куличковых выбирали профессии, связанные с железной дорогой. Общий железнодорожный стаж только по прямой линии (прадедушка, дедушка, папа), который удалось доподлинно установить, составляет 85 лет. Герб Абдулинского района и города Абдулино содержит символ железнодорожного транспорта - паровоз, подтверждающий вклад железной дороги - в развитие города и района. Теперь я могу с уверенностью сказать, что данный герб имеет самое прямое отношение и к нашей семье Куличковых. (приложение 27)

Результаты исследования по методике № 2.

«Железнодорожник: профессия или призвание» Изучая, домашний семейный архив я выявил, что дедушка Владимир Михайлович и папа Виталий Владимирович кроме благодарностей по своей работе были также награждены знаками: Дедушка - Министерством путей сообщения Российской Федерации «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», приказ №175 от 08.12.1998г. (приложение 28) Папа - Президентом ОАО «РЖД» «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км», приказ №214/П от 30.07.2012г. (приложение 29) То, что это высокая награда, я понял и мне захотелось узнать, за что её вручают. И вот, что я выяснил. Решения о награждении знаками «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км», «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км», принимаются президентом ОАО «РЖД» по предложениям Комиссии ОАО «РЖД» по наградам и оформляются соответствующими приказами. Знаками «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км» награждаются машинисты и помощники машинистов локомотивов, моторвагонных поездов, машинисты-инструкторы, выполнившие установленную норму пробега на локомотиве в качестве машинистов и помощников машинистов, безупречно выполняющие должностные обязанности, в том числе по уходу за локомотивами (моторвагонным подвижным составом), экономному расходованию топливно-энергетических ресурсов, и не допустившие нарушений безопасности движения и трудовой дисциплины. Работникам ОАО «РЖД», награжденным знаками «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км», выдается удостоверение и выплачивается денежная премия. Из всего выше изложенного можно с уверенностью сказать, что мои дедушка и папа выбрали не просто профессию, а дело всей своей жизни, осознавая свой выбор. Железнодорожник - это их призвание. Семья, дети, дом всегда были и остаются самым важным и значимым в жизни каждого человека. А если это не просто семья, а трудовая династия, где несколько человек выбрали одну и ту же профессию, она становится доброй семейной традицией, где существует атмосфера взаимопонимания и уважения. Я бы хотел продолжить эту замечательную традицию, но впереди ещё много времени, а немаловажный показатель при выборе профессии железнодорожника хорошее здоровье. (приложение 30) С помощью этого исследования много нового и интересного узнал я о истории развития железных дорог, своих предках. В моей душе возросла гордость за тех, благодаря кому я живу. Ведь не у каждого такой замечательный и самоотверженный прадедушка, такой трудолюбивый и добросовестный дедушка. Ну а папа - целеустремленный и на него всегда можно положиться. Трудовая семейная династия - это гордость для каждого члена семьи. Мы гордимся нашей трудовой династией.





























III. Заключение Изучив документы, проведя опрос членов семьи, проанализировав архивные данные, мы доказали, что семья Куличковых действительно династия железнодорожников, так как три поколения этой семьи занимались и занимаются одним родом деятельности - обслуживанием железных дорог, история которых начиналась с простых рабочих специальностей. Проанализировав собранный материал, я пришёл к выводу, что мои родные - люди достойные уважения. Изучать родословную необходимо, чтобы история рода не исчезла бесследно, и потомки имели возможность познакомиться с жизнью своих близких и далеких предков. Я буду хранить, и помнить собранную информацию. Это станет нашим семейным достоянием! Собранные мной материалы о жизни и трудовой деятельности Куличковых Михаила Петровича, Владимира Михайловича, Виталия Владимировича доказывают, что трудовую деятельность семьи Куличковых можно считать династией железнодорожников. Железная дорога стала поистине дорогой жизни для трёх поколений семьи. Кем я буду после школы, я пока не знаю, но одно я знаю точно, что постараюсь быть достойным представителем моей большой семьи.





Списки использованных источников

  1. Архивные документы музея.
  2. Летописи Абдулинского района.
  3. П О Л О Ж Е Н И Е о знаках «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км». УТВЕРЖДЕНО приказом ОАО «РЖД» № 77 от « 29 » июня 2012 г.
  4. Семейный фотоархив.
  5. Трудовая книжка Куличкова В.М.
  6. Удостверения к наградам.

10


© 2010-2022