Особенности преподавания уроков русского языка в первом классе по учебнику Иванова С

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности преподавания уроков русского языка в первом классе по учебнику Иванова С. В. «Русский язык.» Учебно-методический комплект по русскому языку для первого класса предназначен для обучения детей в четырехлетней начальной школе и включает учебник «Русский язык», «Рабочую тетрадь». Содержание учебно-методического комплекта направлено на: развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся - слушания, говорения, письма, чтения; формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и явлениях, необходимых для дальнейшего успешного обучения русскому языку в последующих классах; активизацию мыслительной и познавательной деятельности; создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка; воспитание чувства уважения и любви к русскому языку, языку своего народа, родному слову. Ключевыми знаниями, умениями и навыками, которые дети получают в первом классе, остаются фонетико-графические. Однако, приобретая их, учащиеся поднимаются на ступеньку выше: представления о звуках и буквах, слоге, ударении, полученные в период обучения грамоте, не только воспроизводятся, но и уточняются, обобщаются и расширяются. То же можно сказать и о формировании навыков обозначения буквой безударного гласного в двусложных словах, парного согласного в конце слова, написания сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу, сочетаний чн, чк, заглавной буквы и др. В учебнике существенное внимание отводится лексической, синтаксической и речевой работе, формированию специальных речевых умений, чему подчинено содержание словарного, текстового, иллюстративного материала. Детям дается общее представление о нашей речи, ее видах и формах, о языке как средстве общения между людьми. Знакомясь с текстом, ученики наблюдают за предложениями, различными по цели высказывания и интонации, учатся понимать, что смысл предложения может меняться от логического ударения, интонации, порядка слов. Дети учатся строить предложения по схемам, заданной теме, рисунку, опорным словам. Школьники получают первое общее представление об однозначных и многозначных словах, а также синонимах, антонимах, омонимах (без введения терминов), тематических группах слов, слов с переносным значением. Дети усваивают первоначальные специальные речевые умения, учатся отличать текст от предложений, не связанных между собой по смыслу, определять тему и главную мысль текста, подбирать к нему заголовок. Первоклассники упражняются в различении таких видов текстов, как стихотворный и прозаический, художественный и научно-деловой (лингвистический), в котором сообщаются сведения о языке. Дети учатся читать лингвистический текст и понимать его содержание. Задания учебника и тетради предполагают создание собственных речевых высказываний: воспроизведение прочитанного текста, обоснование правильности своего ответа, создание текста по заданному слову, предложению, теме, рисунку, по аналогии, составление продолжения текста, текста-диалога и др. Считаю, что нецелесообразно требовать от первоклассников заучивания терминов, определений, правил. Задания к упражнениям учебника и рабочей тетради можно рассматривать как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-грамматико-орфографические, речевые). Решение их потребует от ученика, с одной стороны, умений анализировать, объяснять, сопоставлять, группировать явления языка, делать выводы; с другой стороны, развивать основные виды мыслительных операций, совершенствовать навыки пользования полученными сведениями о языке в устной и письменной речи. Учитель может подходить творчески к упражнениям учебника: задания к ним могут быть преобразованы. Так, например, задание типа «списать» в зависимости от цели формируемых знаний, умений и навыков учащихся может быть предъявлено в форме: диктанта (предупредительного, объяснительного, предупредительно-объяснительного, выборочного, комментированного, зрительного, письма по памяти); списывания с определенным грамматико-орфографическим (лексическим, фонетико-графическим, речевым) заданием. Рабочая тетрадь к учебнику предназначена для формирования и совершенствования у детей знаний, умений и навыков, а также для проверки и самопроверки того, чему обучился первоклассник на уроках русского языка. Вместе с тем тетрадь способствует формированию каллиграфического навыка письма, обогащению словарного запаса детей тематическими группами слов и развитию речевых умений. Задания рабочей тетради разнообразны по содержанию и степени сложности, не повторяют заданий учебника, хотя непосредственно с ними связаны, и не потребуют много времени для их выполнения. Методическое пособие не создано пока, было бы хорошо если бы уже выпустили эту книгу. Она бы могла помочь учителю не только активно использовать свой методический опыт преподавания, но и одновременно открыть возможности для творческого осмысления этого опыта и пополнить его новыми способами и приемами работы по обучению младших школьников языку.



Составила Зангиева З. Н.

уч.начальных классов

МБОУ СОШ №42



© 2010-2022