Разработка урока С. Козлов «Если меня совсем нет»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе Тема: С. Козлов «Если меня совсем нет». Поход в «Музейный дом»: Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари».
Цели: дать представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство); показать связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями; учить, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои; учить рассуждать о ценности общения, дружбы, привязанности; обнаруживать отличие сказки-переживания, сказки-размышления от сказки о животных; определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией;
Материал: учебник (стр.170-176). Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари». Тетрадь для самостоятельной работы.
Оборудование:
  • учебники по Литературному чтению 1 часть, по Русскому языку 2 часть;
  • инструменты (лупа, рамка);
  • тетрадь для самостоятельной работы;
  • цветные карандаши;
  • Толковый словарь;
  • Презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация.
- Здравствуйте ребята! Посмотрите. Всё ли у вас готово к уроку? К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь. Садитесь на свои места.
II. Актуализация. 1. Проверка домашнего задания. - Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить ваше домашнее задание. Что было задано? 2. Вам знаком автор следующего произведения? - Какие его рассказы вы помните? - Какие герои этих произведений вам запомнились? Что можете о них сказать? Чему они учат? - Уточните их названия, пользуясь «Содержанием».
III. Постановка темы и целей урока. - С каким произведением мы познакомимся сегодня? (Ученики по Содержанию определяют автора и название произведения.) - А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться? Что узнаем? (Узнаем, какие вопросы волнуют героев этого произведения.)
IV. Работа по теме урока - Откройте содержание учебника и найдите произведение С. Козлова, относящееся к изучаемой нами теме. («Если меня совсем нет») 1. Первичное восприятие текста. (Чтение сказки детьми по цепочке).
2.Словарная работа

- Какое слово нам встретилось? (Диалог)

- С чем нам необходимо поработать?
(Необходимо в Толковом словаре найти значение этого слова.)

Ребята найдут значение этого слова в словарях из учебника. (Ученики работают со словарями, один из учеников читает значение слова вслух.) 3. Проверка первичного восприятия. - Какое впечатление произвела на вас сказка? - А на Машу и Мишу?
4. Повторное чтение текста. Групповая работа. Чтение диалога на стр.172-173 учебника и выполнение задания Чтение текста по ролям.
5. Работа по вопросам учебника - Начнем работать по заданиям учебника! (Ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают, высказывают свои предположения. Доказывают свое мнение строчками из текста.) - Какая ужасная мысль пришла в голову Ёжику? (Он пытается представить, что такое смерть и одиночество.) - Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Для Ёжика смерть - не просто состояние, когда лично его нет, но ещё и состояние другого - его друга, который не представляет себе жизни без него) - Можно ли сказать, что медвежонок глупый? Почему он никак не может понять, о чём ему говорит Ёжик? (медвежонок очень наивный; он не может представить себе то, о чём его просит Ёжик; для него отсутствие друга может быть только временным и легкопоправимым.) - Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его «непонимание»? Найдите их в тексте. («Если тебя нет, то и меня нет»). - Можно ли их назвать главными словами сказки? А использовать их в качестве названия сказки? - А теперь ещё раз просмотрите весь текст и найдите другие очень важные слова, которые произносит Ёжик. («Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!») - А они могут быть названием сказки? 6. Обобщение. Чтение диалога Анишит Йокоповны, Кости и Маши на стр.174 учебника. - А вы чьё мнение разделяете? Можете по-другому ответить на этот вопрос? - Как вы думаете, почему же эта сказка находится в главе о любви?
V. Самостоятельной работа. Работа в паре. Работа в тетрадях для самостоятельной работы. Чтение и выполнение заданий цветными карандашами (упр. 23). Взаимопроверка.
VI. Физкульминутка
VII. Поход в "Музейный Дом". - Молодцы! А сейчас смотрим на пиктограмму. - Какое задание предлагают нам авторы учебника? (Поход в "Музейный Дом"). - Давайте сядем удобнее, возьмём необходимые инструменты (лупа, рамка).
- Какую картину найдём в "Музейном Доме?" (Картину Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари»).

  1. Краткая биография Пьера Огюста Ренуара
(Пьер Огюст Ренуар - французский живописец, график и скульптор. Он известен как мастер портрета. Ренуар создаёт три портрета Жанны Самари, причём каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже размерами существенно отличается один от другого. Очаровательная актриса понравилась художнику. Он почувствовал в её внешности, в её характере что-то привлекательное - то, что можно передать только при помощи кисти.)
  1. Работа по картине с лупой и рамкой (ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают, высказывают свои предположения.)
- А как вы считаете? Предположите, умеет ли Жанна петь и танцевать. (Да, легко можно представить, как она поёт, танцует.) - Представьте, как она смеётся: негромко, едва слышно или громко и заразительно? (Глядя на Жанну, можно легко представить, как она громко и заразительно смеётся.) - Как можно охарактеризовать её взгляд? (Во взгляде этой молодой женщины можно уловить оттенки самых разных чувств и переживаний: чувство радости и лёгкой грусти, доброе и чувственное отношение к людям.) - А как думают Маша, Миша и Костя? Чтение текста. - Вы согласны с мнением ребят? Жанна тонко чувствующий, умный человек или легкомысленный и любующийся своей красотой? Как вы думаете, Жанна умеет слушать? С ней можно поделиться секретом? Посоветоваться? Она способна заступиться за человека? (Сама поза Жанны - одной рукой она подпирает щеку, как будто бы приготовилась выслушать чей - то длинный рассказ, её внимательный взгляд, открытое лицо говорят о том, что она умеет слушать и способна поддержать человека в сложной ситуации.) - А как ответите вы? (Портрет передаёт атмосферу молодости, красоты праздника, и одновременно ощущается сложность человеческих чувств и переживаний.)
VIII. Слушание музыкального произведения -Маша предложила послушать какую-нибудь необыкновенную, прекрасную музыку. Анишит Йокоповна включила запись музыкальной пьесы Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». (Учащиеся слушают аудиозапись, а затем делятся впечатлениями).
IX. Рефлексия

(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратов. Зелёный-я всё понял, мне всё удалось, всё понравилось. Жёлтый-есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ. Красный-мне было трудно. Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)
X. Подведение итогов урока - С какими произведениями мы познакомились? - Почему они помещены именно в эту главу? (Они о чувствах и переживаниях героев.)
XI. Домашнее задание. 1.Читать сказку С. Козлова по ролям (учебник стр. 170-172).


© 2010-2022