Конспект урока по литературе 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока: Изучение нового материала

Класс: 4 «г»

Учитель: Дранкова Н. Н.

Методист: Иванова Г.В.

Практикант: Евсеева М.А.



Технологическая карта урока по литературному чтению.

Тема урока

Сказка «Жаба и роза» Гаршин В.М.

Цель

Формирование первичных исследовательских умений младших школьников при работе с художественным произведением.

Задачи Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помочью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление. Воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты

Предметные: уметь выразительно читать стихотворения, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.

Формируемые УУД - Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе над размышлений лирическим произведением.


- Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполнения учебных действий.


- Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.


- Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы.

Основные понятия

Межпредметные связи

Связь с русским языком и живописью.

Оборудование

Презентация к уроку.

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановка на уроке. Вводное слово учителя

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Александровна и сегодня, я у вас проведу урок литературного чтения. Присаживайтесь, пожалуйста.


Слушают учителя. Приветствуют.

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). 2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, я хочу вам предложить разгадать загадки.

Загадки.

Глаза бычьи, а сама с кулак (Жаба)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду

Захочешь- поставь меня в вазу (Роза)

- Молодцы ребята!

- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

-Сегодня мы познакомимся со сказкой «Жаба и роза»

-Мы будем учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помочью текста.

Но прежде чем начать знакомство сосказкой, давайте познакомимся с биографией и творчеством самого писателя.

Выдвигают предположение о теме урока, разгадывают ребус.

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.


Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу

(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
2 мин

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала. Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

- Ребята, посмотрите на портрет поэта, как вы думаете, какими качествами обладает В. М. Гаршин? (трудолюбие и т.д.).

- Давайте всмотримся в его глаза. Говорят глаза - зеркало души. Какие они? (мечтательные, уставшие).

- Какое настроение у автора? (автор о чем то думает, возможно грустит).

-Как, вы думаете, как он относится к людям? (по-доброму, с душой и сердцем).

-Итак, мы с вами можем предположить, что автор обладает такие качествами как: доброта, любовь к детям, трудолюбие.

Работа с биографией

писателя.

- Может быть кто-нибудь знаком уже с его биографией? С его произведениями? (ответы детей).

Этот человек прожил небольшую жизнь, но очень интересную жизнь. Писателя не стало когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасной сказки, которую вы прочитали.
- Вот и вам предстоит быть на уроке наблюдательными, внимательными, чтобы понять произведение Гаршина, увидеть главную мысль сказки. Научиться сострадать, сопереживать героям.

- Ребята что нового вы узнали о поэте?

- Молодцы!!! А теперь открываем учебник. Как называется сказка? («Жаба и роза»).

- О чем нам может рассказать заголовок?

Давайте выдвинем предположения. (Речь пойдет о жабе и розе..)

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения.

Работают с биографией писателя.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.



Знакомятся с творчеством поэта.









Узнают интересные факты о поэте.




























Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу.

















Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.
3 - 5 мин












2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

- Включает аудиозапись произведения.

-Какие чувства вы испытывали во время прослушивания?

- Что привлекло особенно ваше внимание?
- Назовите главных героев сказки?

- Сейчас мы все вместе будем читать, следить за развитием сюжета, поступками персонажей и т.д.

Слушают чтение учителя; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. Отвечают на вопросы.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения

(познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения

(коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу

(регулятивные УУД).


10 мин.

3.Вторичное чтение. Аналитике - синтетическая работа с текстом. Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Работа с текстом.

- А сейчас мы с вами проведём не большую работу со словами для того, чтобы легче было читать текст.

- Какие слова вам были не понятны?

Кол - толстая заостренная палка

Пика - колющее оружие

Барбос - большая дворовая собака

Повилика - сорное растение без листьев и корней

Коровяк - род трав и полукустарников

- А теперь давайте поработаем с нашим текстом.

Где росла роза? (Слайд ) (В небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом). (Роза - это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени).
- Какие чувства испытывает роза? (Она плакала не от горя, а от счастья жить).
- О чем могла молиться роза? (Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях).
- Какой цветник был? (Он был очень запущен. Хмель, повилика, мышиный горошек, чертополох, коровяк, крапива.)
- Давайте прочитаем про эти растения. (Слайды)
- Только что мы говорили о полном запустении цветника. (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).
- Каким он сейчас предстал перед вами?
- Что придало красоту и индивидуальность этому запустению?
- Что нового из сказки узнали о розе? (Роза цветет не более 3 дней - на 1 день растет и красуется - на 2 день распускается - на 3 день вянет)
- Какой вы представляете себе жабу? (Слайд ) (Жаба - земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная).
- Прочитайте в учебнике.
- Какой показана жаба? (Стр.172, Довольно старая жирная жаба - она охотилась целую ночь за червяками и мошками - под утро уселась отдыхать в место потенистее и посырее - она сидела, закрыв свои жабьи глаза, едва заметно дышала, раздувая липкие, грязно-серые бородавчатые бока - ленивая жаба - безобразные лапы - она ничему не радовалась, наелась и собралась отдыхать - ей доставлял беспокойство запах розы, но она не обращала на это внимание, т.к. была ленивой).
- О чём могла думать жаба? (Жаба думала бы только о том, чтобы плотно поесть и хорошо отдохнуть после еды.)

Каким вы увидели мальчика? (Ему около семи лет - мальчик с большими глазами и большой головой на худеньком теле - у него счастливые глаза - он любит свой цветник).
- Почему он любил такой заброшенный цветник? (Цветник для мальчика был вторым домом - когда ему надоедало читать, он наблюдал за растениями и животными. Он знал каждый кустик и травинку. Он проводил очень много времени в этом саду).

4. Выделение слов рисующих и характеризующих мальчика.

- Автор о мальчике пишет: «Он был такой слабый, тихий, кроткий…» Как вы понимаете слово кроткий? (Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни, смиряется сос своей болезнью).
- Можно ли розу назвать кроткой? Почему? (Можно, потому что она тоже смиряется с тем в каких условиях она живет. Она прекрасно знает сколько она проживёт).
- Для чего автор показывает мальчика нам таким? (Чтобы показать, почему его не боялись животные, показать его мягкосердечие, доброту).
- А еще для чего? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем дальше. (стр.174 - 175 от слов «В эту весну…» до слов «Роза ничего не знала …»)
- Каким мальчик стал в эту весну? Сравните нынешнее состояние мальчика с прошлогодним. Почему автор пишет, что «должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок? (Исхудалая головка - тощие ручки - глаза быстро утомлялись - бледные щеки - худая шея - коротко остриженные волосы. Мальчик сильно болеет. Жизнь уходит, угасает).
- Что произошло в цветнике в отсутствие мальчика? (Жаба заметила красивый цветок и решила его съесть).
- Найдите в тексте какие чувства испытывает роза? (Стр.175, Роза содрогнулась… Роза боялась, что с ней может что-то случиться, ею никто не любовался. Она жила в страхе).
- Какой показывает автор жабу? (Злые безобразные глаза)

Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств?
- Являются ли эти слова выражением чувств?
- Отчего роза содрогнулась? (Роза услышала реплику жабы. Она испугалась. - Я тебя слопаю).
- О чем пожалела роза в тот момент? (Что она прикреплена к стеблю и не может как вольные птички и свободные бабочки улететь от опасности).
- Думала ли роза о том, что и бабочек подстерегает опасность и какая? (Нет, она не хотела думать об этом. Она не знала, что жаба является опасностью для бабочек).
- Обратите внимание на то, как выражает жаба свое отношение к розе. (Она повторяет одни и те же слова. У нее бедная речь).
- Как автор показывает розу? (Бледное создание).
- Можно ли сравнить розу с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).
- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха).
- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной - просто умереть после цветения, осыпав лепестки).
- Каково эмоциональное состояние жабы? Она злая или настойчивая? (Жаба оцарапала свое брюхо и лапки о шипы. Ей было больно, она не достигла цели, поэтому уже с ненавистью смотрит на цветок).
- Есть ли у нее желание продолжать подъем к цветку еще раз? (Да, но желание набить брюхо пересилило желание добраться до розы).
- Что произошло с розой за прошедшую ночь? (Она забыла о враге. Распустилась и стала самым красивым цветком в цветнике).
- Принесла ли роза кому-нибудь радость? Сожалеет ли она о чем-либо? (Она принесла радость окружавшим ее птицам, бабочкам, пчелам, соловью. Она не может принести радость мальчику).
- Была ли счастлива роза в этот момент? (Была, потому что ей казалось, что соловей поет для нее).
- Можно ли считать пение соловья подарком Божьим? (Да, т.к. роза молилась о лучшей жизни. Она почувствовала себя счастливой, т.к. Господь послал ей радость за пережитый страх).
- Почему автор называет жабу злой? (Она не смогла достичь своей цели с первого раза. Ей мешали шипы, она поцарапала брюхо. Лапы, ей было больно. Сейчас, превозмогая боль, она пытается добраться до ненавистного цветка

«Роза поняла, что погибает…» - о чем говорит эта фраза? (Она поняла, что ничто не сможет изменить ее участь. Роза смирилась со своей долей).
- Какой она предстала перед нами жаба в конце сказки? (Она ничуть не изменилась. Она хочет довести начатое дело до конца и не отдать розу, а самой ее съесть).
- Меняется ли жаба, когда девушка отбрасывает ее в сторону? Почему? (Жаба смиряется, т.к. чувствует силу человека).
- Какое слово выбрал автор, чтобы показать нам это? («Она не посмела…» стр.179)
- Что случилось с мальчиком? (слайд 11) (Он умер).
- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике).
- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. - Она принесла тишину и покой в этот дом).
- Что олицетворяет собой роза? (Свет, доброту, красоту).
- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее. Девушка поцеловала розу, слезинка упала со щеки девушки на розу).
- Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной? (Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям).

Работа в микрогруппах

- А сейчас давайте мы с вами разделимся на 4 группы и проведём творческую работу.


Задание для 1 группы.

Опираясь на ключевые слова сказки, создайте словесный портрет Розы ( красивая, ароматная и нежная…)

Роза - это красивый цветок с приятным ароматом

Задание для 2 группы.

Опираясь на ключевые слова сказки, создайте словесный портрет мальчика (тихий, спокойный)

- Тихий и спокойный мальчик . У него счастливые глаза - он любит свой цветник).


Задание для 3 группы.

Продолжите строчку так чтобы получилось четверостишье про Жабу (::::::))

Задание для 4 группы.

Напишите рассказ от лица розы про жабу опираясь на нижеприведенные слова:

Жирная

Ленивая

Охотилась за червяками и мошками

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; Работают со словарными словами.











Работают со скороговорками.

Читают стихотворение.

Отвечают на вопросы по тексту.



Отвечают на вопросы учителя, рассуждают по теме.





Высказывают своё мнение.







Читают стихотворение.

Работают в микро-группе.

Высказывают свою точку зрения.


Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Знакомятся с новыми словами.



Научатся бегло, чисто и правильно читать.



Научатся работать с текстом, выражать свои мысли, высказывать свою точку зрения.

















Учатся правильно, выразительно читать.



Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков

(познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу.





Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.





Личностные:

умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе над размышлений лирическим произведением.

Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.





Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.


15мин.

IV. Подведение итога урока. Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Кто доволен своей работой на уроке? ( ответы детей ).

- Чем мы сегодня с вами занимались, что нового узнали? (ответы детей).

- Почему автор назвал своё произведения сказкой? (В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят).
- Чему научила вас сказка? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям. Быть добрее не портить красоту, всегда бороться со всем уродливым и злым).

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения. (Познавательные УУД) 5 мин

V Домашнее задание Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. Сообщает детям о домашнем задании Краткий пересказ сказки

Слушают учителя





© 2010-2022