- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия № 66 по Букварёнку Г. Юдина по теме Знакомство с буквами Ь и Ъ
Конспект занятия № 66 по Букварёнку Г. Юдина по теме Знакомство с буквами Ь и Ъ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щербакова О.А. |
Дата | 13.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.
Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ .» Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ .
- Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка ; «Букварёнок» Г.Юдина ( с. 130-133, 194-195 ), тетрадка с буквами и картинками, дневник;
- для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.
Ход занятия:
-
Игра «Путаница».
Называем буквы и слияния по заданию учителя.
1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.
-
Знакомство с Ь знаком.
К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?
Проблемная ситуация.
( Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)
«Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.» ( В. Степанов)
«Мягкий знак - хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это буква МЯГКИЙ ЗНАК.»
- Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ. Хотите проверить? Пожалуйста! УГОЛ - УГОЛЬ МЕЛ - МЕЛЬ ШЕСТ - ШЕСТЬ МОЛ - МОЛЬ ( Объясняем значение каждого слова.) - А , ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком… Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК». ( «Занимательное азбуковедение» с. 368- 369) Работаем с кассой и магнитной доской. «Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости. Вот как-то раз С пошла в гости к Я. Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? ( ЛЕ). Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ. Какими стали согласные? МЯГКИМИ. Буквы жили , не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. - Что это за буква?- возмущались они. - Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит… Никто с этой буквой не дружил , не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой. «Без головы, а в шляпе, Одна нога - и та без сапога». ( Ребята отгадывают.) - Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово. Дети тоже составляют слово «гвоздь». А у букв получается «ГВОЗД»… - Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [д] в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый… И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось? Дети читают: «ГВОЗДИ». «Лучше я встану», - сказала буква Я. Получилось… «ГВОЗДЯ». «Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы. - Что же делать? Ребята, подскажите. ( Надо подставить Ь знак.) - Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец. - Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята. Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв… Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога, раскинув широко. ( ЛОСЬ)
Спит или купается, Всё не разувается: День и ночь на ножках Красные сапожки. ( ГУСЬ) Кто приходит, Кто уходит - Все её за ручку водят. ( ДВЕРЬ)
- Игра «Баскетбол». ( Соревнование.)
- Физкультминутка «Море волнуется раз,
- Загадки Ь знака:
- Физкультминутка «капитаны».
- Знакомство с Ъ знаком.
«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК, Кепку носит только так!» ( Показ Ъ знака.) ( А Шибаев) - На что ещё похож Ъ знак? ( Обсуждение.)
«Зачерпни воды ковшом, Суп съедим, чайку попьём!» ( Г. Виеру) «Из ведра не просто так Нам воды напиться: Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК, Чтобы не облиться.» ( В. Степанов)
- Чем ещё отличаются эти знаки?
Например: СЕМЬ ( Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.) СЪЕМ ( Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)
- Игра «Хоккей».
- Игра «Разведка».
- Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.
- Итог занятия.
- Подведение итогов соревнования экипажей.
- Выставление улыбающихся солнышек.