Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

Быстрицкая основная общеобразовательная школа

с. Быстрица Оричевского района Кировской области











Откуда в хлебе столько дырочек?







Автор проекта - Скрябина Анна

Быстрицкая основная школа, 3 класс

Научный руководитель -

Мухина С.Н.

учитель начальных классов




Быстрица

2015


Содержание работы


  1. Обоснование. Введение 3

  2. Основная часть

    1. История хлебопечения 4

    2. Так что же такое дрожжи? 5

    3. Свойства дрожжей 6

    4. Моделирование процесса происходящего во время выпечки хлеба 7

  3. Заключение (выводы) 8

  4. Литература 10

Приложения






















1. Обоснование. Введение.

Будет хлеб - будет и обед. Среди древнейших созданий человеческого разума и рук есть творение, значимость которого с годами не уменьшается, а только увеличивается. Это - ХЛЕБ. Однажды во время обеда я разглядывала кусочек хлеба и обнаружила, что он весь в мелких дырочках. «Уж не сотня ли маленьких червячков тут побывала?», - сразу возник вопрос у меня в голове. Но мама меня успокоила - это всего лишь дрожжи поработали. А что такое дрожжи? Мне стало интересно, и я решила провести исследование. Цель исследования: Узнать что такое дрожжи и какой важной «работой» они заняты. Задачи:

  1. Изучить историю хлебопечения, узнать, что такое дрожжи;
  2. Побывать на хлебобулочном предприятии и познакомиться с современным процессом выпечки хлеба;
  3. Опытным путем узнать свойства дрожжей.
Изучая свою тему, я в первую очередь обратилась за помощью к своей маме, она работает на пекарне. Я узнала много. полезной информации о сортах муки, работе дрожжей, приготовлении дрожжевого теста, о современном процессе хлебопечения. Знакомство с историей хлебопечения позволило сделать очень важный вывод. А именно: уважать и почитать великий труд всех тех, кому мы обязаны хлебом. Помнить людей, которые связывали с хлебом свою надежду на жизнь, видели в хлебе свою Родину, свое прошлое, настоящее и будущее.





2.1. История хлебопечения 15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пище зерна диких злаков. Первый хлеб был жидким, мучнисто зерновым, как каша. После овладения огнем люди стали поджаривать зерна, перед тем как смешать с водой. Следующий этап: выпекание на горячих камнях пресных лепешек из густой зерновой каши. Древние египтяне совершили эпохальное открытие - разрыхление теста брожением. Черный хлеб - это русский национальный хлеб Ни один русский человек не сядет за стол без хлеба. Почти всех иностранцев, приезжающих в нашу страну, точно так же, как посещавших Россию во времена Марко Поло иностранных путешественников, неизменно поражает, сколь много хлеба едят русские. Русский историк XVIII века Иван Болтин писал, что "русские вообще едят больше хлеба, чем мяса".
Да и сегодня, когда уровень жизни нашего народа неизмеримо вырос, хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Русские люди вдали от родины скучают по вкусу черного хлеба, мечтают о нем как о великом благе. В начале ХХ века рождается целая наука о хлебе - технология хлебопекарного производства. У истоков хлебной науки стоят выдающиеся ученые: Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, А.Н.Бах, А.И. Опарин.









2.2. Так что же такое ДРОЖЖИ? Дрожжи - микроскопические грибки, которые вызывают брожение. (Комплексный словарь русского языка под редакцией А.Н. Тихонова) Дрожжи - микроскопические грибки, которые живут, и размножаться почкованием в среде, где есть сахар. И для своей жизнедеятельности используют энергию, которая выделяется в результате брожения, то есть в результате превращения сахара в спирт и углекислый газ. Дрожжи, вероятно, одни из наиболее древних организмов. В природе дрожжи чаще всего можно встретить на сладких плодах и ягодах. Почти все дрожжи настоящие «сладкоежки». Фрукты, ягоды, цветочный нектар, сладкий березовый сок, излюбленные места их обитания. Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие серьезные заболевания. Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, в сельском хозяйстве, медицине и других производствах. В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи. Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки придают хлебу мягкость. Хлебопекарные дрожжи - вид биологического разрыхлителя теста. Где же можно увидеть процесс выпечки хлеба? Конечно на хлебобулочном предприятии. Там же можно познакомиться с современным процессом приготовления хлеба.
Приготовление печеного дрожжевого хлеба одна из древнейших технологий. Приложение 1

2.3. Свойства дрожжей. При помощи опыта выявим наиболее благоприятные условия для работы дрожжей. Опыт 1: Дрожи, сахар, вода. В четыре стакана поместим одинаковое количество воды и одинаковое количество дрожжей. -В первый стакан нальем холодную воду. -Во второй теплую. -В третий стакан нальем теплую воду и добавим 1 ч. ложку сахара. -В четвертый теплую, сахар и поместим в емкость с теплой водой. Результаты опыта я занесла в таблицу и сделала выводы. Приложение 2 В начале опыта внешне стаканы ничем не отличались, через пять минут после начала опыта в 3 и 4 стакане появилась пена. Через 10 минут первые два стакана остались без изменений, в 3 и 4 появился запах, в 4 шапка пены была зрительно больше чем в 3 стакане. Окончание опыта (20 минут): В 1 и 2 стакане по-прежнему нет изменений, в 3 пена и запах, в 4 большая шапка пены и запах. Таким образом, в результате опыта можно сделать вывод, что для работы дрожжей нужны сахар и тепло. Приложение 3


2.4. Моделирование процесса происходящего во время выпечки хлеба.

Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.


Опыт 2: Дрожжи, сахар, теплая вода, стеклянная бутылка, воздушный шарик. -В теплую, но не горячую воду, я положила дрожжи, 1 ч. Ложку сахара и хорошенько перемешала. -Полученную смесь вылила в стеклянную бутылку и надела на бутылку воздушный шарик. -Поставила бутылку в емкость с теплой водой. Наблюдения показали, что шарик стал надуваться через 5 минут после начала опыта, максимальных размеров достиг через час после начала опыта Воздушный шарик заменил нам массу, которая получается при смешивании муки с водой (тесто). Теплая вода и сахар - это то, что нужно для работы дрожжей. В результате этой работы начал выделяться углекислый газ, который и надувал шарик, так же как это происходит в печи с тестом. Если бы в тесте не было клейковины, углекислый газ улетучился бы. Но гибкая и тягучая клейковина не дает пузырькам газа выйти наружу, а потому тесто поднимается. Приложение 4 Во время выпечки хлеба, в тесте вокруг каждой клеточки дрожжей формируются пузырьки газа. Газ испаряется, оставляя после себя поры, а это и есть те самые дырочки, которые так заинтересовали меня.




Выводы

Кто хлеб печет тому и почет!

  • Хлеб - важнейший продукт нашей жизни, без которого мы не можем представить свою жизнь уже давно
  • Огромное количество дырочек в мякише появляется благодаря неустанной работе маленьких тружеников - дрожжей. Ведь вокруг каждой дрожжевой клеточки образуется маленький пузырек, который при выпечке превращается в пустоту. Вот почему в хлебе так много дырочек!
  • Наиболее благоприятными условиями для работы дрожжей является растворение их в теплой сладкой воде и выдерживание в теплом месте.
  • Знакомство с историей хлебопечения позволило сделать очень важный вывод. А именно: уважать и почитать великий труд всех тех, кому мы обязаны хлебом. Помнить людей, которые связывали с хлебом свою надежду на жизнь, видели в хлебе свою Родину, свое прошлое, настоящее и будущее. О таких людях я расскажу в своём следующем исследовании.
  • Побывав на пекарне, я получила много новой полезной информации о сортах муки, работе дрожжей, приготовлении дрожжевого теста, о современном процессе хлебопечения. Я еще раз убедилась в его огромной трудоемкости.







Нина Детская


Я сегодня хлеб не ел, В лупу на него смотрел. Весь он в дырочках узорных… В ямках - белый, в ямках - черный. Посмотрю в бараночке, В булке… тоже - ямочки. Я у бабушки спросил: -И пирог дырявым был? Засмеялась бабушка: - И блины - оладушки! Что же это за секрет? Надо в тесто посмотреть. Мама тесто замесила, Набирало тесто силу! Круглой шапкой поднялось, Разрослось и расползлось. Край из миски выпадал… Кто же вверх его толкал? - Мама, в лупу посмотри! Выползают пузыри! Что же прячут пузыри? Воздух! Он у них внутри. Вот откуда в хлебе ямки, Вот откуда в хлебе дырки! Потому что там, внутри, Пузыри-богатыри!



Список литературы.


  1. Даль В.И. Пословица русского народа.-М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс Изд-во ННН, 200-616 с.
  2. Комплексный словарь русского языка/ Тихонов А.Н. и др. под редакцией д-ра филол. Наук А.н. Тихонова. -М.: Рус. Яз. 2001.-1229 с.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник 1999-944 с.
  4. Т.Н. Апет, З.И. Пашук Хлеб и булочные изделия ( технология приготовления, рецептура, выпечка) Справочное издание ООО «Попурри» 1997-320 с.
  5. Л. Лукум «Все обо всем» том 5 Москва 1995
  6. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» М.: Педагогика Пресс 1995
  7. o-хlebe.com
  8. pochemu.su//
  9. prohleb.ru
10.kakprosto.ru 11.stihi.ru


Приложение 1.1

Замес опары

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Проектная деятельность на уроках окружающего мираРасстойка теста

Брожение опары

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Расстойка теста в формах

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Проектная деятельность на уроках окружающего мира




Вот и готов вкусный,

ароматный хлебушек!



Приложение 1.2

Таблица №1

Условия

Наблюдения

Начало опыта

Окончание опыта

1 стакан

Мутная жидкость без запаха

Без изменений

2 стакан

Мутная жидкость без запаха

Без изменений

3 стакан

Мутная жидкость без запаха

Появилась пена, запах

4 стакан

Мутная жидкость без запаха

Большая шапка пены, запах

Приложение 1.3

Проектная деятельность на уроках окружающего мираПроектная деятельность на уроках окружающего мира

Проектная деятельность на уроках окружающего мира


Приложение 1.4

Проектная деятельность на уроках окружающего мираПроектная деятельность на уроках окружающего мираПроектная деятельность на уроках окружающего мираПроектная деятельность на уроках окружающего мираПроектная деятельность на уроках окружающего мира


© 2010-2022