- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов
Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абдрахманова С.И. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Гимназия № 16 «Французская»
Ленинский район
Новосибирская область
видеоурок
«Происхождение слов»
1-й класс
Светлана Ивановна Абдрахманова,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Новосибирск
2016
Проект учебного занятия
Тема:
«Происхождение слов»
Проблема:
1. Создание условий для формирования элементов исследовательской деятельности учащихся;
2. Реализация системно-деятельностного подхода, через выполнение практической работы учащимися. Цели: 1. Узнать, как рождаются слова. 2. Создать условия: - для формирования представлений о происхождении слов; - для знакомства учеников с этимологическим словарём и азбукой - глаголицей через выполнение практической работы. 3. Развить интерес детей к языку, к речи, к истории своего народа через узнавание и понимание тех слов, которые слышат. 4. Расширить учащимся словарный запас, продемонстрировать углублённое понимание значений слов, их многозначность.
5. Развить коммуникативные навыки.
Задачи: 1. формировать навыки исследовательской деятельности; 2. развивать логическое и пространственное мышление, творческие способности и воображение, устную и письменную речь школьников; 3. воспитывать интерес к русскому языку, обобщающему существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующему тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.
Планируемые результаты: Личностные:
Усилить мотивацию учения. Помочь учащимся в формировании положительного отношения к школе и учебной деятельности, в формировании познавательного интереса к изучаемому предмету, через осознание своей успешности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- видеть актуальность поставленных проблем в окружающем мире;
- проявлять самостоятельность в учебном процессе;
- оценивать результат своей деятельности, осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- учащиеся продолжат осваивать знаки, символы и модели, используемые в заданиях;
- научатся классифицировать, обобщать, выделять, объединять предметы по заданному признаку, сравнивать изучаемый материал с собственным жизненным опытом;
- работать с этимологическим словарём.
Коммуникативные:
- дети продолжат учиться строить высказывания, давать устные ответы на заданные вопросы, осваивать правила вежливого общения;
- развивать навыки и умения по формулированию выводов;
- представлять одноклассникам оценочное суждение: уметь рассуждать, доказывать свою позицию.
Предметные:
- делят слова на слоги;
- определяют количество слогов в слове;
- различают в слове согласные звуки по их признакам;
- определяют ударение в слове, различают ударные и безударные слоги;
- употребляют в своей речи новые слова и понятия;
- расширяют словарный запас.
Используемые методы, приемы, технологии:
Беседа, коллективная игра, создание учебных ситуаций, элементы проектно-исследовательской деятельности, работа в группах.
Формы организации деятельности:
Коллективная, групповая, индивидуальная.
Ресурсы:
УМК «Перспектива»: Учебник «Русский язык» 1 класс, "Методические рекомендации", официальный сайт: prosv.ru/umk/perspektiva/ , интернет, печатные энциклопедии.
Оборудование и материалы:
интерактивная доска, документ-камера, планшет,
презентация, этимологический словарь,
глаголица, карточки с заданием для групповой работы, крупа и семечки, воздушные шары, поленья, шишки.
Структура и содержание учебного занятия: 1. Организационный момент. - Ребята, у нас сегодня необычный урок. И начнём мы его с пальчиковой гимнастики: Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. - Сейчас я попрошу вас открыть тетради и записать сегодняшнее число, соблюдая правила каллиграфии. 2. Вхождение в тему. - Прошу обратить ваше внимание на доску. Что вы видите? Слайд №1 (Подснежник) - Ребята, как вы думаете, почему этот цветок так назвали? (Ответы детей) Подснежник из-под снега появляется первым! Слайд №2 Вспоминаем правила сбора цветов. Слайд №3 (Ласточка береговушка). - Как вы думаете, почему именно такое название дали этой птице? (Ответы детей) Слайд №4 - Береговушка живёт у реки, вьёт гнёзда на берегу. Вспоминаем правила поведения в природе. (Ответы детей) Слайд №5 (Рябина) - Ребята, предположите, откуда произошло такое название этой ягоды? (Ответы детей) - Правильно, от рябины рябит в глазах, когда поспевают красные ягоды. Слайд№6. - Ребята, запишите в тетрадь слово «РЯБИНА». - Сколько в слове слогов? - Какой слог ударный? - Сколько в слове букв обозначающих согласные мягкие звуки? Какие это буквы? (Ответы детей) Слайд №7: - «Всему название дано - и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...» А.Шибаев - Ребята, выполнив предыдущую учебную задачу и прослушав стихотворение Александра Шибаева, как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? (Ответы детей) - Правильно, тема нашего урока: «Происхождение слов» Слайд №8 - Оказывается, этим занимается наука, которая называется - этимология. 3. Целеполагание. (Цели ставят дети и учитель) - Давайте перед собой поставим цель нашего урока, что мы должны узнать? (Ответы детей) - Цель урока: узнать, как рождаются слова. Слайд №9. - Посмотрите, дети, я для вас приготовила несколько словарей, они помогают изучать русский язык, а один из этих словарей, расскажет нам как раз о происхождении слов. Посмотрите внимательно на словари, кто догадался, какой это словарь? Почему именно он? (Ответы детей) - Совершенно верно, этот словарь и будет сегодня нашим помощником. 4. Практическая часть. - Как вы уже поняли, в каждом слове есть своя тайна, и мы попробуем её вместе разгадать. - Делимся на три команды: 1 ряд - команда филологов; 2 ряд - команда ученых; 3 ряд - команда журналистов. - Напомните мне правила работы в команде. (Ответы детей) - Каждая команда получает задание, которое необходимо выполнить и потом представить нам результаты. Задание филологам: - Вам нужно разгадать зашифрованные слова. Подобрать к этим названиям соответствующие картинки. - Приклеить картинки на лист, подписать правильное название и найти в этимологическом словаре от какого слова могло произойти название этих предметов. Приложение № 1 Задание учёным: - Вам необходимо собрать 2 пазла, на которых изображены растения. - Приклеить готовые варианты на листы. - Сказать, как называются эти растения. Найти происхождение этих названий в этимологическом словаре. Приложение № 2 Задание журналистам: - Вам необходимо разгадать загадку, найти в этимологическом словаре происхождение слова - отгадки и подобрать к нему родственное слово. Приложение № 3 - Проверяем. (Дети показывают свои работы через документ камеру и дают ответы, используя этимологический словарь). - Молодцы ребята! Этимология наука сложная и многогранная. - Предлагаю провести наше собственное исследование в окружающем мире и самим найти разгадки на некоторые факты. Проводить его мы будем на улице. По заданиям мы будем искать зарытый нашими предками клад. ВПЕРЕД, НА ПОИСКИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ!!! Приложение № 4: Квест на улице. 5. Рефлексия. - Дорогие ребята, вот и подходит к концу наше приключение в мир слов. Сегодня мы вообразили, что наш язык - это лес, в котором каждое слово - это дерево или кустик. - Теперь мы знаем, что все слова, которые нас окружают, хранят тайну своего рождения. - Ребята! Предлагаю прямо сейчас вырастить собственное дерево, на котором мы соберем все новое, что узнали о происхождении слов. - Сейчас я раздам вам листочки. Каждый из вас должен кратко написать, что нового и полезного он узнал о словах на уроке. Затем по очереди вы будете выходить к доске, кратко рассказывать о своих открытиях, находить место на ветке дерева, куда поместите листочки-мысли. Пишем и вешаем листочки. - Дорогие друзья-исследователи, посмотрите, какое познавательное и красивое у нас получилось «Дерево жизни слов». Понравилось ли Вам узнавать и разгадывать тайны языка??? (Ответы детей) - Тогда сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Листы самооценки. Приложение № 5 6. Подведение итогов. - Думаю, что нам нужно продолжить наблюдение за окружающим миром. Предлагаю, построить собственный дом, в котором будут жить новые слова, наблюдения и свежие мысли. И все новое о словах, что вы узнаете, можно будет написать на листочке и опустить в это окошко. Через некоторое время мы откроем и посмотрим, что новое и интересное и вы обнаружили. Самые любознательные следопыты и открыватели слов получат приз. Благодарю вас за урок! Урок окончен!
Приложение № 1
ПЕТРФОЬЛ ЦФИАР
Приложение № 2
Приложение № 3
Внутри - пустой,
А голос - густой.
Сам молчит, а бьют - стучит.
Приложение № 4
Квест.
ЗАДАНИЕ №1 - Дорогие ребята! - Прямо сейчас Вас ждет первое сложное испытание. Посланники знатоков хотят проверить, как Вы умеете слушать задание и действовать командой?! - Итак! До точки сбора Вам нужно будет идти парами в ПОЛНОЙ ТИШИНЕ. Разговаривать друг с другом можно только жестами. На деревьях, под снегом и за пеньками сидят наши тайные агенты. Они замаскировались под птиц, и будут издавать разные звуки. Это кодовые слова, которые Вам нужно услышать и запомнить. - Разговаривать можно будет только в точке сбора по сигналу учителя. - В точке сбора всем следопытам необходимо собраться в плотный круг и шепотом обменяться информацией о том, кто и что услышал. Затем сообщить о Ваших общих наблюдениях учителю! Наши шпионы передадут ей дальнейшую инструкцию о том, что Вас ждет дальше!!! Действуйте! Игра началась! ЗАДАНИЕ №2. - Вы действовали как настоящая команда, молодцы! - Для выполнения следующего задания Вам необходимо вспомнить народные приметы, по которым путешественники определяют стороны света. Повернитесь лицом к ЮГУ, сделайте 20 шагов вперед, развернитесь налево и пройдите еще 7-10 шагов. - Внимательно осмотрите окрестности. Где-то рядом стоит дерево, на котором есть конверт со следующей подсказкой. Для выполнения этого задания вам необходимо взять с собой ножницы и пакет, в который будете собирать все найденные предметы. ЗАДАНИЕ №3. - Поздравляем РЕБЯТА! Вы успешно прошли новое испытание! - Теперь Вам необходимо подойти к нескольким незнакомым людям, которых заметите рядом. - НЕ ТОРОПИТЕСЬ: вежливо поздоровайтесь, объясните, что Вы ученики первого класса и выполняете задание по изучению слов. - Затем вежливо попросите их разъяснить, что означает выражение: «У него язык хорошо подвешен». ЗАДАНИЕ №4. - Дорогие ребята, шпионы спрятали все гласные буквы из этого предложения, попробуй подставить их и Вы узнаешь, где находится следующая подсказка. Н
Й
Д
Л
В
Ч
К
П
Д
К
Т
Р
Й
С Т Ь К
Н В
Р Т
С
Б
К В
Й
ЗАДАНИЕ №5. - Следопыты! Вы на верном пути! Так держать!!! Узнать следующую подсказку можно только сделав хвойное ожерелье. - Для этого Вам необходимо: вместе найти 20 шишек, крепко связать их веревкой, чтобы из шишек получились настоящие бусы. Их необходимо надеть на шею учителю, встать в круг и исполнить зажигательный танец, активно двигая ногами в такт музыки. ЗАДАНИЕ №6. - Ребята, поздравляем с успешным прохождением нового испытания! - Нам стало известно, что один из посланников знатоков скоро пройдет по этому парку. У него есть информация для Вас. Никто не знает, как он выглядит. Он (или она) говорит только на иностранном языке: либо на английском, либо на французском. - Для поиска этого человека Вам нужно разбиться на 2 команды. Команда №1 будет вежливо здоровается с прохожими по-французски. Команда №2 станет здоровается с прохожими по-английски. Один из них вручит Вам новое задание. ЗАДАНИЕ №7. - Молодцы! Осталось совсем немного, чтобы найти клад! В конверте лежат два воздушных шарика. Надуйте их, завяжите и ловко лопните, внутри что-то есть…
ЗАДАНИЕ №8. - Дорогие ребята, для выполнения следующего задания, Вам нужно сложить заготовку для костра в точке сбора на земле. - Для этого: найти 10 штук сухих дров, внимательно изучите схему, по которой необходимо сложит конструкцию костра. ЗАДАНИЕ №9. - Дорогие следопыты!!! Вы настоящие путешественники!! Теперь мы точно знаем, что в лесу Вы сможете позаботиться о себе и согреться у костра. Для выполнения следующего задания Вам нужно объединиться! Только вместе вы узнаете путь к зарытому кладу!! - Перед Вами тайный шифр. Воспользуйтесь ранее найденными подсказками и кодом-глаголицей, чтобы составить предложение. В нем написано, где лежит СУНДУК с сокровищами. Мы в вас верим, приступайте! Приложение № 6 ЗАДАНИЕ №10. - Дорогие друзья, теперь Вы точно знаете, где наш клад. - Разбейтесь по парам, постройтесь в шеренгу и двигайтесь к указанному в записке месту с песней: «Круто ты попал в 1 В». - Откроем Вам секрет, что петь ее нужно дружно и весело, чтобы тайные агенты не успели перепрятать клад в другое место. - Шпионы боятся поющих детей, которые что-то делают дружно и сообща. Давайте разрушим их коварные планы и весело споем песню класса!
Здравствуйте СЛЕДОПЫТЫ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ! - Поздравляем Вас с успешным прохождением наших испытаний!!! Вы большие молодцы! В память о нашем путешествии каждый из Вас получит медаль, попробовав которую Вы станете настоящими знатоками древних тайн!! Будем ждать новой встречи с Вами! Ваши наставники
Приложение № 5
Понял, уроком доволен!
Н
е совсем понял, хочу понять!
Приложение № 6
15