Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Ломаная линия»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Холуй

155633, Россия, Ивановская область, Южский район, с.Холуй, ул. Полевая, д.1-а





Конспект урока по математике

В 1 классе на тему: «Ломаная линия»


Педагог: Кожемякина Екатерина Александровна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: развитие основных видов универсальных учебных действий через знакомство с понятиями: ломаная линия, звенья ломаной линии, вершины ломаной линии

Задачи:

Личностные:
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- развитие осознанного позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим
- развитие логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, фантазии
Регулятивные:
- целеполагание в постановке учебной темы и задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата
- составление плана и последовательности действий
- прогнозирование результата
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения с эталоном
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- совершенствование математической речи
- решение рабочих задач с использованием ИКТ (ломаная линия и её виды)
- повторение понятий: отрезок, прямая линия, луч.
- структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
- рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные:
- обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников
- развивать умение слушать и вступать в диалог
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, учебник, карандаши, линейки, счетные палочки, звездочка для рефлексии, таблички со словами (незамкнутая, замкнутая, звено, ломаная), таблички с примерами, таблички с отрезками, лучами, прямыми , ломаной. Ключевые слова: незамкнутая, замкнутая, звено, ломаная Рабочие материалы для обучающихся: учебник, карандаши, линейки, счетные палочки, звездочка для рефлексии Автор учебника: Л.Г.Петерсон














п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия 1.

Организационный момент

- Кто из вас может показать, как мы можем работать?
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ведь недаром говорят: "Улыбка - это поцелуй души". Надеюсь, что у вас хорошее настроение, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.
- На уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто и какие качества вам помогут сделать эти открытия?

Приветствие учащихся

-Внимание, находчивость, смекалка, учитель, дружное сотрудничество…

Личностные, коммуникативные УУД:

умение высказывать своё отношение к друзьям, выражать свои эмоции; мотивация к обучению и познавательной деятельности, создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха. 2.

Актуализация знаний

1. - Сегодня нас посетила гостья - Точка (Рисунок Точки). Она приглашает нас в путешествие. А вот в какую страну вы узнаете, выполнив ее задание, вам необходимо переставить карточки в порядке убывания чисел.

т о Г я р м е и е
4 7 9 1 3 6 8 2 5


Геометрия - наука очень интересная,
Треугольник, круг, квадрат уже известны вам.
Много нового она в себе таит,
Языком углов и линий говорит.
Что нам встретится в пути - вовсе неизвестно,
И поэтому идти очень интересно.

- А чтобы веселее было идти, давайте посчитаем двойками.

- Где нам может пригодиться знание счета «2»?

Счет двойками

2. - Но, чтобы запомнить все, что мы там увидим, надо быть очень внимательными и наблюдательными. Поэтому сначала потренируем внимание и зрительную память. Запомните, что увидите (рисунок на доске закрывается)

- Что объединяет все рисунки ?

- Какая фигура отличается от других?

- Каким по счету был 6-угольник?

- Назовите 1 фигуру, 3-ю фигуру

- Назовите весь ряд.

Открывается изображение на доске.

- Какая фигура лишняя? Почему?

- Точка очень любопытна, она интересуется, правда ли, что(если правда подними правую руку, если ложь, то левую руку):

- Некоторые фигуры - треугольники (покажи)

- Все фигуры-треугольники (докажи)

- Каждая фигура является квадратом (докажи)

- Некоторые фигуры-прямоугольники (покажи)

- Есть фигуры, у которых углов больше 3 (докажи)

Дети на ИКТ-доске расставляют числа, а вместе с ними перемещаются и буквы. Получилось слово Геометрия


(Когда считаемся парами)


-Это геометрические фигуры

-Круг, шестиугольник

-пятый

-Треугольник, круг

Личностные:

- внимательно слушать учителя и отвечать на вопрос

Регулятивные:

- определять цель и план выполнения задания под руководством учителя

Познавательные:

- учиться ориентироваться на доске;

- Закрепить написание цифр, навыки, сравнение чисел


3

Подготовка проблемной ситуации

1. На Икт-доске появляется рисунок города:
- Мы узнаем, в какой город мы попали, решив примеры и расколдовав буквы.
- Прочитайте выражения и найдите их значение
4+4 (Л) 5+2 (и)
3+2 (и) 8-3 (я)
7-4 (н)
(По мере решения, выражения переворачиваются, и на доске появляется слово ЛИНИЯ)
- Как же называется город?

2.Работа в группах.
- Нам надо узнать, как называются улицы в этом городе.
-Точка предлагает нам поработать в группах.
-Давайте вспомним правила работы в группе. Молодцы
- У командиров групп на столе лежат конверты с заданием, на каждом листочке линии.

- Повернитесь к командирам, рассмотрите карточки.
- Подумайте и скажите - какое задание можно предложить всем для работы?
- Разделите.
Проверка.
- Какие варианты у вас получились?

(По одному ученику от каждой группы приглашаю к интеракт. доске для демонстрации группировок.)
- У какой группы так же? По-другому?
- На какой группировке остановимся? Почему?

- Как называются улицы в городе Линий? Назовите известные вам линии.
- Что вы знаете о прямой линии?

- Что такое отрезок?

- Что такое луч?

3.Формулирование темы урока

- Закройте глазки и представьте себе город Линий. Как вы думаете, все ли улицы в этом городе мы назвали?

(Меняется изображение прямой линии на ломаную)

- Откройте глаза. Что изменилось?

- Что вы знаете про эту линию? (Выявление затруднений).

- А что бы вы хотели узнать про эту линию?

На доске ученики из заранее подготовленных таблиц составляют план действия.

План действий

- Как называется?

- Как сконструировать?

- Из чего состоит?

- Как начертить?

- Где можно увидеть?

- Какие виды?

- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.

- Про эту линию точка хочет рассказать нам интересную историю

(Учитель сопровождает рассказ показом, используя веточку)

- Однажды я гуляла на волшебной поляне. Солнышко светило ярко - ярко. Мне захотелось побегать и попрыгать. Но вдруг я обо что - то споткнулась и упала. Я наклонилась и увидела у себя под ногами вот эту веточку. Я взяла ее в руки и увидела, что она сломалась в трех местах.

- Какая интересная линия! - подумала я. Она была прямая, а стала ...

- Как же называется эта линия?

- Какая тема урока?

Открывается тема урока на доске

- На какой вопрос ответили?


- Город Линий

- Работать дружно, не ссориться, помогать друг другу.
Не смеяться над неправильным ответом.
Говорить негромко, вежливо.

- Разделить линии на группы.

(Дети выполняют группировку с обсуждением в группе)

- Отрезки, лучи и прямые.

Нам важен не цвет и толщина линий, а их название

-Отрезок, луч, прямая.

-Линия, у которой нет начала и конца. Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону.

-Отрезок - это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон.

- Луч - это часть прямой линии, ограниченная с одной стороны.

Нет, не все. Есть и другие линии.

Прямая линия превратилась в непрямую





Ломаная

Ломаная линия

Ломаная линия

Как называется эта линия.

Познавательные, регулятивные УУД: планирование, прогнозирование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, совершенствование математической речи, решение рабочих задач с использованием ИКТ (ломаная линия и её виды), повторение понятий: отрезок, прямая линия, луч,

составление плана и последовательности действий


4

Открытие новых знаний

1. Исследование ломаной линии путём практической работы.
- Попробуем сконструировать ломаную линию
- Возьмите в руки столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши
- Девочки убавьте одну палочку.
- Сколько палочек у мальчиков?

- У девочек?
- Постройте свою ломаную линию.
- Проверьте работу в парах друг у друга и помогите, если у кого-то не получилось.
- Хотите посмотреть, какие линии получились? Встаньте, походите по классу и посмотрите, какие составлены линии.

-Кому понравились работы? Действительно, много интересных и разных ломаных!
- Сколько палочек использовали мальчики?
- Сколько палочек использовали девочки?

- Что интересного заметили, моделируя линию:
- Из чего состоит ломаная линия?

- Как соединяются отрезки?
- Как следуют?

- Подведу итог тому, что вы сказали:
Вывод: точное название линии «ломаная линия» Ломаная линия состоит из отрезков, которые последовательно идут друг за другом.

Физкультминутка


-Точка предлагает нам немного отдохнуть.
(Учитель показывает карточки с выражениями. Дети находят значение выражений и выполняют действия.)

Сколько раз ногами топнем? (2+2)
Сколько раз в ладоши хлопнем? (5-3)
Мы присядем сколько раз? (4+2)
А наклонимся сейчас? (7-4)
И подпрыгнем ровно столько. (1+3)
Ай да счет! Игра и только!

2. - Когда отрезки становятся частью ломаной, у них появляется другое название. Хотите его узнать?

- Где можно узнать название?

Ученикам распределяются действия.

- Кто же узнал название частей ломаной? (Отвечают дети, которые смотрели в энциклопедии)


-Скажем слово вслух: «звено», много «звеньев».
- Показываю табличку «Звено».
- Прикрепите слово к ломаной. Ребенок прикрепляет табличку к звену ломаной, начерченной на доске)
- Сколько звеньев у нашей ломаной?

- На что похожа наша ломаная?
- Как бы вы назвали эту точку? (Учитель показывает на вершину ломаной и уточняет, что это вершина, как у горы.

Ученик прикрепляет табличку «Вершина»
- Вершины - это точки, где соединяются звенья.
- Сколько вершин у ломаной?

3. Работа по учебнику стр.4
-Каждая вершина имеет свое название.
-Рассмотрите ломаную в №1.
-Какой буквой обозначено начало ломаной?
- вершины ломаной?
- конец ломаной?
-Получилось название нашей линии. Прочитайте его.
-Как надо называть вершины ломаной?

Вывод:
-На какие вопросы дали ответ?

4. - Название линии знаем, конструировать умеем, из каких частей состоит тоже знаем.

А какое важное умение нам предстоит освоить?
-С чего можно начать построение ломаной линии?
-Точки у вас в учебнике уже есть. Назовите их.
-Что надо делать дальше?
-Как соединить?
-Какой инструмент нам понадобится? Чем будем чертить?
-Начертите.

(Дети чертят ломаную в тетради.)
-Прочитайте название ломаной линии.

- Расскажите план построения ломаной.

-На какие вопросы предстоит ответить?

-Где можно увидеть ломаную линию? (Дети рассматривают рисунки и изображения, макеты домов. крыш:

5. Виды ломаных
-Рассмотрите ломаные в учебнике № 1. Какие бывают ломаные?
-Чем отличается замкнутая ломаная от незамкнутой?
-Приведите пример замкнутой ломаной линии. Где мы с ними встречаемся?

6. Применение полученных знаний.
Учебник №2.
- Что изображено? Что общего?


- Какое задание вам придумала Точка?
- Выполните работу самостоятельно.

Самостоятельная работа
Проверка по образцу на интеракт. доске.

-Сколько вершин и звеньев у первой фигуры? Как называется? (так по всем фигурам)
-От чего зависит название многоугольника?

6 раз

6 палочек

5 палочек



-Из отрезков
-Концами

-Последовательно друг за другом.



- Можно спросить у учителя.
- Спросить у мамы.
- Посмотреть в энциклопедии.
- Посмотреть в Интернете.
- В учебнике.

- Части ломаной называются звеньям ломаной

- 4 звена

-На гору

3 вершины

А

БВГД

Е

-Ломаная АБВГДЕ

-По порядку

• Как называется линия?
• Как сконструировать?
• Из чего состоит?

-Научиться чертить ломаную линию

- Поставить точки.

-Соединить их

-Конец соединить с началом

-Линейка, карандаш

-ИКЛМН

•Поставить точки - вершины
•Последовательно их соединить
•Дать вершинам название

-Вершины гор, крыши домов и др.)

-Замкнутые и незамкнутые ломаные линии

- Геометрические фигуры)

-Ломаные линии. Есть звенья и вершины.

-Сказать сколько звеньев и вершин в многоугольнике и записать.)

-От количества вершин и звеньев

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД:

эмоциональная отзывчивость, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, совершенствование математической речи, решение рабочих задач с использованием ИКТ (ломаная линия и её виды).


5

Обобщение знаний

-О каких линиях говорили?
-Какие задачи перед собой поставили? Ответили мы на поставленные вопросы?
-Из чего ломаные линии состоят?
-Как называется часть ломаной линии?
-Какие ломаные существуют?
- У каждого из вас есть листочек ---

- Возьмите его. Найдите ломаные линии.
(У детей листок с рисунками различных линий. Около каждой линии стоит номер)
- Под какими они номерами?

-Все ли загадки ломаной линии мы разгадали?

-Ломаная линия таит в себе еще много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.

-Сегодня на уроке мы исследовали ломаную линию по плану.

Как вы думаете, по нему мы можем изучать только линии?

- О ломаных. О кривых



-По этому плану мы можем изучать не только линии, но и буквы, и цифры

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

УУД: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.


6

Итог урока. Рефлексия

-Поднимите руку кому на уроке было трудно?
-Кому было легко?
-Мы очень хорошо работали, и Точка прислала вам сюрприз
-Это ваша награда за хорошую работу

-«Орден Звездочки». Его получит каждый. Но вот загадка: почему орден звездочки?


- Контур звездочки - это замкнутая ломаная линия

Регулятивные УУД:умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


© 2010-2022