Первые шаги в науку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Первые шаги в науку

Первые шаги в науку


Романова В.Б.

Учитель физики Современное общество требует от человека творческого подхода к решению проблем. Готовить ребенка к этому нужно уже в школе. Один из способов развития интеллектуально-творческих способностей учащихся - это организация научно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Успешному достижению цели сопутствует сотрудничество с родителями учеников, которое помогает выявлению индивидуальных творческих способностей детей.

Для того, чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся , помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, лучше начинать с привлечения учащихся среднего звена, чтобы и в будущем они продолжили работу.

Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле его идей, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем, но не носителем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей. Приобщить учащихся к творческой деятельности исследователя можно путем соединения возможностей основной школы и дополнительного образования. Олимпиады и научные конференции различных уровней служат показателем результативности творческой работы учащихся и учителя. Кроме того, ученик, находясь в центре информационно-педагогического поля, в атмосфере успеха и взаимопонимания, формируется как личность. В любой форме исследования обязательным структурным компонентом должна быть мотивация, целью которой является создание условий для возникновения у школьника вопроса или проблемы. Стихийное исследовательское поведение ребенка необходимо включить в специально организованные исследования, которые позволят овладеть приемами и методами, заимствованными из науки и научного мышления, в процессе познания окружающей среды. Это ему пригодится (по слайду) Конференция способствует системному изложению представленных результатов и их апробации. Никто не ожидает, что школьники будут представлять свои научные достижения на том же уровне, который под силу студентам, аспирантам, научным сотрудникам, профессорам и т.д. Смысл школьных конференций в другом. В этот период подросток задумывается о смысле жизни, своей нравственной позиции, о поиске своего места в социуме. И именно конференция дает возможность подростку проявить себя и продемонстрировать свою точку зрения в коллективной дискуссии. Воспитательный элемент конференции содержится в возможности самостоятельной работы учащегося над выбранной темой: во-первых, подросток углубляется в изучение той темы, которая его особенно волнует, часто она связана с проблемами, которые актуальны в этом возрасте, во-вторых, он может не только выдвигать свои оригинальные идеи, но и высказывать свою, порой спорную точку зрения перед сверстниками, которые вряд ли останутся равнодушными к выступлению товарища и будут все «принимать на веру». Таким образом, подростки учатся погружаться в проблему исследования и постепенно, по ступеням выстраивать свою систему доказательств. Кроме того, в процессе подготовительной работы к конференции формируются многие качества личности. Так, большое значение для ученика имеет ситуация взаимодействия с научным руководителем темы. Совместная работа взрослого и ребенка, где доминирующую роль в исследовании играет сам подросток, развивает чувство доверия, сотворчества, взаимного уважения Обучение детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями должно опираться на возможность их самостоятельного обучения. Наиболее продуктивный путь развития - это применение методики преподавания, которая предполагает активные методы обучения, в основе которых лежит эвристический метод. Ребенка нельзя научить, он может только сам научиться и постичь истину в результате собственной деятельности, собственными силами, напряжением, посредством упорной работы. Самостоятельная работа эффективна, если она выступает как элемент технологии, проводится планомерно и систематически. Тогда у школьника вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов работы и наращиваются темпы ее выполнения. Учителя могут решать через организацию исследовательской деятельности учащихся широкий круг задач:

  • образовательных, создание условий, способствующих освоению учащимися способов познания мира;
  • воспитательных: создание условий для коллективной творческой деятельности личности, формирование культуры выполнения самостоятельной работы;
  • развивающих: возможность развития способностей и интересов учащихся, помощь в самореализации и в профессиональном самоопределении.
Кроме того, научно-исследовательская работа основывается на определенных критериях: - выдвинутая проблема должна быть значима и актуальна; - необходима взаимосвязь теории и практики; - полнота описания процедуры исследования. Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы Педагог должен ориентироваться на интеллектуальную инициативу ребенка: стремление найти оригинальный путь решения. При выборе темы очень важен ее междисциплинарный характер, который позволит раскрыть нестандартное видение учащимся проблемы. Часто за рамками школьного образования остается напряженная работа личности, без которой невозможно ее становление как творческой. Исследование имеет целенаправленный характер и определённую систему, оно начинается с определения проблемы. Сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить её. Не всякую проблему по силам исследовать и решить школьнику. Необходимо стремиться к чёткому и корректному формулированию проблемы. Тема - визитная карточка исследования. Требования к выбору темы: 1. Важно, чтобы тема была интересна не только на данный момент, но и была востребована в будущем. В старших классах тема должна вписываться в программу профильного обучения. 2.Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и практики. Соответствовать запросам общества. 3.Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях: по данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента. Мы обычно выбираем экспериментальные темы, которые предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Обязательно следует указать, почему именно избранная тема и именно на данный момент является актуальной. Практическая значимость результатов

Выбор методов исследования. Метод - это способ достижения цели исследования.

«Метод - самая первая и основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе»- сказал И.П. Павлов.Это может быть: Наблюдение; Эксперимент; Моделирование; Анкетирование; Интервьюирование; Анализ и синтез; Сравнение; Обобщение. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план совместных действий выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Педагогическое руководство учебным исследованием осуществляется на всех этапах выполнения Логическая структура организации работы

  1. Найти способного и талантливого ребёнка.
  2. Определить тему и цель работы.
  3. Поискать результаты аналогичных исследований.
  4. Ознакомиться с научными трудами по исследуемой теме.
  5. Выполнить исследование.
  6. Оформить научную работу

Сбор информации. Необходимо подвести к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. Где мы можем узнать что-то о ……, то есть «подумать», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «узнать из книг», «спросить у взрослых» и другие. Первые шаги в науку

Самостоятельное исследование.

  1. Подготовка к проведению самостоятельного исследования.
    Во-первых, нужно определение области исследования.

  2. Во-вторых, выбрать объект и предмет исследования. Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования, т. е. конкретной части объекта, внутри которого ведётся поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы. Выбор темы для многих является трудным этапом. Первоначальная формулировка может носить не окончательный, а предварительный характер. При этом тема должна быть не расплывчатой, а конкретной. Следующим шагом будет обоснование актуальности исследования. Это является обязательным требованием к любой работе. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования, которую можно представить, как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения..
    2. Составление плана.
    3. Определение гипотезы. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.
    4. Определение цели и задач. Цель исследования - это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать и т.д.
    5. Сбор и изучение информации. - Это главная роль у ученика.
    6. Оформление результатов исследования. Существует много форм представления результатов исследовательской работы. это может быть текст научного сочинения, статья, сообщение, доклад, отчёт и другое. Оформление начинается с распределения материала по главам. После того, как главы сформированы, их редактируют и приступают к написанию выводов по каждой главе. Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения или аннотации к работе и составлению библиографического списка.

В исследовательской работе могут содержаться приложения - это материалы, имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста. Приложения могут содержать копии документов, статистический или справочный материал, иллюстрации и фотографии и др.
Защита результатов исследования. Представляет очень важный этап и к нему нужно тщательно подготовиться. Следует помнить, что обычно на всё выступление отводится 10-=12 минут. Ни о теме, ни о том, что прочитано, говорить не следует. Защита не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Особое внимание обратить на речь докладчика. После выступления члены комиссии, зрители и другие участники могут задать вопросы, поэтому докладчик должен быть готов на них ответить. К организации исследовательской деятельности с детьми нужен особый подход. Учителю нужно начать с себя, самому перестроится. На первых порах придется взять на себя большую часть работы. Но не надо бояться трудностей, и работа станет интереснее. Помнить, что дети должны идти «рядом», а не «позади», ищите истину вместе с ними.

© 2010-2022