Урок по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ № 8






Номинация «Урок-исследование»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«Растения и животные поля».









Кострюкова Юлия Ивановна

учитель начальных классов

[email protected]

89277523730

Программа учебного курса

по окружающему миру

(Автор: Плешаков А.А.)

УМК образовательная система «Школа России»









2014 г






Аннотация.


Этот урок позволяет развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

В результате изучения данной темы учащиеся должны знать и понимать об общих условиях, необходимых для жизни живых организмов.

Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за живыми организмами, обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения.

На момент проведения урока у учащихся сформировано понятия «части растения», «птицы», «звери», познакомились с разнообразием животных, изучили свойства воды и снега.

В течение всего урока используется интерактивные формы обучения, условия которых направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно.


Возраст учащихся: 4 класс, общеобразовательной школы





















Урок

Название урока: «Растения и животные поля».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: гербарные образцы и таблицы полевых культур: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха; семена хлебных растений и изделия из них; нож; дневники наблюдений; презентация «ПОЛЕ», компьютер, проектор с экраном.

Использованная литература:

  1. учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова: В 2 ч. 4 класс (М.: Просвещение);

  2. «100 заданий по природоведению»: Рабочая тетрадь А.А. Плешакова. 4 класс (М.: Вита - Пресс)

  3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. Дмитриева О.И., Максимова Т.В.

Цель урока: дать представление о полях как обширных пространствах, где человек выращивает культурные растения.

Задачи:


  1. обучающая - познакомить учащихся с важнейшими полевыми культурами; научить распознавать их по внешнему виду и семенам;


  1. развивающая - продолжить работу по развитию речи, мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать; развивать наблюдательность, навыки самостоятельной и творческой работы;


  1. воспитательная - продолжить работу по воспитанию чувства коллективизма, товарищества; по формированию материалистического мировоззрения; расширение кругозора учащихся.


Ход урока

I. Организация класса.

II. Самоопределение к деятельности

- Ребята, вы заметили, что мы изучаем растения и животных по месту обитания.

- Рассмотрели, что растет и кто живет в лесах, на лугах. (Слайд №1, 2) А сегодня познакомимся с растениями и животными поля. (Слайд №3)

Каждый слайд рассматривается и обсуждается.

III. Работа с «Дневником наблюдений»

- Ребята, давайте вспомним тот день, когда мы были на экс­курсии - 12 сентября. И сравним погоду этого дня и погоду се­годняшнего дня. Откройте дневники наблюдений, проанализи­руйте состояние погоды и сравните.

12 сентября - день осени, а 15 января - день зимы.

12.09.05 г.

I ясный день

температура выше 0°

(t = +15°С)

осадков не было

ветер южный

15.01.06г.

пасмурный

нижеО0

идет снег

ветер северо-западный

Погода этих дней характерна для соответствующих им сезонов.

- Какие изменения произошли в живой природе? (В живой природе за этот промежуток времени произошли большие изменения: улетели перелетные птицы, некоторые животные погрузились в зимнюю спячку, исчезли насекомые, опали листья с деревьев и т. д.)

- Почему в живой природе такие большие изменения? (Потому что изменилась неживая природа.)

- Что является основной причиной изменения неживой при­роды?

(В первую очередь влияет положение солнца над горизон­том. В сентябре солнце высоко поднимается над горизонтом, а в январе - очень низко. И поэтому наша планета получает раз­ное количество тепла в сентябре и в январе. И изменение по­ложения солнца приводит к изменениям в неживой природе, которые являются причиной изменения в живой природе.)

- Ребята, скажите, как изменилась деятельность человека?

(В сентябре человек собирал урожай, сеял озимые, готовил корм домашним животным, а сейчас, в январе, он готовит тех­нику к весенним работам.)

IV. Открытие нового знания.

1. Растения поля: хлебные, овощи. Использование их че­ловеком.

- Теперь проведем небольшие опыты и практические работы с растениями поля. На полях сеют и выращивают культурные растения. Какие из них выращивают на наших полях?

(На наших полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, кукурузу.)

- Найдите у себя на столе рожь и рассмотрите ее. (Слайд № 4)

- Какое это растение: травянистое, дерево или кустарник? (Это травянистое растение.)

- Рассмотрите корни ржи. Что можно сказать о них? (Слайд №5)

(У ржи много одинаковых тоненьких корешков. Все они отходят от нижней части стебля.)

- Какие особенности поверхности имеет стебель ржи?

(Стебель круглый и гладкий. Толщина не везде одинакова, на стебле есть утолщения.)

- Теперь разломайте стебель, посмотрите, что внутри? (Стебель внутри пустой.)

- Такой стебель называется полым. Еще такой стебель назы­вается соломой.

- Ребята, что находится на верху стебля?

(На верху стебля - колос, в котором «держатся» зерна. В колосе много зерен.)

- Сколько зерен в колосе? (В колосе много зерен.)

- Да, одно посеянное зерно дает несколько. Теперь отделите несколько зерен и обратите внимание на форму, размеры, окра­ску зерен. (Слайд №6)

(У ржи зерна вытянутые, маленькие, желтые, почти золо­тые.)

- Хорошо. Сейчас мы работали с образцом ржи по плану:

1. Жизненная форма растений.

2. Характеристика корня.

3. Характеристика стебля.

4. Характеристика соцветия.

5. Характеристика зерна.

Теперь возьмите пшеницу, ячмень, овес и по такой же схеме проведите сравнение этих растений (мысленно проведите ана­лиз, а потом дайте сравнение). (Слайды № 7,8, 9)

Ответы учащихся:

1. Пшеница, ячмень, овес - травянистые растения;

2. Форма корней похожа - много тоненьких корешков;

3. Стебель у всех - соломинка;

4. На стебле колос у пшеницы и ячменя, у овса - метелка;

5. У пшеницы зерна «голые», а у ячменя и овса покрыты че­шуйками.

- Теперь разрежьте зерна и посмотрите, какого цвета они внутри?

(Зерна внутри белые.)

- Для чего человек выращивает рожь? (Из ржи получают ржаную муку, а из нее готовят хлеб.) (Слайд№10)

- Какие продукты получают из зерна пшеницы? (Тоже получают муку, хлебные изделия.) (Слайд №11)

- А как нужно относится к хлебу? (К хлебу нужно относится бережно! Не выбрасывать его!!)(Слайд №12)

- Как люди используют солому? (Солома идет на корм до­машним животным.)

- Все растения, из зерна которых получают муку и крупу, называются хлебными.

- К хлебным растениям относится и гречиха. Из ее зерен по­лучают крупу. Гречневая крупа очень ценная. Каша из нее очень питательная. Гречиха - прекрасный медонос. (Слайд №13)

(Слайд №14 картофельное поле.)

- Какие еще растения выращивает человек на поле кроме хлебных? (На полях можно увидеть картофель, капусту, свек­лу. Это овощи.)

- Правильно. Сейчас проанализируйте рисунки с изображе­нием картофеля, клубней и дайте описание этого растения. (Слайд №15)

(Картофель - травянистое растение. На корнях образуют­ся клубни. Стебель зеленый, круглый. Но не ровный. Есть подземные стебли. В середине лета картофель цветет белыми, розовыми цветками. После отцветания образуется плод-ягодка с семенами внутри. Размножается клубнями. Был завезен Ко­лумбом из Америки.)

- В клубнях картофеля много крахмала, витаминов и раз­личных солей, нужных для организма человека.

- Как же называются все растения, которые выращивает че­ловек на поле?

(Растения, выращиваемые человеком, называются культур­ными.)

2. Сорные растения поля.

- Скажите, на поле растут только культурные растения?

(На поле кроме культурных растений можно встретить дикие растения, сорняки.) (Слайд № 16)

Учитель предлагает послушать стихотворение удмуртско­го поэта Флора Васильева и ответить на вопрос: «О каких растениях рассказывается в нем?»

Читает стихотворение учитель.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море -

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза-васильки.

- К каким группам относятся эти растения? (Сорные растения)

- Какие сорняки вы знаете? (Лебеду, пырей, пастушью сум­ку, осот.)

Несколько учеников зачитывают подготовленные сообщения о сорняках.

- Рассмотрите гербарный образец пастушьей сумки, опиши­те его. (Слайд №17)

(Пастушья сумка - травянистое растение, у которого очень много тонких корней, стебель невысокий, листья у самого корня очень большие, цветы белые. Семена похожи на сумку пастуха.)

- Теперь вспомните, какую особенность имеет подземная часть корневища пырея? (Слайд №18)

(У пырея очень длинное корневище, от него отходят тонкие корни пучками.)

- Почему с пыреем и другими сорняками трудно бороться? (Если в земле остается хоть кусочек корневища, то от него

вырастут новые растения. А другие сорняки дают очень много семян, и уничтожать их надо до того, как эти семена созреют.)

- Почему так говорят: «Пырей да лебеда для посевов беда». (Если на поле будет много сорняков, то они заглушат куль­турные растения. Будет плохой урожай,)

- Так как же называют эти растения? (Это вредные расте­ния.)

Физкультминутка

Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая.

По тебе от ветру

Словно в синем море

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

Ю. В. Жадовский

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

3. Животные поля.

- Скажите, можно ли на поле встретить животных? И каких? (На полях живут хомяки, мыши, суслики и много птиц.)(Слайд № 19)

- Вы готовили сообщения о животных поля. А теперь мы прослушаем рассказы о животных поля некоторых учеников.

1-й ученик. Я расскажу о хомяках (Показывает картинку с изображением животного.) Это грызуны. У них незаурядная внешность, довольно крупные до 30 см. Живут в норах.

- Кто расскажет о мышах и полевках?

2-й ученик. Мыши питаются в основном семенами расте­ний, на зиму делают запас в норках. А полевки поедают глав­ным образом стебли. Они деятельны и зимой прокладывают под снегом ходы, запасов не делают

- Эти животные приносят вред человеку, поедая культурные растения. Назовите тех животных, которые помогают человеку бороться с вредными.

(Человеку помогают сохранить урожай совы. Они ночью вылетают на охоту. Днем спят.

Грачи, ласточки, стрижи поедают насекомых: гусениц, жуков.) (Слайд № 20)

- Как вы думаете: почему на полях не живут крупные жи­вотные?

(Поле - открытый участок, и крупным животным негде спрятаться от врага.)

- Молодцы! Ребята, посмотрите на экран. Здесь 3 картины. На какой из них изображено поле? (Слайд № 21)

(На 1-й картине изображено поле.)

- Почему? Проанализируйте и сравните картины поля, луга, леса.

(Поле - это обширное пространство, где человек выращи­вает культурные растения. На 1-й картине изображено огром­ное пространство, на котором растет кукуруза. Значит, это поле.)

- Что изображено на 2-й и 3-й картинах?

(На 2-й картине изображен луг, т. к. здесь растения травя­нистые, дикорастущие. На 3-й - лес, т. к. есть и травянистые растения, кустарники и деревья.)

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Как вы отличили поле от луга? (На поле культурные рас­тения растут, а на лугу - дикие. Это отличие. А сходны тем, что растут на поле и на лугу травянистые растения.)

- Чем отличается поле от леса? (На поле растут травяни­стые растения, а в лесу деревья.)

- Хорошо. Сейчас я буду читать загадки, вы будете отгады­вать и объяснять свой ответ.

• В дом зерно возьмет -

Каравай вернет.

(Это хлебное поле. В загадке оно называется «домом». Поле засевают зерном, поливают, пропалывают, собирают урожай. Одно зерно дает много зерен. Из зерен делают муку, из которой пекут хлеб. И получается, что человек сеет зерно, а получает каравай.)

• Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(Это колос.)

- Почему колос - это «дом»?

(В колосе укреплены зерна, колос «дом», а зерна - «дети».)

- «Стены» дома?

(Стены желтые - говорят, будто они «позолочены». Став­ни «заколочены» и поэтому зерна не высыпаются.

«Столб золотой» - это стебель, он ходит ходуном, потому что стебель высокий, ветер дует и качает «дом».)

• Черная гора, а всем мила?

(Это ржаной хлеб. Он всем мил, т.к. хлеб всему голова, его человек ест. «Черная гора», т. к. мука из ржи темная.)

• И зелен, и густ на грядке вырос куст

Покопай немножко:

Под кустом...

(Картошка!!!

Потому что у картошки клубни использует человек в пищу, а они под кустом. Куст потому, что несколько стеблей)

• Маленький рост, Длинный хвост,

Серенькая шубка, Остренькие зубки.

(Это мышь. Зубы острые - это грызун. Мышка очень ма­ленькая, серая, с длинным хвостом.)

• Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

По полям кочует -

Коноплю ворует.

(Это воробей - маленькая птичка серого цвета.)

VI. Рефлексия деятельности.

- С растениями и животными какого места обитания мы по­знакомились? (С растениями и животными поля.)

- Какие группы растений можно встретить в поле?

- Как называются растения, которые выращивает человек?

- Назовите растения-сорняки.

- Назовите особенности животных поля. (Маленькие разме­ры, темная окраска.)

- Какие животные спасают урожай?

Молодцы! Мы сегодня очень хорошо поработали! (Слайд 22)

Домашнее задание: Дома вам надо составить список расте­ний, которые выращивают на наших полях, список животных, птиц наших полей на альбомном листе, на другом листе схема­тично изобразить причинно-следственные связи в случаях:

1. Если человек ведет борьбу с сорняками и вредит живот­ным;

2. Если такой борьбы нет.


© 2010-2022