Роль учителя в адаптации обучающихся первого класса к условиям обучения в школе. Выступление на педагогическом совете

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области



«Роль учителя

в адаптации обучающихся первых классов

к условиям обучения в школе».



Сообщение подготовлено учителем


первой квалификационной категории

Мацаковой Надеждой Витиславной.



2015 год



Современное общеобразовательное учреждение важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Базовые цели школы: - сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка; - формирование у младших школьников желания и умения учиться; - развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром; - охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
Обучение ребенка в начальной школе - первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой - учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.


Проблема адаптации первоклассников в школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. Как показывает практика, труднее всего адаптируются к новым условиям гиперактивные дети. Им необычайно сложно сидеть за партой и концентрировать свое внимание на учебном процессе. Такие дети могут вскакивать во время урока, громко говорить, вставать и ходить по классу. Часто гиперактивные дети не чувствуют дистанцию между собой и учителем. Есть и другая категория детей, которые не шумят, не выкрикивают с места, никому не мешают, но им также трудно высидеть весь урок. Через 15 минут у них пропадает интерес к занятию, они смотрят в окно, отвлекаются на что-то постороннее. У таких детей быстро наступает утомление, нервная система легко истощается. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.


В первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.

В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Анализ литературы показал, что в теоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:

  • физиологическая (взаимодействие различных систем организма);

  • биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);

  • психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);

  • социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).

Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Реальная готовность к обучению различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Готовность ребенка к школьному обучению - сложное системное образование. Не смотря на то, что в психологии нет единой точки зрения на природу готовности, ее структуру, можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что готовность к школьному обучению не сводится к наличию у ребенка системы некоторых исходных знаний, умений и навыков. Общепринятой является точка зрения о том, что готовность к школьному обучению предполагает разностороннее развитие личности ребенка. Это целый комплекс свойств и характеристик, описывающих наиболее значимые достижения в развитии ребенка в дошкольный период. Так, существует педагогическая и психологическая готовность детей к обучению в школе. Педагогическая готовность - это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у ребенка к моменту поступления в школу. Под этим, как правило, подразумевается умение читать, считать, пересказывать. Информация такого рода нужна учителям начальных классов, через руки которых проходит огромный поток 6 - 7 - леток при записи в школу. Она может быть полезна учителю при планировании уроков. Но эта информация не дает прогноза обучения даже на ближайшее время. Психологическая готовность - это качественное своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешно обучаться в массовой школе. Составители школьных учебных программ, как правило, рассчитывают на наличие у детей определенного уровня интеллектуального и личностного развития. Поэтому наличие этого уровня чрезвычайно важно при приеме ребенка в школу. Готовность к школе формируется постепенно в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в дошкольном обучении, в посильном труде, т.е. подготавливается всем ходом жизни ребенка. Однако главная цель изучения готовности не сводится к оценке успешности развития ребенка в дошкольном возрасте. Изучение готовности - это попытка спрогнозировать возможности, особенности ребенка в следующем возрастном периоде - младшем школьном возрасте. Таким образом, готовность к обучению - это не только и не столько итог дошкольного развития, сколько исходный уровень развития младшего школьника. Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. Рассматривают готовность к школе в таких сферах, как интеллектуальная, личностная и социально-психологическая, волевая.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Детям доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Интеллектуальная готовность к школе предполагает так же формирование у ребенка определенных умений. К ним, прежде всего, относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств. Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: - дифференцированное восприятие; - аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); - логическое запоминание; - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогали бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям. Дети, предпочитающие играть со взрослыми, не способны долго слушать учителя. Часто отвлекаются на посторонние раздражители. Они, как правило, не выполняют задания учителя, а заменяют их своей собственной задачей. Поэтому успешность решения задач у таких детей крайне низкая. И, напротив, дети, которые в свободном обращении могут отвлекаться в конкретной ситуации и общаться со взрослыми на более и менее общие темы, более внимательны во время занятий, с интересом выслушивают задания взрослого и старательно их выполняют. Успешность решения задач у таких детей значительно выше. Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, выделяют следующие параметры: - умения детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; - умение ориентироваться на заданную систему требований; - умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; - умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Волевая готовность к школе. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще не достаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятия их), стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у детей в первом классе. Таким образом, готовность к школе проявляется в том, что дети считают в школе главным, ценным, достойным. Готовые к обучению дети думают и хотят от школы того, к чему их приготовили, им нравится считать, читать и писать. Когда ребенок радуется тому, что он узнал, чему научился, можно сказать, что он действительно стал школьником.

Методика для дошкольника «Готов ли я стать школьником?» (Хасанов А.Е.). Данная методика направлена на выявление психологической и эмоциональной готовности ребенка к школьному обучению. Дошкольнику зачитываются вопросы, если он согласен с высказыванием, то в таблицу ответов под номером соответствующего вопроса поставить «+», в противном случае оставить клетку пустой.

  1. Мне в школе будет интереснее, чем в детском саду или дома.
  2. Я хочу учиться в школе, чтобы больше знать и уметь.
    3. В школе я буду получать только четверки и пятерки.
  1. Я хочу, чтобы уроков было больше, чем перемен.
  2. Мне хочется идти в школу, потому, что там, у детей есть учебники, тетради,
    каникулы, перемены.
  3. Я иду в школу, чтобы стать таким, как мои старшие друзья.
  4. Все дети в классе будут моими друзьями.
  5. В школе я больше хочу играть с друзьями, чем учиться.
  6. Мне надо идти в школу, потому, что этого хотят мои родители.

10. Я остался бы в саду еще годик.
11. Мне страшно идти в школу. 12. Я хочу остаться маленьким, чтобы не идти в школу. Ключ: Наличие большого количества положительных ответов («+») в вопросах 1 - 4 свидетельствует о высоком уровне эмоциональной готовности ребенка к школе.. Если положительных ответов больше в вопросах 5 - 8, то ребенок больше настроен на игру и общение, чем на обучение. Большинство положительных ответов в вопросах 9 - 12 говорит о том, что у ребенка страх ли отвращение перед школой, и он всеми силами желал бы избежать школьного обучения. Данная методика(наблюдение проведено перед 1 сентября) выявила, что дети, которые сейчас обучаются в 1 классе, не готовы были стать школьниками. В школу они идут только потому, что этого хотят родители, в школе им интересны будут игры и общение с одноклассниками. Отвращения или страха перед школой нет, но хотелось бы всеми силами избежать школьного обучения.
Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли адаптацию, учителю и родителям необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности детей.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление.

Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности.

Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию.

Примерно к 7 годам появляется и развивается рефлексия.

В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка.

Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру.

Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу.

Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого.

Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого.

Кризис 7 лет - появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении - паясничает, что-то изображает. Потеря детской непосредственности. Также может появиться замкнутость, неуправляемость, раздражительность. Нередкими становятся беспричинные вспышки гнева. Наряду с обострившейся агрессивностью может проявиться диаметрально противоположное ей явление - излишняя застенчивость, пассивность.

Появление внутренней жизни ребенка.

Активно формируется главное новообразование - внутренняя позиция школьника.

Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмоциональное благополучие, ощущение психологического комфорта среди сверстников в большей степени зависит от учителя начальных классов, его знания и умения оказывать индивидуальный подход к детям. Именно учитель играет важную роль в формировании отношений между детьми на этапе вхождения в новый, для них коллектив. Важная цель работы в первые месяцы пребывания первоклассника в школе - привить ему чувство, что его класс, школа не являются чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников. Так как учитель для ученика - высший авторитет, то и работа должна проводиться, прежде всего, личным примером учителя, отзывчивого, доброго человека, готового прийти на помощь без упреков ребенка в лени и нерадивости. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношения к нему и его одноклассников. Поэтому от негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне. Следовательно, эмоционально-личностное отношение учителя к ребенку, знание его индивидуальных особенностей и умение оказать современную психологическую поддержку определяет в значительной степени психосоциальную адаптацию первоклассника к школе.



Работа по адаптации первоклассников проходит по разным направлениям:

  1. Подготовительный этап - знакомство с родителями будущих первоклассников (организационное родительское собрание ).
  2. Этап психологической адаптации (блок классных часов «Здравствуй, школа!»).
3.Адаптационные занятия «Я - первоклассник». Знакомство со школой (экскурсии). Это освоение организационных навыков и умений для учебы в школе. Для школьника это основные правила поведения на уроке, правила безопасного поведения на уроках и во внеурочной деятельности, навыки индивидуальной и коллективной работы, обратная связь с учителем. Развитие познавательных способностей первоклассников (посещение занятий внеурочной деятельностью). 4.Разработка режима дня школьника. Первоклассники знакомятся со школой и её работниками (библиотекарем, поваром, воспитателями, директором). Знакомятся с режимом труда, отдыха, питания. 5.Обсуждение с учениками способов выполнения работ и критериев оценки результатов учебной деятельности. На третьем этапе внимание акцентируется на узконаправленной дифференцированной оценке деятельности детей. Обсуждаются с ребятами возможные критерии оценки работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и другие качества), а также способы выполнения. 6.Родительское собрание «Итоги адаптационного периода». Значимым аргументом адаптационного периода являются родительское собрание. На собрании даются некоторые сведения из возрастной психологии, знакомятся родители с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, с первыми успехами и трудностями детей, проявленными в ходе адаптационного периода.

Некоторые первоклашки, уходя из дома в школу, берут с собой игрушки. Не стоит запрещать этого делать. Родителям надо только объяснить, что играть можно лишь на переменах. Дети не случайно берут с собой игрушки. Рядом с любимой куклой или машинкой ребенок чувствует себя защищенным. Игрушка - это частичка любимого и безопасного дома. Особенно важно чувство защищенности для робких и застенчивых детей. Им трудно сблизиться с одноклассниками, включиться в совместные игры. Позже они, конечно, вольются в коллектив и будут чувствовать себя комфортно среди одноклассников, а пока, на первых порах, пусть будет рядом с ними любимая игрушка. Результатом такой деятельности учителя является то, что первоклассники становятся более раскрепощенными в общении, у них формируется положительная мотивация учения и навыки сотрудничества, которые в последующей работе нужно закреплять и развивать.

Если учитель и родители не уделяют должного внимания такому сложному периоду жизни первоклассника, наступает дезадаптация. У ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.

Признаки возникшей дезадаптации школьника:

  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  4. Нежелание выполнять домашние задания.

  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  7. Беспокойный сон.

  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

  10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.

  11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

  12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.

Причины школьной дезадаптации:

  • низкая готовность к школе;

  • несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;

  • отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;

  • неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);

  • чрезмерная требовательность родителей;

  • гиперопека со стороны родителей;

  • незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;

  • высокая тревожность самих родителей;

  • несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);

  • наличие серьезных хронических заболеваний;

  • чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор).

Признаками того, что ребенок прошел успешную адаптацию к школе, являются:

  • Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он уверен в себе и не испытывает чувство страха.

  • Ребенок справляется с учебной программой.

  • Ребенок способен самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении трудностей прибегать к помощи взрослых только после попыток справиться с задачей самому.

  • Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителями.

Период адаптации первоклассника к школе может длиться от 2-3-х недель до полугода. Мы выяснили, что длительность его зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения и степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.



© 2010-2022