- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению на тему Картины пробуждающейся природы. И. С. Никитин Утро
Урок по литературному чтению на тему Картины пробуждающейся природы. И. С. Никитин Утро
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лаврентьева Г.Г. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Лаврентьева Г.Г.,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №3»
Литературное чтение 3 класс
Тема: Картины пробуждающейся природы. И. С. Никитин «Утро»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическаяцель: Продолжение наблюдений за средствами передачи картин природы, изменяющихся во времени и пространстве.
Предметные: Познакомить учащихся с творчеством поэта Никитина И. С., раскрыть смысл стихотворения, познакомить с литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение.
Метапредметные:
Регулятивные: Формировать умение формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; подводить итог; формирование умения высказывать своё мнение;
Личностные: Формировать умение анализировать прочитанное; чувствовать настроение лирического произведения и эмоции автора, развивать воображение путем создания яркой динамичной картины природы, воспитывать эстетические чувства, чувство уважения к культурному наследию русского народа, любовь к русскому языку, патриотизм.
Познавательные: Формировать умение ориентироваться в тексте, искать смысл слова, фразы, текста; познакомить с основными элементами интонации и помочь осознать важность интонационной стороны речи; развивать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении (эпитеты, метафоры, и т. д., звукопись).
Коммуникативные: Формировать умение выразительно читать стихотворения;слушать и понимать речь других учеников.
Оборудование урока:
- мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация;
- учебник, словарь настроений, таблица для анализа произведения.
Ход урока
I. Организационный момент 1 слайд Урок литературного чтения - Как называется глава, над которой мы работаем? - Какие особенности поэзии вы знаете? Мы продолжаем читать стихи о природе и наблюдать над выразительными средствами в поэзии. II. Мотивирование к учебной деятельности 2 слайд.Тема урока. Картины пробуждающейся природы. Материал для чтения. И.С. Никитин «Утро»
- Чтобы узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся, нам нужно отгадать загадку
На траву роса ложится,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становиться,
Чтобы лучше день начать(утро).
-Молодцы, а чтобы узнать, кто автор стихотворения, мы обратимся к учебнику стр.75
- Мы ещё не знакомы с этим автором, поэтому первой задачей нашего урока будет: познакомиться с биографией И.С.Никитина. Какие ещё задачи нам предстоит решить? 3 слайд.Попробуйте определить задачи урока
1.Познакомиться с биографией И.Никитина;
2.Научиться читать выразительно; 3.Определить, какие приёмы использует поэт, чтобы передать красоту природы. III. АктуализацияУчитель (читает загадку напевно, плавно).
Встану я рано, / бело да румяно: /
Умоюсь росой, / распущу золотые косы. //
Как взойду на горы в венце золотом /
Да гляну светлыми очами, /
И человек, | и зверь возрадуются // (солнце).
- Что это?
-На Руси относились к солнцу ласково, почитали его. Почему?
Музыканты, поэты, художники посвятили этому чуду природы музыкальные произведения, лирические стихотворения, картины.
Красотой родной природы мы можем полюбоваться, рассматривая картины художников. слайды картин: И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу». Н. П. Крымов «Утро». В. Литвинов «Утро в Рябово». И. И. Шишкин «Туманное утро» и др. - Что общего у всех картин? Какое настроение создают?
Дети слушают музыкальную пьесу Грига "Утро" из сюиты «Пер Гюнт»
Вслушайтесь, как при помощи музыки композитор Григ передает восход солнца, утреннее пробуждение природы.
- Какие картины вы себе представили?
- Кто видел, как восходит солнце?
- Какие инструменты использовали художники и музыканты, чтобы передать увиденное, выразить настроение?
(Художники - краски и кисти, холст, музыканты - музыкальный инструмент, звук. Картиной мы можем любоваться, музыкальное произведение мы слушаем). - А как поэту передать красоту природы в лирическом стихотворении? - А каким должно быть слово, чтобы мы смогли как можно ярче и точнее представить себе то, что хочет передать поэт в своем произведении? слайд Образные средства языка эпитеты олицетворение метафора -Какие образные средства языка используют они?
-Легко ли рисовать «словами»?
IV. Работа над новым материалом.
слайд - портрет И. С. Никитина.
- Поэт Иван Саввич Никитин рисовал «словами» великолепно. Сегодня мы в этом убедимся. Посмотрите на его портрет. Что можно сказать об этом человеке? Каким он был?
1.Биография И.С.Никитина
Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 г. в Воронеже. Отец его был купцом, человеком властным и крутым, мать - тихая, кроткая женщина, мечтательная и поэтически одарённая. Иван мечтал об университете, но учился в Воронежском духовном училище и Духовной семинарии. Мать умерла рано, отец, убитый горем, переложил на сына хозяйственные дела, и Иван Саввич стал содержателем постоялого двора. Он много общался с простыми людьми, внимательно и сочувственно выслушивал истории своих постояльцев, сопереживал им.
Отвлекали от своих и людских печалей природа и книги. Найдя свободную от дел минуту, он уходил в какой - нибудь потайной уголок и складывал стихи, просившиеся из сердца. С глубокой любовью поэт воспевал картины родной земли. На слова Никитина, одного из самых ярких русских крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен, хотя сомнение не покидало скромного поэта. «Есть ли во мне хоть искра дарования?» - писал он. Умер поэт 28 октября 1861 г. в Воронеже. Было ему всего 37 лет.
2.Первичное восприятие.
-Постарайтесь представить себе чудесную картину раннего утра, когда природа только просыпается, оживает, постарайтесь услышать звуки пробуждающейся природы.
Аудиозапись прочтения стихотворения.
Понравилось вам стихотворение? Чем?
- Где Иван Саввич встретил утро?
3. Повторное чтение
Прочитайте стихотворение про себя медленно. При чтении обратите внимание на незнакомые слова.
4. Словарная работа
Слайд- Объясним смысл непонятных слов. Лозняк - ивовый куст. Ракита - ивовое дерево, растет по берегам рек. Пахарь - человек, который пашет землю. Соха - орудие труда, которым пашут землю. Меркнут - гаснут. Поток - движущаяся масса (масса солнечного света). Шест - длинная палка.
5. Работа над содержанием.
- Присутствует ли человек в картинах пробуждающейся природы? Когда мы впервые заметили его присутствие? В каких словах выражено?
Присутствие человека как бы усиливает настроение, передаёт чувства. Понаблюдаем, меняются ли они с изменением картин пробуждающейся природы, и какими средствами поэт их выражает.
V. Составление партитуры настроений.
Работа над выразительным чтением
слайд Картинный план
1 часть. Предутренняя тишина.
- Прочитайте первые восемь строчек, представьте себе картины, звуки раннего утра.
- О чём говорится в первой части?
"Звезды меркнут", "в огне облака" - от яркого света солнца, "белый пар" - туман, "алый свет на воде, кустах" (кудрям лозняка), "тишь", "роса на траве", "тропинка росистая".
- Какое название можно дать этой картине? (запись в таблице)
- Какие «рисующие» слова употребил поэт для описания предутренней тишины? (подчеркнуть в таблице) - Замените слова автора словами, близкими по смыслу (синонимами). Слайд метафоры
- "В огне" (облака) - очень яркие, розовые.
- "Зеркальная" (вода) - чистая, прозрачная.
- "Кудри" (лозняка) - густые, переплетенные ветви.
- «Дремлет» (камыш) - засыпает
-Почему же поэт употребляет именно эти «рисующие» слова ?
- Какое настроение вызывает первая картина? (заполняется таблица)
- С какой интонацией мы должны прочитать эти строки? Тихо или громко?
Прочитайте первые восемь строчек выразительно.
2 часть. Пробуждение жизни.
- Прочитайте следующие восемь строчек. Что изменилось в природе?
- Какое название дадим этой картине?(заполняется таблица)
Для поэта в природе всё живое: и ветер, и лес, и солнце. Поэт использует прием олицетворения. Всё имеет душу, живет, дышит. Как говорит поэт о ветре? Прочитайте.
- "Потянул ветерок" - слабо подул, даже не нарушил тишины.
- Найдите слова, позволяющие услышать звуки природы (заполняется таблица)
- Почему лес улыбается? Какое образное средство языка применяет поэт? (олицетворение) Какое настроение возникает? (заполняется таблица)
- Как мы должны прочитать эту часть?
3 часть. Восход солнца.
- Прочитайте следующие восемь строчек.
- Что автор описывает в этой части?
- Как всходит солнце?(заполняется таблица)
- Какой эпитет, определение подбирает автор?(заполняется таблица)
- Что значит "золотыми потоками хлынуло"?
- Какая работа у пахаря?
- Почему же он поет? Какое у него настроение? Чему радуется пахарь?
- Почему стихотворение заканчивается восклицательным предложением? (заполняется таблица)
- Какая будет интонация?Прочитайте.
VI. Подготовка к выразительному чтению.
- Почему так природа ждёт утра? Солнца? Всё живое и неживое в ожидании.
- С одинаковой ли интонацией надо читать начало и конец? (Перед рассветом стихает даже ветерок).
- Когда оживает природа?
- Где наибольший подъем, сила?
VII. Самостоятельное прочтение.
Учитель дает задание подготовиться к выразительному чтению вслух.
- Поучитесь выразительно читать стихотворение.
- Кому лучше удалось передать настроение, динамичность картины?
- Что не получилось? А что наоборот удалось?
- Можно ли сказать, что это стихи о Родине?
VIII. Рефлексия учебной деятельности
-какие задачи ставили на урок?
-удалось решить поставленные задачи?
- с каким стихотворением сегодня познакомились?
-какое настроение вызвало у вас стихотворение?
-какие образные средства языка используются в стихотворении?
IX. Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения. Создание иллюстрации .
И.С.Никитин «Утро»
план
картины природы
настроение
1)
Предутренняя тишина
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
спокойное
тихое
сонное
умиротворённое
2)
Пробуждение жизни
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
оживлённое
бодрое
нежное
очарованное
3) Восход солнца
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
весёлое
радостное
восторженное
эмоциональное
возбуждённое
призывное
жизнеутверждающее