- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку для 2 класса Слова - синонимы
Урок по русскому языку для 2 класса Слова - синонимы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Салтыкова Н.В. |
Дата | 30.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока Русский язык. Пояснительная записка. Учитель: Салтыкова Наталья Васильевна, класс - 2 «В». Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 2ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний Тема урока: «Слова - синонимы». (Урок 97 в учебнике) Цели урока: Познакомить учащихся с синонимами, наблюдать за сходством и различием слов-синонимов.
Задачи урока:
1. Вывести определение слова - синоним, дать понятие «слова - синоним» на основе знаний детей, наблюдать за сходством и различием слов - синонимов;
2. Развивать умение находить слова - синонимы среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.
Методы обучения: системно - деятельностный подход.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, групповая работа.
Вид обучения: проблемный.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Организационный этап.
Слайд 1
- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним, улыбнёмся и поприветствуем.
- Садитесь, пожалуйста!
- Я предлагаю, ребята, вам отправиться в путешествие - в удивительный мир русского языка. Согласны?
А сопровождать нас будут такие же ребята, только постарше вас.
- Скажите, с какой целью нужно изучать русский язык?
- Что вас ожидает на уроке, вы узнаете из карточек подсказок. Взаимное приветствие
-Да!
- Быть грамотными, узнавать что-то новое.
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.
2.Каллиграфическая минутка
Слайд 2
Слайд 3
- С чего мы начинаем урок? (Табл.1)
- Открыли тетради, записали:
20 марта.
Классная работа.
- Посмотрите на слоги. Чем похожи? Чем различаются?
- - Пропишите их. Обменяйтесь тетрадями и простым карандашом подчеркните самое красивое написание у соседа. -Минутка чистописания.
Дают характеристику.
Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
3. Словарная работа
- Хорошо. Составьте слово из этих слогов.
-Запишите. Выделите ударение.
-Назовите ударный слог.
-Назовите опасное место?
-Подберите проверочное слово.
- - Если нельзя проверить, то написание нужно запомнить. Значит это..? (Табл.2)
-Составьте предложения со словом «ребята».
-Запишите 1 предложение.
«ребята»
«бя» 2-й слог «ре» 1-й слог
-Словарное слово
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества 4.Актуализация знаний учащихся.
Слайд 4
Слайд 5
Постановка проблемы.
5. Тема урока.
Слайд 6
Слайд 7
- Ответьте на вопрос. Что такое текст? (Табл.3) давайте подумаем
- Прочитайте. - Это текст? - Вам понравился этот текст?
- Что портит этот текст?
- Что нужно сделать, чтобы данный текст стал выразительным?
- Назовите значение слова «ребята».
-Подберите однокоренные слова.
-Как по- другому можно сказать?
- Как называются эти слова?
(А что такое синонимы?)
У нас возникла проблема.
Тема нашего урока: Слова- синонимы.
-А чтобы узнать (Табл.4) тайну языка, скажите, какую цель поставим перед собой на урок?
-Знакомиться с этим понятием будем (Табл.5) по группам.
Разделитесь на 4 группы:
- Помните о правилах работы в группе.
1) гр. Ищет значение в толковом словаре Даля.
2) гр. Читает в учебнике стр. 42.
3) гр. Слова перепутались, нужно восстановить предложение.
4) гр. Ищет значение в толковом словаре Ожегова.
- Группа, которая готова, поднимает руки. Один от группы выступает.
-Проверим, как вы справились с заданием.
-Несколько предложений, связанных между собой по смыслу. -Да. ?
- Повторяется слово «ребята».
-Изменить слова, написать другие.
-Молодые люди.
-Ребятки, ребятишки, ребячий.
-малыши, дети, детвора
- Синонимы.
-Не знаем.
Вопрос (Что такое синонимы?)
-Хотим узнать про синонимы. Узнать, зачем они.
Разбиваются на группы и выполняют задание
Выступают по одному человеку. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. 6. Знакомство с новым материалом.
Слайд 8
Слайд 9,10,11 Физ. минутка для глаз Слайд 12,13,14,15
- Отвечая на наш вопрос, синонимы это слова, близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос.
(табличка на правую доску)
-По тайну языка узнали, а (Табл.6) историю языка, кто прочитает на стр. 43 и скажет, откуда пришло слово «синоним»
- Давайте поупражняемся.
- Пора нашим глазкам отдохнуть. Повторяйте движение только глазами.
Читают определение
- Из Греции и обозначает «Одноименный»
Повторяют движения. Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Слайд 16
Работа в учебнике
Работа в парах
Проверка
Слайд 17
6. Первичное закрепление. Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
- Откройте учебник.
- Рассмотри картинки упр.1. Назовите слова обозначающее действие на рисунке.
Придумайте с этими словами предложения.
- Как можно назвать эти слова? - Что объединяет слова?
-Для чего же нужны синонимы? (вопрос на правую доску)
- Чтобы ответить и на этот вопрос предлагаю поработать (Табл.7) в парах.
Задания на листочках:
-
Имя существительное.
Задание. Из данного списка, составь слова парами, близкие по значению: Темнота, отметка, дом, весна. Здание, оценка, сумерки. Какое слово "лишнее"?
- Имя прилагательное.
Задание. Из данного списка составь слова парами, близкие по значению: Быстрый, трудолюбивый.
Работящий, скорый, ласковый. Какое слово "лишнее"?
- Глагол.
Задание. Из данного списка составь слова парами, близкие по значению:
Сказать, прыгать.
Мыть, говорить, скакать. Какое слово "лишнее"? -Зачитайте, какие пары слов у вас получились? -Назовите лишние слова. - Все справились с заданием? У кого были трудности?
-Можем ответить на вопрос? - Молодцы!
- А теперь предлагаю вернуться к нашему тексту. -Что мы хотели сделать? - Какими словами заменим слово «ребята»?
- А зачем?
-Прочитайте текст еще раз. Так выразительнее получилось?
-Ребята, есть специальные словари, в которых написано значение синонимов.
Погасить, потушить, выключить, затушить.
- Синонимы. -Слова близкие по значению. -? Вопрос
-Обогащают нашу речь.
-Изменить слова.
-Малыши, ребята, дети, детвора.
-Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. -Да. Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера. Физ.минутка, снятие утомления с глаз и рук.
Вновь у нас физкультминутка,
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка Отдохнули мы слегка. Выполняют задания, стараясь повторить.
7. Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой. Слайд 21
-Наше путешествие подходит к концу. Предлагаю проверить свои знания и выполнить самостоятельно небольшой тест.
-Готовы проверить свои знания? Самостоятельная работа.
1.Найди пары синонимов. Поставь
приятель воин
солдат друг
шагать горе
красный идти
печаль труд
работа алый
2.Напиши, каких зверей так называют?
Косой - _____________;
Серый - _____________;
косолапый - _________________.
3.Допиши предложения:
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.
Самостоятельная работа.
-Да.
Выполняют самостоятельно задания на листках.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству Слайд 22 Слайд 23 -Справились? -Самопроверка по слайду. -Оцените себя. Поднимите руки. 5 -.., 4- …,3-… -Молодцы.
-Да!
Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. 11. Итог урока. Слайд 24 Рефлексия деятельности.
Слайд 25
12. Домашнее задание
Слайд 26
Слайд 27
- Давайте подведем итог нашего урока.
-Что нового вы сегодня узнали для себя?
-Выскажите свое мнение.
-Вы хорошо поработали, оцените свою работу на уроке.
На выбор.
- Спасибо за урок! Дети отвечают на вопросы по слайду.
Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.