- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок на тему В гости к весне (4 класс)
Интегрированный урок на тему В гости к весне (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ичкеева М.А. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок
Тема: «В гости к весне».
Цель интегрированного урока: Формирование целостного образа весны средствами предметов русского языка, окружающего мира, трудового обучения.
Тип урока: интегрированный урок обобщение знаний.
Оборудование: тексты произведений о весне, таблица «Весенние изменения», карточки, записи "Голоса птиц" и произведение П.И.Чайковского " (из музыкального цикла "Времена года"), презентация.
Задачи:
-
Образовательные:
-Систематизировать знания о предложении;
-Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом;
-Прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам;
-Учить детей понимать музыку, "видеть" в ней картины природы, художественные образы.
- учить составлять композицию.
2. Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности, воображение;
- развивать умение планировать свою работу;
- развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
4. Здоровьеформирующая:
- создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников:
Методы обучения:
- словесный;
- наглядно-демонстративный;
- практический;
- интерактивный;
- объяснительно-иллюстративный.
Используемые приемы обучения: - прием предъявления информации (показ презентации) - способствует формированию познавательной активности, расширению кругозора учащихся, развитию положительных эмоций по отношению к деятельности; - прием композиционного конструирования - способствует развитию творческого мышления, формированию умения составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, воспитанию и развитию эстетического и бережного отношения к окружающему миру.
Структура занятия:
1. Самоопределение деятельности.
- Приветствие.
- Мотивация.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3. Определение темы и целей занятия.
4. Построение плана выхода из затруднения, открытие детьми новых знаний.
Интегрированный урок
Тема: «В гости к весне» I. Организация занятия. - Прошу садиться. (показ рук правильное положение) Здравствуйте дорогие ученики. Разрешите представиться, меня зовут, Маргарита Александровна. Сегодня мне посчастливилось провести урок в вашем классе. Поэтому вы сегодня мои ученики. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
II.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок Сегодня мы закрепим свои знания и умения по следующим предметам: русский язык, окружающий мир и технологии. Такой урок называется интегрированным. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к природе, откроем некоторые ее тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять практическое задание. Вы, наверное, уже догадались, что мы будем работать по командам. В течение урока у каждой команды будут свои задания. Итак, у нас 3 команды. Это команда белых, желтых, красных.
Сегодня на уроке у нас много гостей, что яблоку негде упасть. (рисунок)
- Что означает выражение яблоку негде упасть? (Многолюдность, очень тесно)
- Как такие сочетания называют в русском языке, - Кто знает, что такое фразеологизмы? (это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно.) - Для чего служат «крылатые выражения» в нашей речи? (Фразеологизмы - это прекрасное украшение нашей речи. Наша речь становится более выразительной и яркой).
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание.. - Обратите внимание на доску. Посмотрите на эти записи. Можно назвать их предложениями? Почему? (не законченные предложения) А что такое предложение? (законченная мысль). Ваша задача вставить по смыслу карточки картинки с фразеологизмами и получить предложения. При этом объяснить значение фразеологизма. Слайд №1
Мы не будем смотреть по сторонам, отвлекаться.
Сегодня на уроке у нас быть внимательными.
От нашей работы мы будем испытывать радость, счастье.
Итак, ребята, что у нас получилось? Давайте прочитаем. Эти предложения связаны по смыслу? (да) Когда предложения связаны по смыслу, можно его назвать как? (текстом) У нашего текста ребята, есть название? (нет) А можно озаглавить этот текст.(да) Ну, это мы сделаем в конце урока , потому что к этому тексту мы ещё вернемся. У меня сегодня настроение необычное, приподнятое, и мне хочется стать волшебницей и сотворить какое-нибудь, пусть маленькое, но чудо. А вы чудеса любите? (ответы детей) Тогда, закройте глаза, и мы перенесемся в удивительный мир (звучит фонограмма) Слайд 2 Теперь можно открыть глаза. Кто скажет, какие звуки природы вы услышали в этой музыке? (Бегут ручьи, поют птицы) Это значит, что к нам пришла ……(весна) Правильно, молодцы. И действительно, посмотрите ребята, какая весна заглянула к нам на урок. Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О весне) Слайд 3
Тема нашего урока: «В гости к весне». Давайте представим , что мы в гостях у весны, а вы ребята исследователи природы. Ребята, помашите мне рукой для кого весна считается - любимым временем года. Тогда продолжите окончание предложения. Мне нравится весна потому что,__________________________________________. 1 команда. Мне нравится весна, потому что природа оживает, и радостно поют песни. 2 команда. Мне нравится весна, потому что все вокруг зеленеет. 3 команда. Мне нравится весна, потому что все расцветает, на улице тепло и солнечно.
III. Обобщение и систематизация знаний. Мы можем сказать, что с наступлением весны происходят изменения в природе? (да)
- А вот какие изменения происходят в неживой и живой природе с приходом весны вы узнаете, заполнив таблицу. Для этого вам необходимо поработать с текстом. Он у вас на столах. Перед вами карточки с весенними изменениями. Задача каждой команды: опираясь на текст выбрать карточку, которая соответствует вашему тексту, правильно распределить ее в таблице.
1 команда Весна - самое чарующее время года. Дни становятся длиннее, и солнце все выше и дольше задерживается на небосводе. (солнце выше, чем зимой) На улице потеплело. (потепление) Лучи солнца ласково пригревают землю. Тает последний снег, который еще хмуро горбится на обочинах дорог.( таяние снега) 2 команда Наступила самая шумная и радостная пора. Поля освободились от снега. Реки вышли из берегов. Мутная вода затопила окрестности (половодье). Пригретые теплом солнечных лучей, набухают на ветках деревьев почки. (набухание почек). Робко пробивается молодая травка и расцветают удивительные цветы. (цветение растений) 3 команда Красиво в степи весной. Каждый кусочек земли живет радостной жизнью. Пробудился от долгой зимней спячки суслик. (пробуждение суслика) Жучки, букашки и паучки вылезли из своих норок. (появление насекомых) Птицы вернулись из теплых стран и спешат обустроиться на новом месте. (прилет птиц)
Мы составили схему, которая отражает весенние изменения. Кто скажет, что является причинами и следствиями этих изменений. (Наступило потепление) . Кто является главным дирижёром в природе?(СОЛНЦЕ - источник тепла и света)
Конечно. Я, совершенно согласна с вами. Какой вывод мы можем с вами сделать?
Ученики: Вывод: Главным элементом погоды весны является повышение температуры. Это определяется положением солнца, лучи которого весной сильнее, чем зимой прогревают землю, и большей продолжительностью светового дня)
- Умничка! -Ребята, а с каким праздником у калмыков связан приход весны? (с праздником Цаган Сар) - Правильно. Когда в этом году мы отмечали этот праздник? (9 февраля) Слайд 4 -Ребята, давайте обратим внимания на слайд . Что такое перед вами (ребус). Под этими знаками спрятано слово, без которого мы не увидим всю красоту весны. Что это?
Учитель: Как только начинает отступать зима и отдавать свои права красавице весне, на проталинках спешат появиться удивительные цветы. Ребята, какие цветы являются гордостью калмыцкой степи? (Тюльпаны - это наше богатство, и как всякое богатство, его нужно охранять).
Слайд 5
IV.Динамическая пауза
Слайд 6
Сейчас прозвучит музыка весны Чайковского. ( пробуждения) Вслушайтесь в неё сердцем, поживите в ней несколько минут и покажите в движениях ту картину, которую вы представили, но так, чтобы я смогла её "прочитать".
(Звучит музыка П.И.Чайковского)
- Посмотрите и на нашей весенней полянке вырос первый весенний цветок. Красивый цветок!
-Ребята, что вы знаете об этом первоцвете? (сообщение о цветке)
-
Ученики1: Тюльпаны - это первые цветы весны, ещё их называют - первоцветы. Которые, вырастают из маленькой луковицы, поэтому это луковичные растения. Тюльпаны - одни из красивейших растений нашей флоры.
-
Ученики2: Они находятся в опасности, поэтому растения относятся к охраняемым растениям в нашей местности и занесены в Красную книгу.
Учитель: Почему Красной книги выбран такой- красный цвет? ( Цвет книги выбран не случайно, это сигнал опасности. Книга предупреждает: многих животных и растений, в том числе тюльпанов, осталось на земле очень мало, их надо охранять. )
Учитель: Ребята , а как вы думаете, почему их популяция в нашей местности уменьшается?
-
распашка земли
-
заготовка сена
-
выпас скота
-
летние пожары
-
сбор букетов
Учитель; В 2013 году в Калмыкии впервые прошел Фестиваль тюльпанов.И ежегодно отмечается праздник «Гимн тюльпану». Собираются туристы со всех уголков страны. Фестиваль был посвящен сохранению тюльпанов - Слайд 7
- А кто из вас, ребята, знает как на калмыцком языке называется этот цветок? (бамб цецг) Есть люди, которые, создают из слов рифмы, вкладывая все свои мысли, переживания, чувства в эти слова. Кто это? (поэты, они создают стихи). А природа всегда вдохновляли поэтов.
У калмыцких писателей очень много произведений о природе родного края, и очень много произведений посвящено именно этим цветам.
- Сейчас каждой команде я предлагаю вам творческое задание. В конвертах, у вас стихи калмыцких поэтов, которые вам нужно правильно собрать.
А сейчас мы прочитаем, как писатели и поэты через художественное слово воспевали радостное пробуждение природы.
1 команда
Горит тюльпан! Дрожит над степью пламя,
И нету силы, чтоб его унять.
Пожар апреля, алыми цветами
Бушует степь и радует меня.
(Б.Дорджиев)
2 команда
Тюльпаны родины моей,
Что их нарядней и скромней?
Лицом к заре обращены,
Вобрали все цвета они.
(Г. Кукарека)
3 команда
Друзья, родства живые души,
Ищите в мире красоты,
И, как любовь свою, храните
Тюльпаны - дикие цветы!
(Д. Кугультинов)
К чему автор призывает нас, людей? ( бережно относиться к цветам, к природе).
Мы никогда не задумываемся о том, какой вред приносим природе, срывая цветы. -Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы цветы не исчезли, а продолжали радовать нас? ( не рвать, не губить)
Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!"
Учитель: Обычно тюльпаны растут группами. Но на нашей полянке он один! Я предлагаю вам оживить картину, сделать её более красочной, нарядной. Вот для этого необходимо выполнить практическую работу, которая называется «Тюльпаны»
Мы не будем ждать, когда наступит апрель, чтобы полюбоваться чудесными тюльпанами, а смастерим их сами. Вот наша полянка, которая буквально на наших глазах сейчас расцветет, преобразится - У каждой команды на парте лежит технологическая карта изготовления тюльпана.
Слайд 8
-Если возникают трудности, обратитесь к сигнальной карточке.
Практическая работа.
Учитель: Давайте все вместе полюбуемся тюльпанами, которые расцвели вот на этой полянке, которая буквально на наших глазах сейчас преобразилась, расцвела. Посмотрите, какая замечательная работа у нас получилась. Вот результат нашего труда. Очень красиво.
Итог занятия:
Слайд 9
- Ребята, давайте вернёмся к нашему тексту. В этом тексте добавилось еще одно предложение, и к нему 2 карточки с фразеологизмами Давайте хором прочитаем его.
Сегодня на уроке мы работали усердно,старательно,энергично
А как можно озаглавить наш текст? ( Мы на уроке.)
Посмотрев, какую прекрасную поляну вы создали своими руками, я думаю, за такую дружную и плодотворную работу на уроке можно всем поставить «5». Мне очень понравилась ваша работа на уроке! Вы отвечали дружно, активно, поэтому работа получилась успешной!
Д/з: продолжать наблюдать за пробуждением в природе. Ребята на партах у вас лежат смайлики, приклейте на панно «весна» тот смайлик, который соответствует вашему настроению .