Программа внеурочной деятельности «Мир оригами»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ











ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ


"МИР ОРИГАМИ"


Для учащихся начальной школы 7 - 10 лет.

Срок реализации 2 года.

Количество часов - 136.






Составитель

учитель начальных классов

Иващенко Е.В.







г. Минеральные Воды

2012 год




Пояснительная записка. Программа дополнительного образования "Мир оригами" разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий. Программа составлена на основе программы дополнительного образования "Оригами" Ермолаевой О.А. Почему именно оригами? Что оно может дать ребёнку? Зачем вспоминать игры пятисотлетней давности? Что скрыто в этом экзотическом искусстве, которое равно привлекает и малышей, и профессоров лучших университетов мира? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, с какими проблемами постоянно сталкивается человек в течение всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности - вот главная проблема и для ребенка и для взрослого. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное - ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Но и этого недостаточно: нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема- это ступенька лестницы, ведущей вверх, и взобраться по этой лестнице можно, лишь когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим и если путь этот интересен. Искусство оригами - интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В одном листке скрыты миллионы разных образов: и традиционные кораблик, самолетик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и прекрасные цветы, и разнообразные игрушки и сувениры. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки - это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. Программа ориентирована на детей 7 - 10 лет и рассчитана на 136 часов. Режим проведения занятий: 1-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю). 2-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю).

Цель и задачи курса. Цель - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи: - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм; - формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству; - развивать мелкую моторику рук; - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой; - формировать коммуникативные навыки: умение работать в группе, в парах, слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения; - уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.

Формы и методы обучения. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия. Формы контроля и подведения итогов: выставки игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы • групповой - организация работы в группах. • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты. В результате 1 года обучения по данной программе учащиеся: - познакомятся с искусством оригами; - овладеют навыками культуры труда; - овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

- будут знать основные геометрические понятия (квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, трапеция) и базовые формы оригами ("косынка", "книжка", "конверт",

"домик", "трельяж" ,"самолетик","ромб", "стрела", "рогатка","лесенка", "складень",

"капюшон", "канат", "рулончик"); - научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; - будут под руководством учителя создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; - разовьют мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. В результате 2 года обучения по данной программе учащиеся: - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. - научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); - познакомятся с новыми базовыми формами "уголок", "треугольный модуль" и с новыми терминами "квиллинг", "кусудама"; - научатся самостоятельно выбирать нужные инструменты и приспособления; - научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных поделок (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль); - овладеют основными техническими приемами макетирования; - освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов. - научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности: - научатся (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию; - разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.

Таблица 1.

Содержание программы.

1 год обучения (68ч.)

Тема занятий

Содержание занятий

Кол-

во ч.

Форма занятий

1

Введение.

История развития оригами. Изобретение бумаги. Легенды, связанные с развитием оригами. Беседы по организации труда.

2

Беседа, рассказ, показ видео материалов

2

Техника оригами.

Условные обозначения, термины, приемы.

Чтение чертежей и схем. Необходимые материалы.

2

Лекция, показ педагогом приемов работы, работа по схемам и чертежам.

3

"Тайный язык".

Базовые формы и их совмещения.

Базовая форма "косынка" "книжка" "конверт"

Базовая форма "домик" "трельяж" "самолетик"

Базовая форма "ромб" "стрела" "рогатка"

Базовая форма "лесенка" "складень"

Базовая форма "капюшон" "канат" "рулончик"

1

1

1

1

1

Практическая работа по инструкционным схемам и картам.

Игра-соревнование по изготовлению базовых форм оригами.

4

Изготовление простейших фигур из квадратного листа бумаги.

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

Цветы и икебаны.

Самолеты и корабли.

Предметы быта. Игрушки, сувениры.

8

6

4

12

Практическая работа по инструкционным схемам и картам.

Конкурс "Моя любимая поделка".

5

Модульное оригами.

Базовая форма треугольный модуль.

Оригами "Венок", "Звезда".

2

4

Практическая работа по инструкционным схемам и картам.

6

Объемное оригами.

Головные уборы.

Звезды, звездочки, подвески из звезд.

Коробочки, упаковки, бонбоньерки.

Оригами "Лепестки". "Бабочка".

Объемные картины из оригами.

4

4

4

4

4

Практическая работа по инструкционным схемам и картам.

Игра "Быстрые пальчики".

7

Итоговое занятие.

Оформление стенда «Оригами».

Организация выставки поделок

оригами учащихся

2

1

Выставка поделок "Мир оригами".


ИТОГО

68



Таблица 2.

Содержание программы.

2 год обучения (68ч.)


Тема занятий

Содержание занятий

Кол-во ч.

Форма занятий

1

Объемное оригами.

История создания объемных фигур из бумаги.

Повторение базовых форм (косынка, домик, стрела, ромб, рогатка, лесенка, книжка).

Оригами "Цветы".

Объемные картины из оригами.

Многогранники из бумаги.

2

4

4

4

Беседа, рассказ, показ видео материалов.

Практическая работа по инструкционным схемам и картам.

Игра-соревнование по изготовлению базовых форм оригами.

2

Оригами к празднику.

Открытки. Валентинки.

Рамочки для фотографий.

4

4

Практическая работа по инструкционным схемам и картам.

Конкурс "Подарок другу".

3

Цветы из кругов.

Оригами "Лилия".

Оригами "Нарцисс"

Оригами "Ветка вишни".

2

2

2

Практическая работа по инструкционным схемам и картам.

Выставка поделок "Цветы из бумаги".

4

Оригами и плетение.

Базовый модуль "уголок". Плетение полоски из модулей "уголок".

Корзинка, стаканчик из плетеных полос.

4

4

Практическая работа по инструкционным схемам и картам.

Игра-соревнование "Длинная полоска".

5

Модульное оригами.

Квиллинг.

Базовая форма треугольный модуль.

Приемы работы в технике "квиллинг".

Оригами "Корзинка".

Оригами "Павлин".

2

6

6

Практическая работа по инструкционным схемам и картам.

Мастер-класс "Мы умеем".

6

Кусудама.

История создания. Основные приемы работы.

Кусудама "Нежность".

Кусудама "Весенние цветы".

Кусудама "Волшебный шар".

2

4

4

4

Беседа, рассказ, показ видео материалов.

Выставка работ.

7

Итоговое занятие.

Оформление стенда «Оригами».

Организация выставки поделок

оригами учащихся.

2

2

Выставка работ.

ИТОГО

68

Литература:

1 С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом "Литература" 2001 - 208с.

2. В. В. Гончар. Модульное оригами. - М.:Айрис, 2009.

3. И.А.Коротеев. Оригами для малышей. Книга для педагогов и родителей. - М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.", 1996. - 95 с.

4. Т. Майорская. Оригами для всей семьи. - Книжный Клуб "Клуб семейного Досуга", издание на русском языке, 2005.

5. М. Н. Мельникова. Оригами. Забавные поделки. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 32 с.

6. Т. Проснякова. Забавные фигурки. Модульное оригами. "Аст-пресс", 2010 - 104 с.

7. С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.

8. tvoyrebenok.ru - Твой ребенок. Сайт для умных родителей.

9. by-hand.ru - Своими руками. Клуб мастеров и мастериц.

10.origami-do.net - Сайт Московского Детского Центра оригами для взрослых и детей.

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Компьютерная техника (медиапроектор, интерактивная доска).

2. Учебные презентации.

3. Технологические карты.

Приложение.

Схемы порядка выполнения работ.

1 Мишка.



Программа внеурочной деятельности «Мир оригами»












2. Кит.

Программа внеурочной деятельности «Мир оригами»






3. Тюльпан.

Программа внеурочной деятельности «Мир оригами»


4.Дерево.

Программа внеурочной деятельности «Мир оригами»


5. Лисичка.

Программа внеурочной деятельности «Мир оригами»


6. Рыбка.

Программа внеурочной деятельности «Мир оригами»


7. Звезда.

Программа внеурочной деятельности «Мир оригами»

© 2010-2022