Урок литературного чтения в 1 классе УМК ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1(1 класс)
НАЧАЛО ПУТИ:
ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПОМОЩНИКИ

Страницы: (учебник) 3-5; (тетрадь) 3-4, задания № 1-5. Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления учащихся с новой учебной книгой, логикой ее построения, соотнесения новой информации с прошлым опытом общения с книгой; способствовать совершенствованию навыков беглого выразительного чтения, развития речи учащихся, пополнения словарного запаса. Планируемые результаты: личностные УУД: проявляют положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке литературного чтения; метапредметные УУД: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - знакомятся со знаками, символами, приведенными в учебнике; коммуникативные - используют в общении правила вежливости; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; получат возможность научиться находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», различать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки. Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», тетради для самостоятельной работы, хрестоматия, условные знаки; рисунок ученого кота.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Вдоль картинок вы шагали, По ступенькам-строчкам шли. Очень много вы узнали! Очень много вы прочли! Был ваш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. И теперь на книжной полке Вас другие книжки ждут.

II. Знакомство с учебником. Познавательные УУД: работа с дидактическими иллюстрациями. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи. - Прочитайте название учебника. (Литературное чтение.) - Что такое литература, как вы понимаете? (Свободные высказывания детей.) - Обратимся к толковому словарю. Чтение статьи словаря хорошо читающим учеником. Литература - произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение (научная литература, художественная литература, древнерусская литература); письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма); совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу (политическая литература, техническая литература). - Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать просто не обойтись. - Рассмотрите обложку. Что заметили? (Маша и Миша читают.)

III. Повторение правил обращения с книгой. Коммуникативные УУД: коллективная работа. - Ребята, давайте вспомним правила обращения с книгой.  Брать книгу только чистыми руками.  Книга любит одежду - обложку и закладку.  Переворачивать странички за верхний правый угол.  Не делать в книге пометок, не загибать страниц.  Если книга порвалась - ее обязательно надо «вылечить». - Почему надо беречь книги? (Ответы детей.) - Объясните смысл пословиц и поговорок:  С книгой жить - век не тужить.  Кто много читает, тот много знает.  Хорошая книга - лучший друг. Задание (по желанию): к следующему уроку подберите свои пословицы о книге.

IV. Условные обозначения в учебнике. Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в громкоречевой форме. Образец условных обозначений - на доске. - Обратите внимание: у нашего нового учебника есть помощники - рабочая тетрадь и хрестоматия. - Какие виды работ, предлагаемые автором учебника, вам знакомы? Особенно нравятся? (Свободные высказывания детей.)

Урок литературного чтения в 1 классе УМК ПНШФизкультминутка

Поднимает руки класс - это «раз».

Повернулась голова - это «два».

Руки вниз, вперед смотри - это «три».

Руки в стороны пошире, развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

V. Знакомство с темой главы I. 1. Знакомство с героями путешествия. - Сегодня мы начитаем путешествие с Машей и Мишей. Кот ученый будет нас сопровождать По лесам дремучим, По рекам кипучим, По сказкам интересным, По дорогам заповедным. - Знакомьтесь, ребята, вот он (показ иллюстрации). - Что вы знаете о нем? (Ответы детей.) Кот ученый - мастер рассказывать сказки. В сказке может все случиться, Наша сказка впереди... Сказка в двери к нам стучится. Скажем сказке: «Заходи!» Однажды Машенька говорит: - Смотри, братец, В комнате светло! Какой денек хороший: Солнечно, тепло! Берем с тобою по лукошку - И скорее в путь-дорожку. 2. Работа по учебнику (с. 3). - Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный лес.) - Какие препятствия надо преодолеть? Перечислите их. - Давайте поможем Маше и Мише. Кот ученый протянул детям шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Что это за волшебные предметы? (Сапоги-скороходы - это сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага - и оказаться в другой стране. Шапка-невидимка - это головной убор, надев который, его владелец становится невидимым.) - Подумайте, что выберет Маша, а что Миша? Почему? (Шапка-невидимка поможет любознательному заглянуть во все потаенные уголочки волшебной страны, разгадать все тайны; сапоги-скороходы помогут преодолеть трудный путь. Варианты ответов: я думаю, что сапоги-скороходы выберет Маша, потому что ей надо быстрее преодолеть огороды Бабы-яги, а Миша в это время незаметно, с помощью шапки-невидимки, обойдет препятствия, ведь мальчик сильный и смелый, хотя и маленький; а я думаю, что Маша - старшая и смелая девочка - выберет шапку-невидимку и осторожно пройдет через огород, а Миша - младший - возьмет сапоги-скороходы и в один шаг пробежит путь, даже не устав.) - Какие еще волшебные предметы могут быть в хранилище кота ученого? (Предположения детей.) 3. Работа по тетради. а) Отработка навыка чтения (задания № 1, 2). б) Работа по группам (задание № 3). (Дюймовочка - ласточка, дед и баба - курочка Ряба, Буратино - золотой ключик, Емеля - щука, печка.) - Какие из этих сказок вам знакомы? Какие вы уже читали самостоятельно? 4. Индивидуальная работа по карточкам. Хорошо читающие дети получают карточки с отрывками из сказок, готовятся зачитать их классу.

Карточка 1 «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванью Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное, для топки очага в зимнее время. - Неплохая вещь, - сказал сам себе Джузеппе, - можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола... Джузеппе надел очки, обмотанные бечевкой, - так как очки были тоже старые, - повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенный тоненький голосок пропищал: - Ой-ой, потише, пожалуйста!»

(«Буратино, или золотой ключик».)

Карточка 2 «Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил - не разбил; баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

(«Курочка Ряба».)

Карточка 3 «Хорошенькая лакированная ореховая скорлупка была колыбелью Дюймовочки, синие лепестки фиалки служили ей перинкой, а лепесток розы - одеялом. Здесь она спала ночью, днем же играла на столе. Женщина ставила на стол тарелку с водой, окружая ее венком из цветов, стебельки которых лежали на воде, в тарелке плавал большой тюльпановый лист, и на нем Дюймовочка могла кататься с одного края тарелки на другой, причем веслами ей служили два конских волоса. Это было прелестно!»

(«Дюймовочка».)

Карточка 4 «Потом зачерпнул в ведра воды и поставил их на льду, а сам стоял подле проруби и смотрел в воду. В то самое время увидел дурак, что плавала в той проруби пребольшая щука; а Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать, и для того стал понемножку подходить; подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив за пазуху, хотел идти домой».

(«По щучьему велению».) 5. Работа над стихотворением А. Пчельникова «Репей» (тетрадь, задание № 4). - Прочтите стихотворение А. Пчельникова «Репей» сначала медленно по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения. - Какое настроение вызвало это стихотворение? - Можно ли действительно назвать репей несчастным? Познавательные УУД: перечитывание текста с осуществлением поиска нужных строк. - Из какой строчки видно, что он надоедливый? Подчеркните эту строчку. Выразительное чтение стихотворения «Репей». 6. Проверка индивидуальной работы. Чтение отрывков из сказок.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК ПНШФизкультминутка Ветер дует нам в лицо, Наклоны вправо-влево. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Присесть, спина прямая. Деревцо все выше, выше. Встать на носки. 7. Работа по учебнику (с. 4-5). - Рассмотрите карту нашего пути. Нелегким будет путь в Волшебный лес. Мы в волшебство нырнем с тобой, Не покидая парту. Страну Чудес своей рукой Мы нанесем на карту. Лежит на севере тот лес, А может, на востоке? Он страшный иль красивый, Жестокий или добрый? Не можем знать мы - ты и я - Все о Волшебном лесе. Но из него придут друзья, И станет интересней! - Ой, а это кто? Сказочный я элемент, У меня есть документ. На метле своей летаю И детишек я пугаю. - Кто это? (Баба-яга.) Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой. Зачем Баба-яга их выращивает? (Варить колдовское зелье, чтобы был труден путь в Волшебный лес и т. д.) - Кто у нас самый внимательный? Скажите, если мы выполним даже самые трудные задания на огородах Бабы-яги, мы попадем в Волшебный лес? (Нет, на карте есть еще пещера Эхо.) 8. Работа по тетради. - Сколько интересного ждет нас впереди! Ой, а это кто? Учитель читает стихотворение Е. Серовой «Репейник» (тетрадь, задание № 5). 9. Работа по учебнику. Личностные УУД: самоопределение - выполнение задания, ориентирующего оказать помощь сквозному герою Маше, которая в этом нуждается при решении задачи: объяснение значения слова «докучать», выбор правильного ответа. Познавательные УУД: логические - формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать». - Найдите и прочитайте в учебнике (с. 4-5), какое задание просит нас выполнить репейник. (Рассказать докучную сказку.) - Маша и Миша пообещали рассказать, но они не знают, что такое «докучная сказка», а вы, ребята, знаете? (Предположения детей.) - Что значит скучать? (Бездельничать, грустить, не с кем играть, говорить.) В нашем случае: «Миша докучал мне и мешал (!) делать уроки». Можно ли сказать, что он бездельничал, грустил, ему не с кем было общаться? (Нет, он мешал делать уроки.) - Какое же слово поможет нам объяснить значение слова «докучать»? (Надоедать.) Замените слова «докучал» и «докучай» в тексте словом «надоедать». Прочитайте предложения. - Что изменилось? А что осталось прежним? (Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.) Из предложенных слов выберите то, которое близко по смыслу слову «надоедать». (Приставать.) Замените слова «докучал» и «докучай» словом «приставать». Прочитайте предложения. («Миша приставал ко мне и мешал делать уроки. Не приставай, Миша!») Примечание. во время составления предложений учитель обращает внимание детей на правильное построение. Чтение статьи учебника (с. 5). 10. Обобщение. - Ребята, кот ученый предлагает Маше и Мише вернуться домой. Они решили найти в словаре определение «докучная сказка». А что вам хочется сделать дома? О чем вы расскажете дома родителям?

VI. Итог урока. Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями). - Сравните иллюстрации (с. 4, рабочая тетрадь) к стихотворениям. - Репей и репейник растут на огородах Бабы-яги? Почему вы так решили? - Прочитайте стихотворение «Репейник». Подчеркните строчку, где есть сравнение. - С кем поэт сравнивает репейник? (С ежом.) Еж будет нашим волшебным помощником, он поможет нам закончить урок. Коммуникативные УУД: чтение по цепочке. Работа в парах. Выразительное чтение диалога. - Еж, ты что такой колючий? - Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи. - Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.) - Завтра будет новый день и новые истории.



© 2010-2022