Рабочая программа по интегрированному курсу «Краеведение» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Раттовская школа-интернат основного общего образования имени Сергея Ивановича Ирикова».


РАССМОТРЕНО на заседании ШМО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

учителей начальных классов заместитель директора по УВР Директор МОУ «РШИ ООО им. С.И. Ирикова»

____________ Сергеева С.Н. ______________ Волков С.И. __ ___________________ Водолазкина Л.Г.

« 31 » августа 2015 г. « 31 » августа 2015 г

Протокол № 1

Рабочая программа

по интегрированному курсу «Краеведение»


3 класс



Рабочую программу составила: Сергеева Саглара Николаевна





с. Ратта, 2015 г.

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе: программы Федорова Л.В. Литературное краеведение // Программа учебного курса для начальной школы. / Под ред. Деревянченко А.А. - Салехард: ЯНО ИУУ, 2004.
Для проведения уроков используется:

  • Из сердца в сердце. Литературно-краеведческий альманах. / М.Б.Швец, Г.И. Леднева, С.Ю. Моргатая. - Ноябрьск: ЦБС, 2005

  • Ямальский калейдоскоп: Учебное пособие по литературному краеведению. / Автор - составитель Л.В.Фёдорова. 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН,2007. 152с., 16 с. цв.ил. Историко-литературный и природоведческий материал обогащает учащихся новыми сведениями о родном крае, расширяет кругозор, способствует формированию высоконравственной личности.

В последние годы заметно возрос интерес к истории и культуре родного края. Учителя используют краеведческий материал как действенное средство нравственно-эстетического и патриотического воспитания.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди неповторимый облик природы- всё это становиться частью человеческой судьбы.

Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сочетать реальные факты с их отражением в литературном творчестве .

Умелое сочетание форм классной и внеклассной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре малой родины.

Цели и задачи курса:

  • формирование системы первоначальных знаний и умений по литературе северного края;

  • создание условий для коммуникаций и развитие творческих способностей учащихся при

знакомстве с творчеством и биографией ямальских авторов

  • обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае;

  • расширение кругозора;

  • на основе историко-литературного и природоведческого материала, формировать

высоконравственную личность.

I. Общая характеристика учебного предмета

В основе программы регионального компонента по литературному чтению лежат два направления:

  • знакомство с литературно-художественными ценностями ЯНАО

  • воспитание позиции «художник слова».

Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия малых народностей северного края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами фольклора (ненцев, ханты, селькупов и др.) Развивает художественный кругозор учащихся. Предполагает, также знакомство с биографиями и творчеством поэтов и писателей Ямала ( Сусой Е, Ругин Р, Лапцуй Л и др.) и людьми, которые прославляют своим творчеством северный край.

Второе направление позволяет привить любовь к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (посещение городской библиотеки, местных литературных музеев, Музейного ресурсного центра, спектаклей в театрах города и др.)

Работа в этом направлении способствует развитию креативных способностей учащихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений и отношений к литературному искусству.

Книги писателей - земляков раскрывают красоту окружающей природы. Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поискам нового, раскрывается творческая мысль, воспитывается активный читатель- книголюб.

Формы и методы включения краеведческой информации в структуру образовательного и воспитательного процесса могут быть различными - это зависит от конкретных условий:

  • наличие соответствующей литературы;

  • индивидуальных особенностей класса.

В поддержку начального обучения на уроках литературного краеведения при знакомстве с произведениями в рамках регионального компонента необходимо рассматривать и языковые средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, рифма, метафоры и другие по необходимости.

На уроках краеведения необходимо закреплять результаты внедрения регионального компонента через первичные навыки слушания литературных произведений северных авторов и пересказ содержания, развитие фантазии и образного мышления в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.

II. Место учебного предмета в учебном плане

По базисному учебному плану на уроки литературного краеведения отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Курс нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Законом Российской Федерации «Об образовании», программой развития образования в ЯНАО.

Предмет «Литературное краеведение» входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-ненецкого Автономного округа.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


  • Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

  • Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

  • Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  • Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

  • Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

  • Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

  • Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

  • Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  • Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

  • Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения предмета «Литературное краеведение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное краеведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1 -ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное краеведение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную

(авторскую) сказку;

  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

V. Содержание учебного предмета

Программа «Краеведение» рассчитана на учащихся 2-4 классов и включает в себя цикл взаимосвязанных между собой предметов:
окружающего мира, экологии, литературы, изобразительного искусства, музыки, истории. Данный материал распределен с учетом преподавания краеведения на три учебных года, причем соблюдается принцип последовательности и постепенного усложнения краеведческого материала. Программа рассчитана на детей, которые имеют недостаточно знаний и представлений о ЯНАО, его истории, людях, коренных народах Севера, издавна населяющих эту территорию. Курс охватывает почти все сферы жизни, истории Ямало- Ненецкого автономного округа. И, как показала практика, такой метод изучения родного края очень эффективен, способствует заинтересованности учащихся, дает определенный объем знаний о культуре, быте, фольклоре, истории, литературе, географии края. Это не сухое изложение фактов, это то, с чем дети повседневно сталкиваются в жизни. Большую помощь оказывает не только краеведческая литература, но и такие журналы, как «Ямальский меридиан», «Северные просторы», «Северяне», «Юный натуралист», «Свирель», газеты «Северный луч», «Красный Север» и др.

Для выполнения данной программы и поддержания постоянного интереса учащихся к данному курсу педагогу необходимо использовать

разнообразные формы и методы работы: сообщения, видеофильмы, фото- и кинохронику, игры типа «КВН», «Аукцион», «Брейн-ринг», работу в паре, групповые формы работы, а также практические уроки по плетению бисером, изготовлению ягушек (женская одежда северян) и прочее. Необходимо планировать с детьми походы на природу, в музей, участие в общешкольных, городских, всероссийских мероприятиях.

В результате проделанной по предмету работы у учащихся формируются следующие знания, умения, навыки:
Называть:

  • имена известных писателей и поэтов ямальского края и их произведения (не менее 2-3);

  • малые жанры разных народностей Севера произведения разных авторов народностей края (по выбору учащихся)
    Различать

  • малые формы фольклора северных народностей

  • легенды и мифы разных авторов края, написанные по мотивам народных преданий;

  • особенности отдельных произведений писателей и поэтов края;

  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).

Приводить примеры: малых фольклорных форм разных народностей края (пословицы , поговорки, загадки и др.)
Решать учебные и практические задачи:

  • уметь высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении;

  • пересказывать произведения любимых авторов.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной
    книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал своё понимание прочитанного.

  • С уроками окружающего мира: иметь представление о северных народах, их занятиях, быте, орудиях труда, вере. Разнообразие животного и растительного мира, особенности климата.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
    Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

VI. Контроль предметных результатов

Виды и формы контроля

1. Текущий.

  • Беседа по вопросам.

  • Составление плана.

  • Озаглавливание частей рассказа.

  • Выборочное чтение.

  • Выразительное чтение.

  • Чтение по ролям.

  • Рассказ по ключевым словам.

  • Рассказ от лица героя.

  • Чтение наизусть.

  • Пересказ текста по частям.

  • Составление характеристики героя.


  1. Тематический.

Чтение наизусть стихотворений

Проверка уровня начитанности

Выполнение творческих заданий (Например: составить рассказ-рассуждение на тему: «Чему учит сказка?» или сочинить свою сказку; инсценирование произведения, конкурс на самого лучшего в мире рассказчика и т.п.)


  1. Итоговый

  • Проверка техники чтения

  • Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения имеются задания разных видов:

  • литературные диктанты ( для проверки литературной эрудиции и грамотности);

  • тесты по изученному произведению, теме, разделу;

  • итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ)

VIII. Учебно- методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса


  1. М.Б.Швец, Г.И. Леднева, С.Ю. Моргатая. Из сердца в сердце, 2005 «Литературно-краеведческий альманах». 2- 4кл.- Ноябрьск: ЦБС. Учебник.

  2. Л.В.Фёдорова. Ямальский калейдоскоп,2007 Учебное пособие по литературному краеведению. 2- 4 класс / Автор - составитель 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН. 152с., 16 с. цв.ил. Учебное пособие.

Материально-технические средства:

  • мультимедийные ПК;

  • проектор;

  • принтер;

  • сканер.

IX. Литература (основная и дополнительная)

  1. Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939.

  2. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудоминский В. Книга природы. М.,
    1990.

  3. Коробов Э. С. Малых народов не бывает. М., 1991.

  4. Осипова В. А (редактор). Коренное население Пуровского района. Тюмень, 1993.

  5. Омельчук А. На краешке земли. Свердловск, 1990 .

  6. Лапцуй Л. На оленьих тропах. Свердловск, 1982.

  7. Лапцуй Л. Песни мои-детям. Спб., 2001.

  8. Лапцуй Л. Песнь моя - моей земле. Тюмень, 2000.

  9. Федорова Л. В. Северные родники. Тюмень, 2001.

Календарно - тематическое планирование по краеведению 3 класс.


№ п/п

Тема урока

Кол- во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Экскурсия

I

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры местных представителей растений и животных

Фронтальный опрос

Кроссворд

Описание

одного

животного

2

«У костра живущий бог мой...».Образец самобытного вида фольклора.

Комбинированный

Образные языковые Средства. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту

Тематический

Олицетворение

Рисунок.

3

« Ича-муравей»

(селькупская

сказка).

Комби-

ниро-

ванный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально- нравственных переживаний

Знать название и основное содержание изученного произведения. уметь анализировать поведение героев

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Краткий пересказ

4

Сказка про богатыря Вилу- Отыра (мансийская сказка).


Комбинированный

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст части, составлять его простой план, читать осознанно вспух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Рисунок Архаизмы

5

Поэма Л.В.Лапцуй «Тундра шепчет». Литературный памятник В.И.Костецкому.


Комбинированный

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей

Уметь составлять небольшое монологичес кое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы

Фронтальны й Характер героя, его поступки и их мотивы Описание природы в сказке

6

Поэма Л.В.Лапцуй «Тундра шепчет». Литературный памятник В.И.Костецкому.


Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально- нравственных переживаний

Знать название и основное содержание изученного произведения. уметь анализировать поведение героев Выразительное чтение Сравнение Ответы на вопросы

7 Л.Лапцуй. «Первые шаги». «Дедовский мотив».


Комби- ниро- ванный

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать жанр устного народного творчества «этическое сказание». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказы вать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

Фронтальный опрос Жанры детской художественной литературы - коми

этическое сказание. Характер героя, его поступки Описание героя

8

Л.Лапцуй. «Мудрые черты». «По заветам деда»


Комби- ниро- ванный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Фронтальный опрос


пересказ

9

Р.Ругин. «Гордость родной земли». «Руки мамы».

Комби-

ниро-

ванный

Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Уметь читать стихотворные произведения, чтение (по выбору), определять средства выразительности Выразительное чтение Олицетворение. Сравнение рисунок

2 четверть

10

Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии

Комби-

ниро-

ванный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально- нравственных переживаний

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту Выразительное чтение Характер героя, его поступки и их мотивы Заучивание четверости ия наизусть

11 Лапцуй. «Как собака стала другом человека».


Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры из собственных наблюдений Фронтальный опрос Кроссворд Описание одного животного

12 Экскурсия

Комби-

ниро-

ванный Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры местных представителей растений и животных Фронтальный опрос Кроссворд Описание одного животного

13

Комполэн- болотный дух (мансийская сказка).

Комби-

ниро-

ванный Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении Выразительное чтение Образные языковые средства рисунок

14

Ю.Велла «Бабушка Ненги».

Комби-

ниро-

ванный

Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художествен ных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Составление плана Характер героя, его поступки и их мотивы Пересказ понравивш ося отрывк

15

Побеждённый. (Ненецкая сказка).

Комби-

ниро-

ванный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций,

соответствующих смыслу текста

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь составлять рассказы о растениях и животных

Тематический. Пересказ

Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения Рисунок.

16

«Золотой город»

(хантыйская

сказка).

Комби-

ниро-

ванный

Образные языковые средства

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально- нравственных переживаний

Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде Выразительное чтение

Средства художе ственной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения в произведениях Ответы на вопросы

17

Первый учёный писатель, переводчик А.П.Пырка.

Комби-

ниро-

ванный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать основные правила поведения в окружаю щей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса Составление вопросов по прочитанному

Образные языковые средства Лепка из пластилина

18

Первый учёный писатель, переводчик А.П.Пырка.

Комби-

ниро-

ванный

Тема, главная мысль, события,

последовательность Участие в диалоге при обсуждении произведения

Уметь составлять небольшое моноло гическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы

Тест (10 мин) Тематический


Составить простейшее задание для викторины

19

Первый учёный писатель, переводчик А.П.Пырка.

Комби-

ниро-

ванный

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсужде нии прослушанного (прочитан ного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художест венных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы литературного языка

Ответы на вопросы Викторина. Рисунок.

20

Р.Ругин «Дети войны, Память о войне, земляки».

Комби-

ниро-

ванный

Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художес твенных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Составление плана Характер героя, его поступки и их мотивы Рисунок.

21

Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии.

Комби-

ниро-

ванный

Уметь высказывать оценочные суждения прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

Фронтальный опрос

Кроссворд

22

П.Явтысы «Сказка о дядюшке Леменге и Летнем песце»

Комби-

ниро-

ванный

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства Выразительное чтение

Прием сравнения. Лирика Приметы зимы

23

Л.Лапцуй «Помните»

Комби-

ниро-

ванный

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

Тематический

Логическое ударение Описание природы

24

Л. Лебедев «Почему у глухаря брови красные».

Комби-

ниро-

ванный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочи танного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитан ного, отвечать на них

Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту Выразительное чтение

Научно- познавательная сказке. Характер героя, его поступки и их мотивы Ответы на вопросы

25

А.Тараканов «Сказка о ерше Прыгунке и засоке карасе»

Комби-

ниро-

ванный

Фронтальный опрос


Пересказ отрывка

26

Богатый мир северной сказки. Литературные сказки.

Комби-

ниро-

ванный Особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в

Знать название и основное содержание изученного произведения. уметь анализировать поведение героев

Ненецкие загадки Рисунок.

27

Хилы и Аки Чёрное сердце (хантыйская)

Комби-

ниро-

ванный

понимании произведения Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о литературе писателей Севера

Фронтальный опрос

Обычаи народов Севера

Жизнь народов севера, их обычаи

1.04

28

Р.Ругин «В

куропатском

чуме»

Комби-

ниро-

ванный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально- нравственных переживаний

Фронтальный опрос

Кроссворды

Ответы на вопросы

29

Р.Ругин

«Отцу», «Заветы отца».

Комби-

ниро-

ванный

Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитан ного, отвечать на них

Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев

Ответы на вопросы

Пословицы,

поговорки,

приметы

Рисунок.

30

Встреча с

интересным

человеком.

Комби-

ниро-

ванный Особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны восприятие и понимание их эмоцио нально-нравственных переживаний

Уметь высказывать оценочные суждения, знать недавнее прошлое народов нашего края

Фронтальный опрос

Игры народов Севера

Лепка из пластилина

31

Встреча с

интересным

человеком.

Комби-

ниро-

ванный Особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны восприятие и понимание их эмоцио нально-нравственных переживаний

Уметь высказывать оценочные суждения, знать недавнее прошлое народов нашего края

Фронтальный опрос

Игры народов Севера

Лепка из пластилина

32

Л.Лапцуй «Дочь тундра»

Комби-

ниро-

ванный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Выразительное чтение, использование интонации, соответствующих смыслу текста

Уметь делить текст части, составлять его простой план, читать осознанно вспух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Фронтальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы

Рисунок

33

Л.Лапцуй «Дочь тундра»

Рисунок.

34

Экскурсия

Комби-

ниро-

ванный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Умение любить природу понимать ее живую красоту, глубокие патриотические убеждения.

Уметь приводить примеры местных представителей растений и животных

Фронтальный опрос

Кроссворд Описание одного животного

35

Обобщающий урок.

Урок- игра

интерес к поискам нового, творческая мысль, воспитать активного читателя- книголюба

КВН

Литературные загадки о родной природе Ответы на вопросы

16


© 2010-2022