Урок обучения грамоте Буквы Щ, щ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте Буквы Щ,щ.Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема урока: «Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ,щ.» Цель: Познакомить учащихся с согласным глухим мягким звуком [щ'], с буквами Щ,щ, обозначающими звук [щ']. Задачи:

  1. Закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения пар слов.
  2. Продолжить формирование навыка чтения целыми словами.
  3. Развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
  4. Воспитывать культуру учебного труда, умение работать в паре, группе.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: чтение текста учебника по мере работы с новым материалом (слоги, слова, тексты); групповая и парная работа; самостоятельная работа с индивидуальной помощью тем, кто в этом нуждается. Планируемые результаты: Личностные УУД: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика-партнёра по коммуникации и учителя. Познавательные УУД: понимает значение речи в жизни каждого человека и общества; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение). Предметные УУД: дифференцировать глухой мягкий звук [щ'] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать и отгадывать загадки. Оборудование:
  1. Учебник Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков «Азбука», Москва, Академкнига/Учебник,2012.
  2. Интерактивная доска.
  3. Файл «INK» - Звук [щ'], буквы Щ,щ.
  4. Раздаточный материал - фишки (квадраты, круги для обозначения звуков).



Ход урока:

  1. Организационный момент
-Настроенье, каково? -Во! -Все такого мнения? -Все без исключения! -Может вы устали? -Мы с собой таких не брали! -Может ляжем, отдохнём? -Лучше мы урок начнём!
  1. Сообщение темы урока
а) игра «Доскажи словечко» -Как у нашей дочки розовые ….. (щёчки) -Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал …. (щенок) -Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит ….. (плащ) -У рыбака не дрогнет ручка, ведь ему попалась ….. (щучка) б) выведение темы урока - Какой звук чаще всего повторяется в словах? ([щ']) -Сформулируйте тему урока. (Звук [щ'], буквы Щ, щ.) (слайд 1)
  1. Постановка учебной задачи.
-Какой будет ваша учебная задача? (ответы учащихся)
  1. Составление плана работы.
-Составим план работы на уроке. (ответы учащихся) План работы (слайд 2)
  1. Дать характеристику звука.
  2. Соотнести звук с буквами.
  3. Чтение слов с новой буквой.
Y. Звуковой анализ слов. а) характеристика звука [щ'] -Как паровоз выпускает пар? (щ-щ-щ) (Изменения. Дети с ФФНР выходят к доске для проведения игры «Дворник» (задание 1) (имитируют движения метлой, произнося при этом звук [щ'].) -Произнесите ещё раз этот звук и дадим его характеристику, пользуясь планом на доске. План (слайд 3)
  1. Гласный ? согласный
  2. Глухой ? звонкий
  3. Твёрдый ? мягкий
  4. Непарный ? парный
(На доску вывешивается карточка со звуком ') -Откройте учебник на с.103, проверим себя, правильно ли мы дали характеристику звука. -Так, какой это звук? (согласный глухой мягкий непарный) -Первый пункт плана мы выполнили. Переходим ко второму. б) анализ слов ЩУКА, ЛЕЩ. Щука в море уплывала, Щука букву Щ украла. Щуку надо нам поймать, Чтобы букву Щ забрать. (на доску перевёрнутую карточку с буквам Щ, щ) - Щука, к какому отряду животных относится? (к отряду - рыбы) (слайд 4) -Знаете ли вы ещё рыб, в названии которых встречается звук [щ']? (варианты детей) Под кувшинками в тиши, Где не очень мелко, Ходят важные лещи Шириной с тарелку. (слайд 5) -Ребята, сидящие ближе к окну, поднимите руку. Вы составляете схему слова ЩУКА. -А сидящие дальше от окна, составите схему слова ЛЕЩ. (Работа с раздаточным материалом, 2 человека у доски) (слайд 6) (Изменения. Детям с ФФНР даётся право выбора слова для выкладывания схемы из раздаточного материала (задание 2).) б1) самостоятельная работа б2) проверка самостоятельной работы -Проверяем, что у нас получилось. -Я тоже составила схемы данных слов. Посмотрите, так ли у вас? На доске:



-А что у меня не так и почему? (в 1 слове третий звук [к] глухой, ударный второй звук [у]; во 2 слове первый звук [л'] мягкий) -Какой общий звук в этих словах? ([щ']) -На каком месте он стоит? (в слове ЩУКА на первом месте, в слове ЛЕЩ - на последнем) YI.Знакомство с обозначением звука [щ'] буквами Щ, щ. -Согласный глухой мягкий звук [щ'] обозначают буквой «ща» (карточку перевернуть на доске) -На что похожа буква «ща»? (варианты детей) (слайд 7) На расчёску Буква Щ поможет нам Щ похожа. Чистить зубы по утрам. [1] Три зубца всего. Ну что же? [1] -Выполнили второй пункт плана? Переходим к третьему.

Физминутка (танец «Маленьких утят») YII. Чтение слогов (работа по учебнику - с.103) -Чтобы правильно читать слова с новой буквой, посмотрим, а с какими гласными дружит буква «ща». -Прочитаем слоги.( чтение слогов по цепочке) -Чем похожи слоги в каждом столбике? (есть буква Щ) -Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (в 1 столбике даны слоги, которые начинаются с гласного; во 2 столбике слоги начинаются со звука [щ']) -Какие гласные не образуют слоги с буквой Щ? (ответы детей) YIII. Слушание «Сказки про шипящие» -Хотите узнать, почему? -Тогда слушайте «Сказку про шипящие» Жили - были на свете шипящие Ж,Ш,Ч,Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят , что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ![1] -Какие слоги выделены в учебнике?( ча,ща) -Так почему выделены слоги ЧА, ЩА?( ответы детей) IX. Чтение слогов и слов (работа по учебнику с.103 - 104) -Читаем по цепочке. Щучьи …… зубы, плавники. Овощной …..сок, салат, суп. (Изменения. Для детей с ФФНР даются специальные карточки (задание 3), где прописаны цепочки слогов с букой Щ. Содержание карточки: ЩА-ЩО-УЩ-ЩЕ-ЩИ; ОЩ-ЩУ-ЕЩ-ЩЁ-АЩ; ЩЕК-ЩУК-ЩЕП-ЛЕЩ. Форма контроля: Какое слово спряталось в ваших слогах? Подчеркните его. Содержание карточки можно вынести на специальные маленькие маркерные доски, тогда проверить можно будет быстрее.) X. Чтение загадок (работа по учебнику с.104) а) самостоятельная работа -Посмотрите на условное обозначение в учебнике. -С чем мы будем работать? (с загадками) -А что мы называем загадкой? (выражение, нуждающееся в разгадке) -Вы работаете в парах: читаете друг другу по одной загадке и отгадываете её. б) проверка самостоятельной работы - Поднимите руку те, кто считает, что его сосед может правильно и выразительно прочитать загадку всему классу.( читают два человека, отгадку записываем на доску или вывешиваем карточку с напечатанными словами: лук, тыква) в) анализ слов -Проанализируем каждое слово-отгадку по плану. План (слайд 8)

  1. Сколько в слове гласных?
  2. Сколько слогов?
  3. Назовите ударный слог.
г) работа по развитию речи - составление предложений -Составьте предложение с любым словом-отгадкой. (варианты детей) Например, На грядке вырос лук. -Составим схему этого предложения. (слайд 9) -Посмотрите на третий пункт плана. Поупражнялись мы в чтении слов с новой буквой?

Физминутка (танец «Стирка» под ритмичную музыку) XI. Игра «Наборщик» на развитие речи, внимания (слайды 10, 11, 12, 13) Если взять большое слово,

товарищиВынуть буквы раз и два, А потом сложить их снова- Выйдут новые слова. -Прочитайте слово. Кто такие товарищи? (люди, близкие по общим интересам, по видам деятельности) -Вы сейчас тоже будете товарищами в своей группе: 1 колонка - 1 группа, 2 колонка - 2 группа, 3 колонка - 3 группа. -Составляете и записываете слова-предметы в своих группах. -Какие правила работы в группе вы знаете?( ответы учащихся) Слышать собеседника. Высказывать своё мнение. Приходить к согласию. (Изменения. Для детей с ФФНР даётся специальное задание № 4: Измени слова так, чтобы в них появился звук [щ']. «Увеличилось» слово или стало меньше. Работу выполни по образцу устно: рука-ручища, нога - …, кот - …, дом - …, нос - …. ) а) самостоятельная работа в группах (Изменения.Учитель с детьми ФФНР выполняет задание № 4, которое можно вынести на интерактивную доску так, чтобы вместо слов появлялись картинки с изображениями заданных объектов.) б) проверка самостоятельной работы -Проверяем. -Сколько всего букв в этом слове? (8 букв) -Есть ли у вас слова, в которых 7 букв? 6 букв? 5 букв? 4 буквы? 3 буквы? 2 буквы? (товар, роща, вор, рот, щи) -Смотрим в остальных группах, если у вас есть это слово, то вычёркиваем его. - Есть ли у вас не вычеркнутые слова? (Изменения. Дети, которые работали отдельно, включаются в проверку работы остальных учащихся. При этом они должны будут хлопнуть в ладоши, если услышат звук [щ'] в полученных словах у ребят (задание 5). Инструкция: Хлопнуть в ладоши, если услышите звук [щ']. Детей с ФФНР можно объединить в одну группу и назвать её, например, «Группа поддержки звука [щ'].) XII. Домашнее задание ( по желанию детей) -Если у вас есть желание дома поиграть, то можно с мамой (папой), с братом (сестрой) найти игру «Волшебные превращения слов» в учебнике на с.105. - А кто желает, может подобрать загадку с любым из слов на розовой или голубой полоске. XIII. Итог урока (слайд 14) Сегодня на уроке Я повторил …. Я узнал (познакомился) … Было интересно …. Было трудно …. Как я оценю себя … Кого я ещё могу оценить … XIY. Рефлексия (слайд 15) -Подумайте и покажите, на какую ступеньку знаний вы сегодня поднялись? (показ цвета при помощи сигнальных кругов)

Литература:

  1. Занимательное азбуковедение/ Сост. В.В.Волина. - М.: Просвещение. 1991.



© 2010-2022