Конспекты уроков по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

46.Тема: Как мы используем алфавит?

Цели: развивать умения различать звуки и буквы, записывать слова в алфавитном

порядке; вспомнить порядок букв в алфавите; повторить названия букв;

развивать память, мышление, логику:

воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: электронное приложение.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  1. Чистописание.

Тт та те ти тл ст

Лопата т.пло стиль ст.лы Тимур

- составьте предложение и подчеркните грамматическую основу.

2. Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Пиши, да не спеши.

- Запишите пословицу транскрипцией, ([пиши да ни спишы].)

- Какой звук слышим на месте буквы И? ([Ы].)

3.Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Ноябрь, декабрь.

- В каком из слов есть буква, которая обозначает слог? (В слове ноябрь. Я - [ЙА].)

- Какое у слова лексическое значение? (Последний месяц осени, одиннадцатый месяц года.)

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

- Запишите транскрипцию этого слова, ([найабр'].)

- Запятая вверху показывает, что звук мягкий.

III. Работа по теме урока

- Кто может рассказать алфавит, начиная с любой буквы?

- Расскажите алфавит с букв П, Л, Щ.

- Если слово начинается с буквы Е, в начале или конце списка будете его искать? А если слово начинается с буквы У? Л? X?

- Какое слово в словаре будет стоять первым: сумка или ранец? карандаш или линейка?

Упр. 124 (с. 82).

(Работа в парах. Один ученик называет буквы, другой его проверяет, затем меняются ролями.)

- Кто назвал все буквы и не ошибся ни разу?

- Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно.

- Что узнали о букве Ё? (Ответы детей.)

- У этой буквы есть еще одна особенность.

- Послушайте стихотворение и скажите, чем буква Ё отличается от всех остальных букв, обозначающих гласные звуки. (Буква Ё всегда ударная.)

Расскажи-ка, буква Ё,

Как твое житье-бытье?

Буква Ё дает отчет:

Ничего житье течет.

Я ударная всегда!

Ой-ёй-ёй!

Вот это да!

Упр. 125 (с. 83).

- Прочитайте вопрос. (По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике7)

- Как ответить на этот вопрос, если все слова начинаются с буквы Д? (Посмотреть на вторую букву.)

- Какая буква пропущена в слове деревня? (Е.)

- Какая буква пропущена в слове дежурный? (Е.)

- Что делать, когда вторая буква тоже одинаковая? (Смотреть на третью букву.)

- Какая из букв (В, Ж или Р) стоит первой в алфавите? (В.)

- Значит, слова записаны не в алфавитном порядке.

- В каком порядке должны стоять слова? (Девочка, дежурный, деревня.)

- Проверьте вторую группу слов. Какие буквы пропущены в словах? (Е, А, Ё.)

- В каком порядке должны стоять слова? (Пальто, пенал, петух.)

- Самостоятельно проверьте третью группу. Скажите, в каком порядке должны стоять слова. (Яблоко, ягоды, язык.)

Упр. 126 (с. 84).

- Какое слово зашифровано? (Ноябрь.)

IV. Физкультминутка

Антилопе каждый день

Поразмяться все не лень.

Встанет рано поутру,

Скачет быстро по двору,

Головой своей качает,

Повороты выполняет.

Е. Гайтерова

V. Закрепление изученного материала

Упр. 127(с. 84).

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

- Назовите лексическое значение слов.

- В каком порядке запишете слова? (Изморозь, изморось, эскалатор.)

Упр. 128 (с. 84).

- Прочитайте, что такое палиндром.

- Составьте палиндром. (Нажал кабан на баклажан.)

- Запишите предложение, подчеркните основу.

- Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».

- Что вас особенно удивило? (Ответы детей.)

VI. Рефлексия

- Запишите фамилии учеников, сидящих в на одном ряду, в алфавитном порядке. Не забудьте: фамилии нужно писать с заглавной буквы.

(Проверка. Из каждого ряда один ученик читает, другие проверяют. При ошибке подают сигнал хлопком.)

VII. Подведение итогов урока

Какую тему мы сегодня изучали?

- В каких ситуациях может понадобиться знание алфавита?

- Кто может рассказать весь алфавит без запинки?






4 7.Тема: Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Цель: обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах

собственных;

развивать память, мышление, логику;

воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: электронное приложение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. Чистописание.

Загадка.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живёт.

(холодильник)

Хх хо хи хе ах

Х.рошо хек м.хать Сахалин кот Ходун

Хорошо ученики закончили четверть.

- Подчеркните главные члены предложения.

2.Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Р..бята, б..реза, ш..шки, ч..па-ч..пс, дерев..я, ло...

- Какие буквы нужно поставить вместо точек?

- Объясните. (Ребята - Е запоминаем, береза - Е запоминаем, шишки - ШИ пиши с буквой И, чупа-чупс - ЧУ пиши с буквой У, деревья - пиши разделительный Ь, лоб - проверяем словом лбы.)

- Спишите слова в алфавитном порядке.

III. Самоопределение к деятельности

- Найдите ошибки в диктанте Незнайки.

Меня зовут незнайка. Я жыву в солнечном городе.

- Какие правила не знает Незнайка? (ЖИ пиши с И. Имена, названия городов пиши с большой буквы.)

- Сегодня на уроке мы вспомним, какие слова пишутся с большой буквы.

IV. Работа по теме урока

Упр. 130 (с. 86).

- На какие две группы можно разделить все слова? (Названия городов и имена.)

- Как пишутся эти слова? (С большой буквы.)

- Запишите слова по вариантам: вариант I - названия городов, вариант II - имена.

(Проверка. Два ученика читают, остальные проверяют.)

Упр. 132 (с. 87).

- Чем необычна запись? (Нет пробелов.)

- Именно так писали первые рукописи. Бумага была очень дорогая, и в целях экономии пробелы между словами не делали.

(Учащиеся расшифровывают предложения: 1-й ряд - первое, 2-й ряд - второе, 3-й ряд - третье.)

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Какие слова записали с большой буквы? (Вася Муравьев, Марта, Лева Скворцов.)

IV. Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал.

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился -

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Е. Гайтерова

V. Проверочная работа

(«Проверь себя» (с. 88). Работа в группах по 4 человека. Группа выбирает капитана, который регулирует работу. Первый ученик отвечает на вопрос 1, второй - на вопрос 2, третий - на вопрос 4, четвертый - на вопросы 6, 7. Задания 3, 5 учащиеся выполняют и тетради самостоятельно. Взаимопроверка.)

VI. Рефлексия

- Оцените устную и письменную работу каждого члена группы: «!»,«+», «-».

- Оцените свою активность на уроке.

VII. Подведение итогов урока

- Какие слова пишем с большой буквы?

- Какие еще слова будете писать с большой буквы? (Названия стран, газет, гор, морей...)




4 8.Тема: Как определить гласные звуки?

Цель: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные

звуки на письме:

развивать память. Мышление, логику;

воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные туки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: электронное приложение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.

Никого не обижает,

А её все толкают.

(дверь)

Дд до де ди дл ад

Д.ма д.ла собака Динга дл.на са.

- Составьте предложение и запишите его.

- Подчеркните главные члены предложения.

2.Орфографическая минутка

- Подберите и запишите вместо точек имена детей.

Вяжет... слоненку носочки, ... ему вышивает платочки, ... плетет для слоненка корзинку, ... рисует слоненку картинку.

- Как записали имена детей? (С большой буквы.)

- Подчеркните основу в каждом предложении.

- Каким членом предложения являются имена? (Подлежащим.)

- Написание, каких слов мы запоминали? (Платочки, корзинку, картинку.)

- В каких словах вы можете проверить безударные гласные? (Дети называют слова.)

- Подберите однокоренные слова к слову слоненок. (Слон, слониха, слоновый, слоник.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Берестова.)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о гласных звуках.)

- Какие признаки гласных звуков называет автор? (Могут тянуться, кричать, петь.)

- Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.)

IV. Работа по теме урока

- Откройте учебник на с. 89.

- Прочитайте тему урока.

- Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит только из голоса. Гласный образует слог.)

Упр. 134 (с. 89).

- Прочитайте и скажите, почему гласный звук можно назвать голосовым. (Слово образовано от слова глас, что значит голос.)

- Назовите все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)

- Проверьте любой звук: имеет ли он перечисленные признаки? (Дети называют звук и доказывают, что звук гласный.)

Упр. 135 (с. 89).

- Сколько в русском языке гласных звуков? (Шесть.)

- Запишите гласные звуки.

- Сколько гласных букв в русском языке? (Десять.)

- Запишите их. (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)

Упр. 136 (с. 90).

- Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)

- Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.)

- Какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме? ([А] - А, О, Я; [Э] - Е, Э; [О] - О, Ё; [Ы] - Ы, И; [У] - У, Ю; [И] - И, Е, Я.)

(Учащиеся по цепочке называют букву и звук, который она обозначает)

V. Физкультминутка

На болоте жабы жили

И друг с другом так дружили!

Прыгали они по кочкам,

Спали вместе темной ночкой.

А проснувшись поутру,

Начинали вновь игру:

Сесть, и встать,

И два прыжка...

Вместе весело всегда.

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 137(с. 90).

- Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении? (Е, Ю, Ё, Я.)

- Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.

- Запишите эти слова.

(Учитель записывает слова на доске, учащиеся объясняют орфограммы: юбка - пишем букву Б, проверяем словом (нет) юбок; ежик - ЖИ пиши с И; яблоко - словарное слово, запоминаем букву О; енот - словарное слово, запоминаем букву Е.)

- Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА.)

- Итак, гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать слог, когда стоят в начале слова.

Упр. 138 (с. 91).

- Прочитайте пословицы.

- Когда так говорят? (Ответы детей.)

- Что обозначают в словах выделенные буквы? (Теплое - мягкость согласного звука и звук О; ехал - слог ЙЭ; прямо - мягкость согласного звука и звук А; яму - слог ЙА; люди - мягкость согласного звука и звук У; пахать - звук А; он - звук О, руками - звук А; махать - звук А.)

- Спишите одну из пословиц, поставьте ударение.

- Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».

- Что интересного узнали о букве Э? (Ответы детей.)

VII. Рефлексия

Карточка

- Спиши, подчеркни гласные буквы.

В чем цыплята виноваты,

Что скорлупки маловаты?

Да ни в чем. За эти дни

Просто выросли они! (Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока

- Какие признаки гласных звуков мы вспомнили?

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- Сколько гласных букв в русском языке?

- Что могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.)

IX. Домашнее задание

Выполнить упр. 139 (с. 91).




Тема: Изложение «Кот»

Задачи:

Обучать учащихся вдумчивому чтению, полным ответам на поставленные вопросы, грамотному построению предложений на письме.

Развивать познавательные психические процессы: речь, внимание, память, мышление; навыки самостоятельной работы, самопроверки, анализа;

обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: текст записан на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, задач.

1.Чтение текста учащимися (про себя).

Текст читают 1-2 раза.

Кот.

У Димы кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист.

2.Беседа по содержанию. Составление схем предложений.

- Кто у Димы? (У Димы кот Дымок.)

- Проговорите про себя предложение. (Учащиеся проговаривают.)

- Сколько в нем слов? (4)

- Проверим. Проговорите четко каждое слово отдельно. (Учитель вместе с учащимися произносит предложение, делая короткие паузы после каждого слова, в конце предложения - длительную паузу.)

- Составим схему предложения. ( --- --- --- ---.)

- Почему первое слово в предложении изображено маленькой черточкой? (У - короткое слово, оно пишется раздельно и на схеме изображено короткой чертой.)

- Какую ошибку заметили? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Имена людей, клички животный пишутся с большой буквы.)

- Подойдите к доске и исправьте схему данного предложения.

(I__ I__ ____ I__. )

- Произнесите предложение по схеме. (Учащиеся произносят.)

- Какой котёнок? Маленький или большой? (.Котёнок маленький.)

- Как об этом говорится в тексте? (Он мал.)

Учитель обращает внимание учащихся, что слово «котёнок» заменено словом «он», чтобы избежать повторов. Слово «маленький» - на слово «мал», оно короче и легче в написании.

- Сколько слов в предложении? (2)

- Проверим. Произнесите предложение вслух, делая короткие паузы после каждого слова, в конце предложения - длительную паузу. (Учитель вместе с учащимися проговаривает предложение.)

- Составьте схему данного предложения. (I ------- ------ .)

Учитель обращает внимание на написание первого слова в предложении и постановку знака препинания в конце предложения.

- Проговорите еще раз второе предложение согласно схеме. (Учащиеся проговаривают.)

- Какой котик? Что об этом говорится в тексте? (Котик сер и пушист.)

- Почему кота называют котиком? (Он маленький.)

Учитель обращает внимание на краткую форму имен прилагательных - сер и пушист.

- Какое правило встретилось в слове «пушист»? (Жи-ши пишут с буквой «и».)

Сколько слов в третьем предложении? (4)

- Составьте схему предложения. (I _____ _____ .)

- Проговорите предложение по схеме. (Учащиеся проговаривают. )

- Что означает маленькая черточка в схеме предложения?

(Короткое слово - и.)

Учитель указывает, что слово «и» (союз) пишется отдельно.

3.Самостоятельная работа учащихся.

Текст закрыт. Схемы открыты. Запись текста с опорой на схемы.

Самопроверка по образцу.

- О ком текст? (О котике.)

- У кого жил кот? (Кот Дымок жил у Димы.)

- Какой котик? (Он мал. Котик сер и пушист.)

- Сколько в тексте предложений? (Три.)

III. Подведение итогов.

- Что писали на уроке?

- Поднимите руку, кто считает, что хорошо справился с заданием.




51.Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в

корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы;

воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: электронное приложение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.

Шубка - иголки,

Свернётся он - колкий,

Рукой не возьмёшь.

Кто это? …. (ёж)

Ёё ёл нё ёр ёк

Ёжик ёлка малёк ёрш

2.Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Бурундуки - маленькие лесные ж..тели. Они л..бят яг..ды, плоды ш..повника.

- Подчеркните во втором предложении главные члены предложения.

- Вставьте пропущенные буквы. (Дети объясняют написание слов с пропущенными буквами.)

- Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги в 1-м предложении.

- Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова.

- Выделите корень в словах.

III. Самоопределение к деятельности

- В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- Какие звуки слышите на месте гласных букв?

- Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся.

- Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

IV. Работа по теме урока

- Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)

- Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)

- Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)

Упр. 141 (с. 93).

- Прочитайте четверостишие.

- Что обозначает выражение скучная пopa. (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)

- Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

- Какие гласные называются ударными? (Те, на которые падает ударение.)

Упр. 142 (с. 93).

- Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр - один, тигры - много. Отличаются количеством предметов.)

- Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один и тот же предмет, но береза - одна, березы - много.)

Это формы одного и того же слова.

- Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок - это одно и то же слово? (Нет. Тигр - взрослое животное, тигренок - детеныш тигра. Это однокоренные слова.)

- Береза и березовый - это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза - дерево, березовый - это то, что из березы.)

- Что записано в первом столбике? (Формы одного слова.)

- Что записано во втором столбике? (Однокоренные слова.)

- Прочитайте вывод.

V. Физкультминутка

Встали пчелки в хоровод. (Поворот вокруг себя.)

В барабан ударил кот. (Хлопки в ладоши.)

Стали мыши танцевать, (Пританцовывают.)

Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

Так, что начала дрожать (Наклоны.)

Вся земля, вся земля. (Рывки руками.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 143 (с. 94).

- Прочитайте первую пару предложений.

- Произнесите выделенные слова.

- Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)

- Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

- Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах? (Валы - вал, волы - вол.)

(Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)

- Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)

- Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)

- Объясните ее смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.)

- Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

Упр. 144 (с. 94).

- Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.)

- Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.)

- Запишите слова так же, как в учебнике. Поставьте ударение.

- Выполните задания по учебнику.

- Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)

- Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится. Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- Прочитайте правило.

- Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.)

- Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.)

VI. Рефлексия

Карточка

- Прочитай пары слов.

- Подчеркни проверяемое слово, слон - слон лиса - лисы

семья - семьи сосны - сосна

сады - садик снега - снег

- Какие слова подчеркнули? Почему? (Самооценка с помощью «светофора».)

VII. Подведение итогов урока

- Какой гласный звук называется безударным?

- Как правильно написать безударный звук в корне слова?

- Что такое проверочное слово?

© 2010-2022