Педагогический проект

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа муниципального района Исаклинский Самарской области







Педагогический проект «Индивидуальный образовательный маршрут для младших школьников, испытывающих трудности в обучении».





Выполнила

учитель начальных классов

Акулинина Галина Сергеевна



Исаклы, 2014

Современная школьная система образования, стремясь ответить ожиданиям общества и родителей в целом, решает сложнейшие задачи, отражающие общий характер общественных процессов. Начальная школа переживает период поиска, характеризующийся развитием инновационных процессов, вариативностью образования, становлением системы дифференцированного, индивидуального обучения, разработки новых технологий, реализуемых в учебно-методических комплектах нового поколения. Поиск содержания форм совместного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, учитывающего возможности сочетания государственного заказа (федеральных государственных образовательных стандартов) и образовательных интересов педагогической общественности, является основной проблемой в начальном образовании. Проанализировав учебные программы и учебно-методический комплект («Школа России»), можно сказать, что индивидуальный и дифференцированный подход не всегда учитывает особенности детей, испытывающих трудности в обучении. Не отражено это положение и в методических пособиях для педагогов. Проблема неуспеваемости в нашей школе стала предметом внимания, так как каждый 5 ребёнок имеет ЗПР различного генеза. У детей, поступающих в первый класс, отмечается несформированность мотивационной сферы, не достигнут уровень развития восприятия, внимания, памяти необходимого для начала обучения. Наблюдается замедленность процессов переработки сенсорной информации, неполноценность пространственного анализа, временно ориентировки, зрительно-моторной координации, а также снижение умственной работоспособности, недоразвитие речи и трудностей коммуникации. Особенно существенно отставание детей этой категории в развитии мышления. Все эти недостатки развития отчётливо проявляются в трудностях, которые испытывают дети с ЗПР в овладении и навыками чтения и письма, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приёмов вычисления и т.д. Поэтому проблема организации образовательного процесса для младших школьников, испытывающих трудности в обучении существует. Эта проблема рассматривались многими исследователями (С.А. Беличева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.О. Дробинская, В.И. Лубовский, О.Н. Усанова, С.Г. Шевченко и др.). Актуальность исследования вызвана необходимостью разрешения противоречий: - между постоянно возрастающим количеством младших школьников, испытывающих трудности в обучении, и недостаточным вниманием к этой проблеме как в теоретических исследованиях, так и в практике работы учителей; - между разнохарактерностью трудностей в обучении младших школьников и устоявшейся педагогической практикой сведения этих трудностей к трудностям познавательного характера. Данные противоречия вырастают в проблему: как организовать процесс обучения младших школьников, чтобы компенсировать трудности разного характера в обучении данной категории детей. Из актуальности проблемы вытекает тема: «Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении». Цель: разработать модель конструирования индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, позволяющих компенсировать трудности разного характера в обучении данной категории детей. Объект исследования: процесс обучения младших школьников, испытывающих трудности в обучении. Предмет исследования: модель конструирования индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении. Гипотеза исследования: будут сформированы навыки социального взаимодействия у детей с ЗПР, способствующие непрерывному процессу социализации с дальнейшей интеграцией их в общество на основе индивидуальных образовательных маршрутов, если в школе будут реализованы индивидуальные образовательные маршруты для детей СКОУ 7 вида по формированию навыков социального взаимодействия и созданы условия для проведения целенаправленной работы, включающие: - раннюю диагностику; - коррекционно-развивающую работу, проводимую психологами, педагогами дополнительного образования и другими специалистами индивидуально или в небольших группах; - усиленное внимание к вопросам охраны здоровья детей; - консультационно-методическую поддержку родителей детей с ОВЗ. Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы обучения младших школьников, испытывающих трудности в обучении. 2. Построить модель конструирования индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников, для чего: а) выделить классы трудностей в обучении младших школьников; б) разработать педагогический инструментарий для выявления трудностей в обучении младших школьников и правила отбора заданий для компенсации трудностей; в) создать банк заданий для компенсации трудностей в обучении младших школьников. 3. Экспериментально проверить эффективность построения индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников, испытывающих трудности в обучении. Была использована нормативно-правовая литература: - Концепции гуманистического образования (О.С. Газман, C.JI. Соловейчик и др.); - Теория моделирования в педагогическом процессе (А.Н. Дахин, В. И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Петерсон, ) В соответствии с целью и задачами исследования изучаемой проблемы использованы следующие методы исследования: - теоретические: анализ научной философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; систематизация, классификация, обобщение теоретических положений; - эмпирические: целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование. Новизна исследования заключается в следующем: - выделены пять классов трудностей, позволяющих дифференцировать трудности в обучении младших школьников; - разработана модель конструирования индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении, включающая классы трудностей, педагогический инструментарий для выявления трудностей и уточнения причин их возникновения, правила отбора заданий; - теоретически обоснована и экспериментально доказана продуктивность использования индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в образовательном процессе позволяет компенсировать трудности в обучении младших школьников 7 вида. 2.Основная часть Одним из условий реализации задач индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе для детей, испытывающих трудности в обучении, является использование индивидуальных образовательных маршрутов. Индивидуальный образовательный маршрут это как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ученика: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного, как интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении школьными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов учащихся начальной школы, испытывающих трудности в обучении в условиях массовой общеобразовательной школы, должна рассматриваться в комплексе как одно из условий личностно-ориентированного подхода с целью компенсации трудностей в обучении. Было проведено анкетирование среди учителей начального звена. Целью анкетирования учителей стала оценка доли учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении. Анализ анкетных данных показал, что 64% младших школьников испытывают трудности в обучении разного характера. Анкетирование показало, что учителя затрудняются в организации поддержки младших школьников, испытывающих трудности в обучении (32%); система индивидуальной работы с такими детьми не является результативной (24%). Заключение Таким образом, что индивидуальный образовательный маршрут, сформированный на основе модели, включающей: классы трудностей в обучении и их причин, диагностический инструментарий для выявления трудностей и уточнения причин и правила отбора компенсирующих заданий по результатам диагностики позволяет компенсировать трудности в обучении младших школьников. Гипотеза подтверждает то, что цель данного проекта достигнута. Литература:

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. - М.: Дрофа, 2007.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
4. Ямшина, С.Н. Как помочь ребёнку с трудностями в обучении?// Народное образование, 2009. №6. С. 184 -193.



© 2010-2022