Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия № 16 «Французская»

Ленинский район

Новосибирская область

Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов







видеоурок

«Происхождение слов»

1-й класс


Светлана Ивановна Абдрахманова,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




Новосибирск

2016

Проект учебного занятия


Тема:

«Происхождение слов»

Проблема:

1. Создание условий для формирования элементов исследовательской деятельности учащихся;

2. Реализация системно-деятельностного подхода, через выполнение практической работы учащимися. Цели: 1. Узнать, как рождаются слова. 2. Создать условия: - для формирования представлений о происхождении слов; - для знакомства учеников с этимологическим словарём и азбукой - глаголицей через выполнение практической работы. 3. Развить интерес детей к языку, к речи, к истории своего народа через узнавание и понимание тех слов, которые слышат. 4. Расширить учащимся словарный запас, продемонстрировать углублённое понимание значений слов, их многозначность.

5. Развить коммуникативные навыки.

Задачи: 1. формировать навыки исследовательской деятельности; 2. развивать логическое и пространственное мышление, творческие способности и воображение, устную и письменную речь школьников; 3. воспитывать интерес к русскому языку, обобщающему существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующему тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.

Планируемые результаты: Личностные:

Усилить мотивацию учения. Помочь учащимся в формировании положительного отношения к школе и учебной деятельности, в формировании познавательного интереса к изучаемому предмету, через осознание своей успешности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- видеть актуальность поставленных проблем в окружающем мире;

- проявлять самостоятельность в учебном процессе;

- оценивать результат своей деятельности, осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- учащиеся продолжат осваивать знаки, символы и модели, используемые в заданиях;

- научатся классифицировать, обобщать, выделять, объединять предметы по заданному признаку, сравнивать изучаемый материал с собственным жизненным опытом;

- работать с этимологическим словарём.

Коммуникативные:

- дети продолжат учиться строить высказывания, давать устные ответы на заданные вопросы, осваивать правила вежливого общения;

- развивать навыки и умения по формулированию выводов;

- представлять одноклассникам оценочное суждение: уметь рассуждать, доказывать свою позицию.

Предметные:

- делят слова на слоги;

- определяют количество слогов в слове;

- различают в слове согласные звуки по их признакам;

- определяют ударение в слове, различают ударные и безударные слоги;

- употребляют в своей речи новые слова и понятия;

- расширяют словарный запас.

Используемые методы, приемы, технологии:

Беседа, коллективная игра, создание учебных ситуаций, элементы проектно-исследовательской деятельности, работа в группах.

Формы организации деятельности:

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы:

УМК «Перспектива»: Учебник «Русский язык» 1 класс, "Методические рекомендации", официальный сайт: prosv.ru/umk/perspektiva/ , интернет, печатные энциклопедии.

Оборудование и материалы:

интерактивная доска, документ-камера, планшет,

презентация, этимологический словарь,

глаголица, карточки с заданием для групповой работы, крупа и семечки, воздушные шары, поленья, шишки.


Структура и содержание учебного занятия: 1. Организационный момент. - Ребята, у нас сегодня необычный урок. И начнём мы его с пальчиковой гимнастики: Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. - Сейчас я попрошу вас открыть тетради и записать сегодняшнее число, соблюдая правила каллиграфии. 2. Вхождение в тему. - Прошу обратить ваше внимание на доску. Что вы видите? Слайд №1 (Подснежник) - Ребята, как вы думаете, почему этот цветок так назвали? (Ответы детей) Подснежник из-под снега появляется первым! Слайд №2 Вспоминаем правила сбора цветов. Слайд №3 (Ласточка береговушка). - Как вы думаете, почему именно такое название дали этой птице? (Ответы детей) Слайд №4 - Береговушка живёт у реки, вьёт гнёзда на берегу. Вспоминаем правила поведения в природе. (Ответы детей) Слайд №5 (Рябина) - Ребята, предположите, откуда произошло такое название этой ягоды? (Ответы детей) - Правильно, от рябины рябит в глазах, когда поспевают красные ягоды. Слайд№6. - Ребята, запишите в тетрадь слово «РЯБИНА». - Сколько в слове слогов? - Какой слог ударный? - Сколько в слове букв обозначающих согласные мягкие звуки? Какие это буквы? (Ответы детей) Слайд №7: - «Всему название дано - и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...» А.Шибаев - Ребята, выполнив предыдущую учебную задачу и прослушав стихотворение Александра Шибаева, как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? (Ответы детей) - Правильно, тема нашего урока: «Происхождение слов» Слайд №8 - Оказывается, этим занимается наука, которая называется - этимология. 3. Целеполагание. (Цели ставят дети и учитель) - Давайте перед собой поставим цель нашего урока, что мы должны узнать? (Ответы детей) - Цель урока: узнать, как рождаются слова. Слайд №9. - Посмотрите, дети, я для вас приготовила несколько словарей, они помогают изучать русский язык, а один из этих словарей, расскажет нам как раз о происхождении слов. Посмотрите внимательно на словари, кто догадался, какой это словарь? Почему именно он? (Ответы детей) - Совершенно верно, этот словарь и будет сегодня нашим помощником. 4. Практическая часть. - Как вы уже поняли, в каждом слове есть своя тайна, и мы попробуем её вместе разгадать. - Делимся на три команды: 1 ряд - команда филологов; 2 ряд - команда ученых; 3 ряд - команда журналистов. - Напомните мне правила работы в команде. (Ответы детей) - Каждая команда получает задание, которое необходимо выполнить и потом представить нам результаты. Задание филологам: - Вам нужно разгадать зашифрованные слова. Подобрать к этим названиям соответствующие картинки. - Приклеить картинки на лист, подписать правильное название и найти в этимологическом словаре от какого слова могло произойти название этих предметов. Приложение № 1 Задание учёным: - Вам необходимо собрать 2 пазла, на которых изображены растения. - Приклеить готовые варианты на листы. - Сказать, как называются эти растения. Найти происхождение этих названий в этимологическом словаре. Приложение № 2 Задание журналистам: - Вам необходимо разгадать загадку, найти в этимологическом словаре происхождение слова - отгадки и подобрать к нему родственное слово. Приложение № 3 - Проверяем. (Дети показывают свои работы через документ камеру и дают ответы, используя этимологический словарь). - Молодцы ребята! Этимология наука сложная и многогранная. - Предлагаю провести наше собственное исследование в окружающем мире и самим найти разгадки на некоторые факты. Проводить его мы будем на улице. По заданиям мы будем искать зарытый нашими предками клад. ВПЕРЕД, НА ПОИСКИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ!!! Приложение № 4: Квест на улице. 5. Рефлексия. - Дорогие ребята, вот и подходит к концу наше приключение в мир слов. Сегодня мы вообразили, что наш язык - это лес, в котором каждое слово - это дерево или кустик. - Теперь мы знаем, что все слова, которые нас окружают, хранят тайну своего рождения. - Ребята! Предлагаю прямо сейчас вырастить собственное дерево, на котором мы соберем все новое, что узнали о происхождении слов. - Сейчас я раздам вам листочки. Каждый из вас должен кратко написать, что нового и полезного он узнал о словах на уроке. Затем по очереди вы будете выходить к доске, кратко рассказывать о своих открытиях, находить место на ветке дерева, куда поместите листочки-мысли. Пишем и вешаем листочки. - Дорогие друзья-исследователи, посмотрите, какое познавательное и красивое у нас получилось «Дерево жизни слов». Понравилось ли Вам узнавать и разгадывать тайны языка??? (Ответы детей) - Тогда сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Листы самооценки. Приложение № 5 6. Подведение итогов. - Думаю, что нам нужно продолжить наблюдение за окружающим миром. Предлагаю, построить собственный дом, в котором будут жить новые слова, наблюдения и свежие мысли. И все новое о словах, что вы узнаете, можно будет написать на листочке и опустить в это окошко. Через некоторое время мы откроем и посмотрим, что новое и интересное и вы обнаружили. Самые любознательные следопыты и открыватели слов получат приз. Благодарю вас за урок! Урок окончен!

Приложение № 1 Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов
Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов

Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов
Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов
Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов

ПЕТРФОЬЛ ЦФИАР

Приложение № 2



Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов




Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов

Приложение № 3

Внутри - пустой,
А голос - густой.
Сам молчит, а бьют - стучит.




Приложение № 4
Квест.
ЗАДАНИЕ №1 - Дорогие ребята! - Прямо сейчас Вас ждет первое сложное испытание. Посланники знатоков хотят проверить, как Вы умеете слушать задание и действовать командой?! - Итак! До точки сбора Вам нужно будет идти парами в ПОЛНОЙ ТИШИНЕ. Разговаривать друг с другом можно только жестами. На деревьях, под снегом и за пеньками сидят наши тайные агенты. Они замаскировались под птиц, и будут издавать разные звуки. Это кодовые слова, которые Вам нужно услышать и запомнить. - Разговаривать можно будет только в точке сбора по сигналу учителя. - В точке сбора всем следопытам необходимо собраться в плотный круг и шепотом обменяться информацией о том, кто и что услышал. Затем сообщить о Ваших общих наблюдениях учителю! Наши шпионы передадут ей дальнейшую инструкцию о том, что Вас ждет дальше!!! Действуйте! Игра началась! ЗАДАНИЕ №2. - Вы действовали как настоящая команда, молодцы! - Для выполнения следующего задания Вам необходимо вспомнить народные приметы, по которым путешественники определяют стороны света. Повернитесь лицом к ЮГУ, сделайте 20 шагов вперед, развернитесь налево и пройдите еще 7-10 шагов. - Внимательно осмотрите окрестности. Где-то рядом стоит дерево, на котором есть конверт со следующей подсказкой. Для выполнения этого задания вам необходимо взять с собой ножницы и пакет, в который будете собирать все найденные предметы. ЗАДАНИЕ №3. - Поздравляем РЕБЯТА! Вы успешно прошли новое испытание! - Теперь Вам необходимо подойти к нескольким незнакомым людям, которых заметите рядом. - НЕ ТОРОПИТЕСЬ: вежливо поздоровайтесь, объясните, что Вы ученики первого класса и выполняете задание по изучению слов. - Затем вежливо попросите их разъяснить, что означает выражение: «У него язык хорошо подвешен». ЗАДАНИЕ №4. - Дорогие ребята, шпионы спрятали все гласные буквы из этого предложения, попробуй подставить их и Вы узнаешь, где находится следующая подсказка. Н
Й
Д

Л
В
Ч
К


П
Д
К
Т
Р
Й


С Т Ь К
Н В
Р Т
С
Б
К В
Й
ЗАДАНИЕ №5. - Следопыты! Вы на верном пути! Так держать!!! Узнать следующую подсказку можно только сделав хвойное ожерелье. - Для этого Вам необходимо: вместе найти 20 шишек, крепко связать их веревкой, чтобы из шишек получились настоящие бусы. Их необходимо надеть на шею учителю, встать в круг и исполнить зажигательный танец, активно двигая ногами в такт музыки. ЗАДАНИЕ №6. - Ребята, поздравляем с успешным прохождением нового испытания! - Нам стало известно, что один из посланников знатоков скоро пройдет по этому парку. У него есть информация для Вас. Никто не знает, как он выглядит. Он (или она) говорит только на иностранном языке: либо на английском, либо на французском. - Для поиска этого человека Вам нужно разбиться на 2 команды. Команда №1 будет вежливо здоровается с прохожими по-французски. Команда №2 станет здоровается с прохожими по-английски. Один из них вручит Вам новое задание. ЗАДАНИЕ №7. - Молодцы! Осталось совсем немного, чтобы найти клад! В конверте лежат два воздушных шарика. Надуйте их, завяжите и ловко лопните, внутри что-то есть…
ЗАДАНИЕ №8. - Дорогие ребята, для выполнения следующего задания, Вам нужно сложить заготовку для костра в точке сбора на земле. - Для этого: найти 10 штук сухих дров, внимательно изучите схему, по которой необходимо сложит конструкцию костра. ЗАДАНИЕ №9. - Дорогие следопыты!!! Вы настоящие путешественники!! Теперь мы точно знаем, что в лесу Вы сможете позаботиться о себе и согреться у костра. Для выполнения следующего задания Вам нужно объединиться! Только вместе вы узнаете путь к зарытому кладу!! - Перед Вами тайный шифр. Воспользуйтесь ранее найденными подсказками и кодом-глаголицей, чтобы составить предложение. В нем написано, где лежит СУНДУК с сокровищами. Мы в вас верим, приступайте! Приложение № 6 ЗАДАНИЕ №10. - Дорогие друзья, теперь Вы точно знаете, где наш клад. - Разбейтесь по парам, постройтесь в шеренгу и двигайтесь к указанному в записке месту с песней: «Круто ты попал в 1 В». - Откроем Вам секрет, что петь ее нужно дружно и весело, чтобы тайные агенты не успели перепрятать клад в другое место. - Шпионы боятся поющих детей, которые что-то делают дружно и сообща. Давайте разрушим их коварные планы и весело споем песню класса!
Здравствуйте СЛЕДОПЫТЫ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ! - Поздравляем Вас с успешным прохождением наших испытаний!!! Вы большие молодцы! В память о нашем путешествии каждый из Вас получит медаль, попробовав которую Вы станете настоящими знатоками древних тайн!! Будем ждать новой встречи с Вами! Ваши наставники










Приложение № 5

ПРазработка урока по русскому языку на тему Происхождение словонял, уроком доволен!

НРазработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов

е совсем понял, хочу понять!



























Приложение № 6


Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов






Разработка урока по русскому языку на тему Происхождение слов






















































15


© 2010-2022