Технологическая карта к уроку литературное чтение (обучение грамоте) по теме Знакомство с буквами Мм

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по литературному чтению (обучение грамоте)

№ 30 Дата 21.10.2015 класс 1-а Учитель Лебедева Елена Вадимовна

Целевой блок Тема

Священные сооружения Священные сооружения

Знакомство с буквой Мм Цель урока

Познакомить с графическим изображением звуков [м] и [м'] - печатного и письменного.

Планируемые результаты Предметные:

познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  1. Познавательные УУД:
формировать устойчивый интерес к получению новых знаний
  1. Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, аргументированно высказывать свою точку зрения, выслушивать мнения других


Личностные:

Уточнить понятие «дружба», учиться работать в паре

Инструментальный блок Задачи урока Образовательные: познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; познакомить с понятием «дружба» Способствовать развитию: речи, образного мышления, фонематического слуха; обогатить словарный запас обучающихся, помочь в овладении выразительными средствами языка; развивать умение выражать свои мысли и чувства Воспитательные: формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. воспитывать внимание, аккуратность, старание, сознательное отношение к учебе. Тип урока

Урок открытия нового знания Учебно-методический комплекс

1. Учебник «Букварь» для 1 класса 1 часть

М. «Вентана-Граф» 2015

Журова Л.Е., Евдокимова О.А.

2. Коррекционно-развивающая тетрадь «Я учусь птсать и читать»

Кузнецова М.И.

3. «Прописи» 2 часть Безруких М.М., Кузнецова М.И.

4. «Русский язык. Обучение грамоте». Методические комментарии к урокам. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

Организационно-деятельностный блок Основные понятия

Звук, буква, звуки гласные и соглассные, твердые и мягкие согласные звуки Организация пространства Информационный материал: «Букварь» стр. «Я учусь писать и читать» стр. Демонстрационный материал: презентация Раздаточный материал: картинки дом, рука, уж, жук,барабан, арбуз. Фишки для звуко-буквенного анализа слов. Технология (элементы технологий)

Элементы проблемного обучения, поисковый метод в обучении, работа в парах Межпредметные связи

Ход урока Содержание деятельности учителя: Содержание деятельности обучающихся:

1 этап. Мотивационно-целевой

- Прозвенел звонок,

Встали на урок.

- Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.

- Ребята, пока я шла к вам на урок, мои буквы запутались. Их надо правильно расставить.

- Я буду называть букву, а вы ее пишите себе в блокнот в нужный ряд.

1 слайд

Технологическая карта к уроку литературное чтение (обучение грамоте) по теме Знакомство с буквами Мм

Если дружбой дорожить,

Можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора из любого спора.

- Назовите первый звук в каждом слове.

- Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)

- Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)

- Послушайте стихотворение о дружбе.

2 слайд

Технологическая карта к уроку литературное чтение (обучение грамоте) по теме Знакомство с буквами Мм

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда - не беда,

Если рядом друзья настоящие.

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)

- Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова - подпевайте.

- О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?

- Рассмотрите картинку. Кто изображен?

3 слайд

Технологическая карта к уроку литературное чтение (обучение грамоте) по теме Знакомство с буквами Мм

- Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

Организовывают рабочее место

Учащиеся самостоятельно выполняют задание учителя, а один ученик у доски.



У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.



Звучит песня «Улыбка».

Поют песню «Улыбка»

2 этап. Операционно-деятельностный

1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.

- Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».

- Он гласный или согласный?

- Какой это согласный: твердый или мягкий?

- Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

- Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».

- Он гласный или согласный?

- Какой это согласный: твердый или мягкий?

- Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

- А какой буквой обозначаются звуки [м], [м']? (Буквой М.)

Вот качели - буква М!

Здесь качаться можно всем!

4 слайд

Технологическая карта к уроку литературное чтение (обучение грамоте) по теме Знакомство с буквами Мм

Е. Тарлапан

- Из каких элементов состоит буква М?

- На что похожа буква М?

- Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

- А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?

Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».

2. Чтение слогов. Работа по учебнику.

Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,

А за ним ежатки, малые ребятки.

«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».

- Какую букву нашёл ёжик?

Прибежал веселый А, почитали дети - ма.

Прибежал задорный О, прочитали дети - мо.

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети - мя.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети - мы.

Прибежал игривый И, прочитали дети - ми.

Прибежал упрямый У, прочитали дети - му.

Прибежал забияка Ё, прочитали дети - мё.

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети - мю.

Прибежал обжора Э, прочитали дети - мэ.

Прибежал звонкий Е, почитали дети - ме.

ма - мо - мя - мы - ми

му - мё - мю - мэ - ме

5 слайд

Технологическая карта к уроку литературное чтение (обучение грамоте) по теме Знакомство с буквами Мм

3. Составление слов.

- Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м'] интонационно.

4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши».

- Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м.

- Впишите букву м в пустые квадратики.

- Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.)

- Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

- Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука - [й'] и [а].)

- Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.)

- Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.)

2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши».

- Перед вами две строчки слов.

- Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.)

- Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.)

- Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.)

- Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы - а, м, а.)

Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно.

Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.)

5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.

- Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)

- Кто автор? (В. Орлов.)

- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.

О-би-дел - обидел.

У-да-рил - ударил.

Дру-жи-ли - дружили.

Не по-де-ли-ли - не поделили.

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.

- О ком это стихотворение?

- Кто задает вопросы мальчикам?

- Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

- Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

- Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)

- Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы - друзья».

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я -

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём.

Даже вместе... отстаём!

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

- Что-то, Вова, позабыл!

- И я забыл...

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

- Я как стукну!

- Я как тресну!

- Он как даст!

- А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,

А она ещё смеется:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

- Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)

6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.

- Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)

- Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)

- Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)

7. Работа в парах.

- Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя - рубашка; моё - ведро; платье, мой - велосипед; мои - брюки, кубики.)

- Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).

- Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)

- Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)

- Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)

- Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

- Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)

8. Дифференцированная работа по учебнику.

а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):

- Прочитайте начала предложений и закончите их.

- Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)

- В чьих именах есть звук [м] или [м']? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.

б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):

- Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.

Оставление с помощью фишек схем слов Маша и Миша.





Физкультминутка


Чтение слогов.



Учащиеся придумывают слова со звуками [м], [м'].

Учащиеся выполняют работу дифференцированно.













Работа в парах. Дополнение групп слов



Дифференцированная работа по учебнику.

3 этап. Оценочно-рефлексивный

- Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает буква М?

- Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)

- Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)

- Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?

- Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.)

Если есть друзья на свете -

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим -

Дружбы этой не порвать.

-Встаньте те, кто считает, что он сегодня хорошо поработал и доволен своей работой, узнал что-то новое.

Учащиеся отвечают на вопросы

.


Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Домашнее задание Не задается



© 2010-2022