• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Тема опыта: Формирование познавательных универсальных действий на уроках русского языка посредством заданий творческого характера

Тема опыта: Формирование познавательных универсальных действий на уроках русского языка посредством заданий творческого характера

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лощакова Светлана Ивановна


Районное управление образования МО Динской район







Тема опыта:

Формирование познавательных универсальных действий

на уроках русского языка посредством заданий творческого характера.

Автор опыта:: Лощакова С .И.

Учитель начальных классов

БОУ СОШ № 29









Ст. Новотитаровская 2013 г



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Условие возникновения, становления опыта………………………………….. 3

  2. Актуальность опыта……………………………………………………………... 3

  3. Теоретическое обоснование опыта……………………………………………… 4

  4. Ведущая педагогическая идея опыта…………………………………………… 4

  5. Технология опыта………………………………………………………………… 4

  6. Длительность работы над опытом …………………………………………….... 8

  7. Диапазон опыта …………………………………………………………………... 8

  8. Результативность опыта………………………………………………………….. 8

  9. Список используемых источников…………………………………………....... 10









































3. Условие возникновения, становления опыта За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: -подготовки учащихся к реальной жизни, -готовности к тому, чтобы занять активную позицию, -успешно решать жизненные задачи, -уметь сотрудничать и работать в группе, -быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

4. Актуальность опыта С 2011-2012 учебного года, учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям "ничейные" знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Согласно Федеральным государственным стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка. Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребёнку. Успех - это положительный результат деятельности, достойный признания как самой личностью, его достигшей, так и значимыми для неё людьми. Важен личный вклад человека в достижение успеха, считают учёные. Необходимость формирования познавательных универсальных действий заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной 5. Теоретическое обоснование опыта Остановимся на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Язык - основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и литературному чтению, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам. Таким образом, русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования. Формировать познавательные универсальные действия младших школьников можно и на уроках и во внеурочное время, предлагая им разнообразные задания творческого характера. Творческие задания активизируют творческое мышление учащихся. Такие задания являются принципиально выполнимыми для детей вне зависимости от степени сложности. Их выполнение не ограничено определёнными рамками поиска. Требованием выполнения таких заданий является оригинальность результата и его убедительность. Для составления творческих заданий можно использовать реальные ситуации из окружающей жизни детей. Эти ситуации должны быть для них актуальны и представлять интерес. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей образования нужно активизировать познавательную деятельность учащихся, создаем ситуацию заинтересованности. Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Это достигается путем использования системы заданий творческого характера на примере уроков русского языка. 6. Ведущая педагогическая идея опыта Идеей опыта является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Использование нестандартных форм уроков, применению игрового и занимательного материала (грамматические сказки, загадки, ребусы, дидактические игры), которые способствуют формированию и развитию познавательного интереса на уроках русского языка. Работа содержит большой практический материал с учетом развития познавательного интереса, примеры нестандартных форм обучения. 7. Технология опыта Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы. Наиболее действенными и результативными из них являются следующие: «Составь слово», «Четвёртое лишнее», «Ребусы, анаграммы», «Развиваем логику», «Закодированное слово», «Шифровка», «Альтернативные задания» ,разнообразные задания творческого характера и другие. «Составь слово». Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы. В словах, которые назовут, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Звонкий - б, глухой - … 2.Предпоследняя буква в слове «север». 3.Последняя буква в слове «бор». 4.Гласная буква с слове «лес». 5.Первая буква в слове «ночь». 6.Последняя буква в слове «лето». 7. Звонкий - з, глухой - … Ответ: ПЕРЕНОС. «Четвёртое лишнее». Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое - отличается. Найдите его, ответ обоснуйте. 1. Корова, медведь, лиса, заяц. 2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро. 3. Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность 4. Ель, береза, дуб, липа. 5. Олень, сорока, волк, белка. «Ребусы, анаграммы». Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала. Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания: НА ША А У 100Л 7Я ТЕ100 У ТА ТОЛИЙ ШКА (наука) (Наташа) (Анатолий) (подушка) (стол) (семья) (тесто) Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите новые слова. Пример: РОКУ - урок, ЕТИД - дети, ЕНСВА - весна и др. «Развиваем логику». По определению назови слово: -спелое, красное, ароматное; -маленькая, пугливая, серая; -хитрая, рыжая, пушистая. Придумай два аналогичных примера «Закодированное слово». Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание. Обозначим следующие буквы цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 А Б К И Л О П С Какие слова кроются под номерами: 8718426 35188 862131 Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются. «Шифровка». Детям предлагается: текст с ошибками, неверно записанная информация. Условие: найди и исправь все ошибки. Мотивируй свой ответ. «Альтернативные задания». 1. Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные. 2. Подберите сложные антонимы, например, короткий день - длинная ночь. Теплый вечер- Смелый мальчик- Умная девочка- Радостная встреча- Весёлое детство- Строгий папа- 3. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки: Лучше _____ правда, чем______ ложь. _______мир лучше _______ войны. Приведите свои примеры. 4. Если в следующих парах второе слово - синоним первого, замените его антонимом и наоборот: Грусть - тоска Ложь - вымысел Мрак - темнота Жара - пекло Близко - рядом Работать - трудиться. «Цифровой диктант». Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции. Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет - 0. «Буквенный диктант». Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…). 1.За зимой следует… (весна- В) 2.Последний месяц лета? (август- А) «Развивающий канон». Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ. 1. Дикие животные. Плутовка Л Злой В Косолапый ?
2. Род имени существительного. Книга Ж Пенал ? Яблоко С Следует отметить, что многие каноны - это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие задания могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся. «Найди соответствие». Вставьте в текст прилагательные: Наступила __________ весна. Зажурчали __________ ручьи. Синички запели _________ песню. Все________ жители радуются _________. «Кто быстрее». Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков. 1.Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить… 2. Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…) 3. Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора - алмаз - зима). Хотелось бы поделиться с некоторыми видами работы и заданиями, которые способствуют развитию личностной заинтересованности учащихся в изучении русского языка на уроках. Например, по теме: «Обобщение. Имя существительное» можно предложить школьникам раскрыть секреты, которые «спрятала» эта часть речи: одушевлённые - неодушевлённые, собственные - нарицательные, род имени существительного, о которых поведала сказка. Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных различия, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода». А жена набрала много слов и сказала: «А это будут мои, женского рода». А остальные слова остались посередине - среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия. Грамматические сказки - это неотъемлемая часть урока русского языка при изучении некоторых тем: «Глагол», «Изменение имён существительных по падежам», «Части речи», «Правописание суффиксов -ек; -ик;». Такая форма подачи нового материала как сказка всегда интересна детям, а как известно, то, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Существует тесная связь между знаниями и личностным интересом. С одной стороны, благодаря личностному интересу ученик лучше усваивает знания, с другой - личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Словарные диктанты и орфографические минутки можно проводить разнообразно. Например, словарный диктант, когда учащимся предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова. ….строят не языком, а рублем да рублем. (Город) Одному ехать и …. долга. (Дорога) ….- мать. Умей за нее постоять. (Родина) …. человек добро помнит. (Русский) При повторении изученного материала можно использовать приём под названием «Заморочки из бочки». Это может быть картонная коробка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно! Способствуют развитию интереса к учению разнообразные упражнения творческого характера. Задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами. В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть. для справок: ненастные, прекрасный, радостно,
праздник, чувствуется. Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке: Ребята были в лесу. Вдруг слы¼ : во¼ ёлочки кто-то шур¼ . Там ё¼ ! Напала Жучка на ¼ ¼ . Да не тут ¼ ! Наколола она нос и ¼ . Творческий характер носит работа по исправлению предложений: Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае. Например, работой с творческой основой является выполнение упражнения: восстановить последовательность предложений русской народной сказки «Заячьи следы».

1. Ни покоя ему, ни сытости. 2. У всякого зверя есть своя защита: у медведя - могучие лапы, у волка - крепкие зубы, у быка и барана - рога. 3. От всякого зверя терпит заяц. 4. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить-петлять. 5. А у зайца одна защита - длинные ноги да заячьи горькие слёзы.
(2 - 5 - 1 - 3 - 4). Выполнение следующего задания также является примером работы с творческой основой. Задание: составить план рассказа, озаглавить рассказ, написать изложение от I-ого лица (от имени охотника). Старый охотник пошёл осенью в лес. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. В лесу было тихо-тихо. Вдруг послышался красивый звук, точно пропела тонкая струна. Чуть погодя опять прозвучал этот же звук. Старик удивился такой музыке. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ёлочки и увидел на опушке разбитое грозой дерево. Из него торчат длинные щепки. Под деревом сидит медведь. Он схватил одну щепку лапой и потянул к себе. Щепка выпрямилась, задрожала. В воздухе раздался певучий звук струны. Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже с удовольствием слушал музыку. Хорошо поёт щепка! Хорошо играет лесной музыкант! (По В. Бианки) Задание «Составь рассказ от имени другого». Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опиши один день своей жизни. 8. Длительность работы над опытом : 3 года 9. Диапазон опыта : разработана система заданий творческого характера , формирующих познавательный интерес школьников, для использования на различных этапах обучения. 10. Результативность опыта. В работе был представлен педагогический опыт по проблеме формирования познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка посредством заданий творческого характера. Можно прийти к выводу, что очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. В условиях правильной организации творческой деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые "нравственные привычки". Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к творческой работе. Выполняя заданий в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия. Использование творческих работ на уроках способствует: -развитию интеллектуальных способностей (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); -укреплению и повышению познавательных интересов учащихся (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности -в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); -связывают разрозненные факты в единую картину; -систематизируют имеющуюся информацию; -развитию их творческого мышления; -индивидуальности каждого школьника; -развивают самостоятельное мышление; -воображение; -речь; -помогают установить доверительные отношения между обучающимся; -позволяют ребятам свободно общаться друг с другом; - развивают умение прислушиваться к другому мнению; -свободно выражать своё мнение; -проявлять критичность и самокритичность; -повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться, а самое главное вызывают у школьников желание изучать предмет, видеть в нём необходимость, развивают интерес, потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.













Список используемых источников.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г.

2. Планируемые результаты начального общего образования./Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М., 2010г.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова. М., 2010г.

4. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители Л.А. Абъятанова, Т.А.Иванова. Волгоград:Учитель, 2011г.

5. «Начальная школа» №12-2010г., Л.С.Саломатина «Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования», с. 14-22.

6. «Начальная школа» №7-2009г. В.В. Шаповалов, « О познавательном интересе и приёмах его активизации», с.26-29.

7. «Начальная школа» №1-2011г. А.В.Стасько «Личностно-ориентированное обучение - средство формирования познавательной активности учащихся» с.42-44.

8. «Начальная школа» №11-2007г. М.Г.Тяжёлова «Приёмы развития личностной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка», с. 19-22

9. «Начальная школа» №7-2010г. Е.М.Тихомирова «Занимательный материал по русскому языку», с.29-33.

9.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1999.

10.Тесты для детей (составитель Золотарева Ю.). М., 1999.

10


© 2010-2022