Программа факультативного курса для учащихся 1 классов Развитие речи. Изобразительное искусство

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа факультатаивного курса для учащихся 1 классов

Развитие речи. Изобразительное искусство.

Основное пособие: «Музей в твоём классе» (для учащихся 1-6 классов). Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская. - М.: Академкнига/ Учебник, 2006. - 17п.л.

Пояснительная записка

Рыночные реформы в обществе привели к новой формации. Реформа образования поменяла цель образования. Если раньше мы считали целью - воспитание гармонически развитой личности, то сейчас личность должна быть компетентной и приспособленной к условиям среды.

Эта цель реализуется так же через задачи художественного образования и воспитания. Они направлены на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества. А также приобретение специальных навыков и умений через практическую деятельность в процессе обучения. Приобретение опыта творческой деятельности (в решении творческих задач), и опыта эмоционально-ценностных отношений (т. е. опыта чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений ) в художественном образовании и воспитании выступают на первый план.

Задачей учителя, совместно с семьей становится создание и выполнение определенных условий, которые станут способствовать нравственному и духовному развитию личности, ее самосовершенствованию, стремлению к познанию окружающего мира и себя в нем.

Искусство широко входит в жизнь детей уже в дошкольном учреждении. С детьми систематически проводятся занятия по ознакомлению с разными видами искусства, в том числе с изобразительным искусством, с его видами и жанрами. Не случайно в программе учитывается, что ребенок усвоил до школы, с каким потенциалом он приходит в первый класс. Таким образом, у детей шестилетнего возраста всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества. Период начальной школы является самым ответственным моментом в жизни растущего человека. Здесь формируется нравственный тип ребенка. Здесь решается задача, быть ли ему творческой личностью.

В УМК «ПНШ» работа с живописными произведениями ведётся на уроках литературного чтения и на уроках развития речи, заложенных в курс русского языка. Авторы программы дополнительно к живописным произведениям, включённым в программу, предлагают великолепный набор репродукций. «Музей в твоём классе». Он включает в себя 17 большеформатных репродукций картин русских художников 18-20 веков и подробный методический аппарат.

Задачи курса:

- формирование у детей УУД (деятельности наблюдения, умения удерживать внимание, умение построить речевое высказывание);

-повышение уровня общего развития учащихся ;

- эстетическое воспитание через формирование начальных представлений о языке живописи и путях её развития;

Цели курса:

  1. в предметной области «Развитие речи»

учить школьников:

- внимательно рассматривать картину(репродукцию) и находить на ней указанные детали, а затем самостоятельно обнаруживать подробности, характеризующие предмет изображения;

- выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную сюжетную и композиционную ценность и целостность;

- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и етм, что выходит за рамки изображения;

- различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;

- оформлять в речевых высказываниях свои наблюдения и выводы.

2) в предметной области «Изобразительное искусство»:

- познакомить школьников с разными жанрами живописи(натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картиной);

- дать детям начальное представление о логике развития живописного языка (от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность - к импрессионистической пленэрности);

- приступить к формированию представления о целостности художественного мира того или иного художника (с этой целью в пособии неоднократно используется приём сравнительного анализа двух картин одного и того же автора)

Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются следующие инструменты:

- большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания;

- малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей;

- полоска картона с помощью, которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части;

- лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.

Примерная программа курса для учащихся 1 класса


1 четверть - 9 учебных недель - 1 час в неделю - 9 часов

№ урока

Кол-во часов

Репродукция картины

Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

1-2

2

Хруцкий И.В. «Цветы и фрукты», 1855г.

Чтение стихотворения "Яблоки". Отгадывание загадок о фруктах.

2-3

2

Серебрякова З.Е. «За обедом», 1914г.

Биография художницы. Знакомство с семьёй.

4-5

2

Серебрякова З.Е. «На кухне. Портрет Кати», 1924г.

6-7

2

Поленов «Московский дворик», 1878г.

Чтение стихов о Москве

8-9

2

Поленов «Московский дворик», 1878г.

Рассматривание современных фотографий Москвы

2 четверть - 7 учебных недель - 1 час в неделю - 7 часов

№ урока

Кол-во часов

Репродукция картины

Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

1-2

2

Кустодиев Б.М. «Морозный день», 1913г.

Чтение стихотворений русских поэтов о морозе. Отгадывание загадок о зиме.

2-3

2

Кустодиев Б.М. «Морозный день», 1913г.

Прослушивание музыкальных отрывков из произведения «Времена года».

4-5

2

Боровиковский В.Л. «Рождество»

Знакомство с библейскими притчами.

6-7

2

Боровиковский В.Л. «Рождество»

Стихи о ёлке. Новогодние и рождественский песни.

3 четверть - 9 учебных недель - 1 час в неделю - 9 часов

№ урока

Кол-во часов

Репродукция картины

Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

1-2

2

Левитан И.И. «Свежий ветер.Волга», 1895г.

Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.

2-3

2

Левитан И.И. «Свежий ветер.Волга», 1895г.

Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.

4-5

2

Репин И.Е. «Портрет Павла Михайловича Третьякова», 1901г.

Знакомство с Третьяковской галереей.

6-9

8

Репин И.Е. «Портрет Павла Михайловича Третьякова», 1901г.

Виртуальная экскурсия по Третьяковке.

4 четверть - 8 учебных недель - 1 час в неделю - 8 часов

№ урока

Кол-во часов

Репродукция картины

Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

1-2

2

Нестеров «Три старца», 1915г.

Прослушивание сказки. Музыкальный фон.

2-3

2

Маковский В.Е. «Две сестры», 1893г.

4-5

2

Маковский В.Е. «Две матери», 1905-1906гг.

Стихи о матери русских поэтов. Музыкальный фон.

6-7

2

Маковский В.Е. «Две матери», 1905-1906гг.

Творческие работы о маме.

8

1

Итоговый урок


© 2010-2022