Конспект занятия № 66 по Букварёнку Г. Юдина по теме Знакомство с буквами Ь и Ъ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ .» Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ .

  • Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка ; «Букварёнок» Г.Юдина ( с. 130-133, 194-195 ), тетрадка с буквами и картинками, дневник;
  • для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

Ход занятия:

  1. Игра «Путаница».

Называем буквы и слияния по заданию учителя.

1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.

  1. Знакомство с Ь знаком.

К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?

Проблемная ситуация.

( Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)

«Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.» ( В. Степанов)

«Мягкий знак - хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква МЯГКИЙ ЗНАК.»



- Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ. Хотите проверить? Пожалуйста! УГОЛ - УГОЛЬ МЕЛ - МЕЛЬ ШЕСТ - ШЕСТЬ МОЛ - МОЛЬ ( Объясняем значение каждого слова.) - А , ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком… Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК». ( «Занимательное азбуковедение» с. 368- 369) Работаем с кассой и магнитной доской. «Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости. Вот как-то раз С пошла в гости к Я. Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? ( ЛЕ). Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ. Какими стали согласные? МЯГКИМИ. Буквы жили , не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. - Что это за буква?- возмущались они. - Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит… Никто с этой буквой не дружил , не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой. «Без головы, а в шляпе, Одна нога - и та без сапога». ( Ребята отгадывают.) - Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово. Дети тоже составляют слово «гвоздь». А у букв получается «ГВОЗД»… - Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [д] в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый… И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось? Дети читают: «ГВОЗДИ». «Лучше я встану», - сказала буква Я. Получилось… «ГВОЗДЯ». «Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы. - Что же делать? Ребята, подскажите. ( Надо подставить Ь знак.) - Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец. - Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята. Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв… Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога, раскинув широко. ( ЛОСЬ)

Спит или купается, Всё не разувается: День и ночь на ножках Красные сапожки. ( ГУСЬ) Кто приходит, Кто уходит - Все её за ручку водят. ( ДВЕРЬ)

  1. Игра «Баскетбол». ( Соревнование.)
Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?
  1. Физкультминутка «Море волнуется раз,
Море волнуется два, Море волнуется три… ( варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)
  1. Загадки Ь знака:
- Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске. СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее? «В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной отправляется…( МЕДВЕДЬ)». «Уж очень вид у них чудной: У папы локоны волной, А мама ходит стриженной. На что она обижена? Недаром часто злится На всех мамаша …. ( ЛЬВИЦА).»
  1. Физкультминутка «капитаны».
  2. Знакомство с Ъ знаком.
-Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ. Чем они похожи и чем отличаются? А) «Мягкий знак живёт беспечно, Он без кепки ходит вечно.» ( Показ Ь знака.)

«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК, Кепку носит только так!» ( Показ Ъ знака.) ( А Шибаев) - На что ещё похож Ъ знак? ( Обсуждение.)

«Зачерпни воды ковшом, Суп съедим, чайку попьём!» ( Г. Виеру) «Из ведра не просто так Нам воды напиться: Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК, Чтобы не облиться.» ( В. Степанов)

  1. Чем ещё отличаются эти знаки?
Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ. То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!

Например: СЕМЬ ( Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.) СЪЕМ ( Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)

  1. Игра «Хоккей».
На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками. Представители экипажей читают эти слова по очереди. СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков? РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ

  1. Игра «Разведка».
А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ». Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».

  1. Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.
  2. Итог занятия.
  3. Подведение итогов соревнования экипажей.
  4. Выставление улыбающихся солнышек.




























© 2010-2022