- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру
Урок по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кострюкова Ю.И. |
Дата | 12.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ СОШ № 8
Номинация «Урок-исследование»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Растения и животные поля».
Кострюкова Юлия Ивановна
учитель начальных классов
89277523730
Программа учебного курса
по окружающему миру
(Автор: Плешаков А.А.)
УМК образовательная система «Школа России»
2014 г
Аннотация.
Этот урок позволяет развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
В результате изучения данной темы учащиеся должны знать и понимать об общих условиях, необходимых для жизни живых организмов.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за живыми организмами, обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения.
На момент проведения урока у учащихся сформировано понятия «части растения», «птицы», «звери», познакомились с разнообразием животных, изучили свойства воды и снега.
В течение всего урока используется интерактивные формы обучения, условия которых направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно.
Возраст учащихся: 4 класс, общеобразовательной школы
Урок
Название урока: «Растения и животные поля».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: гербарные образцы и таблицы полевых культур: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха; семена хлебных растений и изделия из них; нож; дневники наблюдений; презентация «ПОЛЕ», компьютер, проектор с экраном.
Использованная литература:
-
учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова: В 2 ч. 4 класс (М.: Просвещение);
-
«100 заданий по природоведению»: Рабочая тетрадь А.А. Плешакова. 4 класс (М.: Вита - Пресс)
-
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. Дмитриева О.И., Максимова Т.В.
Цель урока: дать представление о полях как обширных пространствах, где человек выращивает культурные растения.
Задачи:
-
обучающая - познакомить учащихся с важнейшими полевыми культурами; научить распознавать их по внешнему виду и семенам;
-
развивающая - продолжить работу по развитию речи, мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать; развивать наблюдательность, навыки самостоятельной и творческой работы;
-
воспитательная - продолжить работу по воспитанию чувства коллективизма, товарищества; по формированию материалистического мировоззрения; расширение кругозора учащихся.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Самоопределение к деятельности
- Ребята, вы заметили, что мы изучаем растения и животных по месту обитания.
- Рассмотрели, что растет и кто живет в лесах, на лугах. (Слайд №1, 2) А сегодня познакомимся с растениями и животными поля. (Слайд №3)
Каждый слайд рассматривается и обсуждается.
III. Работа с «Дневником наблюдений»
- Ребята, давайте вспомним тот день, когда мы были на экскурсии - 12 сентября. И сравним погоду этого дня и погоду сегодняшнего дня. Откройте дневники наблюдений, проанализируйте состояние погоды и сравните.
12 сентября - день осени, а 15 января - день зимы.
12.09.05 г.
I ясный день
температура выше 0°
(t = +15°С)
осадков не было
ветер южный
15.01.06г.
пасмурный
нижеО0
идет снег
ветер северо-западный
Погода этих дней характерна для соответствующих им сезонов.
- Какие изменения произошли в живой природе? (В живой природе за этот промежуток времени произошли большие изменения: улетели перелетные птицы, некоторые животные погрузились в зимнюю спячку, исчезли насекомые, опали листья с деревьев и т. д.)
- Почему в живой природе такие большие изменения? (Потому что изменилась неживая природа.)
- Что является основной причиной изменения неживой природы?
(В первую очередь влияет положение солнца над горизонтом. В сентябре солнце высоко поднимается над горизонтом, а в январе - очень низко. И поэтому наша планета получает разное количество тепла в сентябре и в январе. И изменение положения солнца приводит к изменениям в неживой природе, которые являются причиной изменения в живой природе.)
- Ребята, скажите, как изменилась деятельность человека?
(В сентябре человек собирал урожай, сеял озимые, готовил корм домашним животным, а сейчас, в январе, он готовит технику к весенним работам.)
IV. Открытие нового знания.
1. Растения поля: хлебные, овощи. Использование их человеком.
- Теперь проведем небольшие опыты и практические работы с растениями поля. На полях сеют и выращивают культурные растения. Какие из них выращивают на наших полях?
(На наших полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, кукурузу.)
- Найдите у себя на столе рожь и рассмотрите ее. (Слайд № 4)
- Какое это растение: травянистое, дерево или кустарник? (Это травянистое растение.)
- Рассмотрите корни ржи. Что можно сказать о них? (Слайд №5)
(У ржи много одинаковых тоненьких корешков. Все они отходят от нижней части стебля.)
- Какие особенности поверхности имеет стебель ржи?
(Стебель круглый и гладкий. Толщина не везде одинакова, на стебле есть утолщения.)
- Теперь разломайте стебель, посмотрите, что внутри? (Стебель внутри пустой.)
- Такой стебель называется полым. Еще такой стебель называется соломой.
- Ребята, что находится на верху стебля?
(На верху стебля - колос, в котором «держатся» зерна. В колосе много зерен.)
- Сколько зерен в колосе? (В колосе много зерен.)
- Да, одно посеянное зерно дает несколько. Теперь отделите несколько зерен и обратите внимание на форму, размеры, окраску зерен. (Слайд №6)
(У ржи зерна вытянутые, маленькие, желтые, почти золотые.)
- Хорошо. Сейчас мы работали с образцом ржи по плану:
1. Жизненная форма растений.
2. Характеристика корня.
3. Характеристика стебля.
4. Характеристика соцветия.
5. Характеристика зерна.
Теперь возьмите пшеницу, ячмень, овес и по такой же схеме проведите сравнение этих растений (мысленно проведите анализ, а потом дайте сравнение). (Слайды № 7,8, 9)
Ответы учащихся:
1. Пшеница, ячмень, овес - травянистые растения;
2. Форма корней похожа - много тоненьких корешков;
3. Стебель у всех - соломинка;
4. На стебле колос у пшеницы и ячменя, у овса - метелка;
5. У пшеницы зерна «голые», а у ячменя и овса покрыты чешуйками.
- Теперь разрежьте зерна и посмотрите, какого цвета они внутри?
(Зерна внутри белые.)
- Для чего человек выращивает рожь? (Из ржи получают ржаную муку, а из нее готовят хлеб.) (Слайд№10)
- Какие продукты получают из зерна пшеницы? (Тоже получают муку, хлебные изделия.) (Слайд №11)
- А как нужно относится к хлебу? (К хлебу нужно относится бережно! Не выбрасывать его!!)(Слайд №12)
- Как люди используют солому? (Солома идет на корм домашним животным.)
- Все растения, из зерна которых получают муку и крупу, называются хлебными.
- К хлебным растениям относится и гречиха. Из ее зерен получают крупу. Гречневая крупа очень ценная. Каша из нее очень питательная. Гречиха - прекрасный медонос. (Слайд №13)
(Слайд №14 картофельное поле.)
- Какие еще растения выращивает человек на поле кроме хлебных? (На полях можно увидеть картофель, капусту, свеклу. Это овощи.)
- Правильно. Сейчас проанализируйте рисунки с изображением картофеля, клубней и дайте описание этого растения. (Слайд №15)
(Картофель - травянистое растение. На корнях образуются клубни. Стебель зеленый, круглый. Но не ровный. Есть подземные стебли. В середине лета картофель цветет белыми, розовыми цветками. После отцветания образуется плод-ягодка с семенами внутри. Размножается клубнями. Был завезен Колумбом из Америки.)
- В клубнях картофеля много крахмала, витаминов и различных солей, нужных для организма человека.
- Как же называются все растения, которые выращивает человек на поле?
(Растения, выращиваемые человеком, называются культурными.)
2. Сорные растения поля.
- Скажите, на поле растут только культурные растения?
(На поле кроме культурных растений можно встретить дикие растения, сорняки.) (Слайд № 16)
Учитель предлагает послушать стихотворение удмуртского поэта Флора Васильева и ответить на вопрос: «О каких растениях рассказывается в нем?»
Читает стихотворение учитель.
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движеньем руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море -
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным
На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной
Бесполезная их красота.
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза-васильки.
- К каким группам относятся эти растения? (Сорные растения)
- Какие сорняки вы знаете? (Лебеду, пырей, пастушью сумку, осот.)
Несколько учеников зачитывают подготовленные сообщения о сорняках.
- Рассмотрите гербарный образец пастушьей сумки, опишите его. (Слайд №17)
(Пастушья сумка - травянистое растение, у которого очень много тонких корней, стебель невысокий, листья у самого корня очень большие, цветы белые. Семена похожи на сумку пастуха.)
- Теперь вспомните, какую особенность имеет подземная часть корневища пырея? (Слайд №18)
(У пырея очень длинное корневище, от него отходят тонкие корни пучками.)
- Почему с пыреем и другими сорняками трудно бороться? (Если в земле остается хоть кусочек корневища, то от него
вырастут новые растения. А другие сорняки дают очень много семян, и уничтожать их надо до того, как эти семена созреют.)
- Почему так говорят: «Пырей да лебеда для посевов беда». (Если на поле будет много сорняков, то они заглушат культурные растения. Будет плохой урожай,)
- Так как же называют эти растения? (Это вредные растения.)
Физкультминутка
Нива, моя нива,
Нива золотая!
Зреешь ты на солнце,
Колос наливая.
По тебе от ветру
Словно в синем море
Волны так и ходят,
Ходят на просторе.
Ю. В. Жадовский
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
3. Животные поля.
- Скажите, можно ли на поле встретить животных? И каких? (На полях живут хомяки, мыши, суслики и много птиц.)(Слайд № 19)
- Вы готовили сообщения о животных поля. А теперь мы прослушаем рассказы о животных поля некоторых учеников.
1-й ученик. Я расскажу о хомяках (Показывает картинку с изображением животного.) Это грызуны. У них незаурядная внешность, довольно крупные до 30 см. Живут в норах.
- Кто расскажет о мышах и полевках?
2-й ученик. Мыши питаются в основном семенами растений, на зиму делают запас в норках. А полевки поедают главным образом стебли. Они деятельны и зимой прокладывают под снегом ходы, запасов не делают
- Эти животные приносят вред человеку, поедая культурные растения. Назовите тех животных, которые помогают человеку бороться с вредными.
(Человеку помогают сохранить урожай совы. Они ночью вылетают на охоту. Днем спят.
Грачи, ласточки, стрижи поедают насекомых: гусениц, жуков.) (Слайд № 20)
- Как вы думаете: почему на полях не живут крупные животные?
(Поле - открытый участок, и крупным животным негде спрятаться от врага.)
- Молодцы! Ребята, посмотрите на экран. Здесь 3 картины. На какой из них изображено поле? (Слайд № 21)
(На 1-й картине изображено поле.)
- Почему? Проанализируйте и сравните картины поля, луга, леса.
(Поле - это обширное пространство, где человек выращивает культурные растения. На 1-й картине изображено огромное пространство, на котором растет кукуруза. Значит, это поле.)
- Что изображено на 2-й и 3-й картинах?
(На 2-й картине изображен луг, т. к. здесь растения травянистые, дикорастущие. На 3-й - лес, т. к. есть и травянистые растения, кустарники и деревья.)
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Как вы отличили поле от луга? (На поле культурные растения растут, а на лугу - дикие. Это отличие. А сходны тем, что растут на поле и на лугу травянистые растения.)
- Чем отличается поле от леса? (На поле растут травянистые растения, а в лесу деревья.)
- Хорошо. Сейчас я буду читать загадки, вы будете отгадывать и объяснять свой ответ.
• В дом зерно возьмет -
Каравай вернет.
(Это хлебное поле. В загадке оно называется «домом». Поле засевают зерном, поливают, пропалывают, собирают урожай. Одно зерно дает много зерен. Из зерен делают муку, из которой пекут хлеб. И получается, что человек сеет зерно, а получает каравай.)
• Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(Это колос.)
- Почему колос - это «дом»?
(В колосе укреплены зерна, колос «дом», а зерна - «дети».)
- «Стены» дома?
(Стены желтые - говорят, будто они «позолочены». Ставни «заколочены» и поэтому зерна не высыпаются.
«Столб золотой» - это стебель, он ходит ходуном, потому что стебель высокий, ветер дует и качает «дом».)
• Черная гора, а всем мила?
(Это ржаной хлеб. Он всем мил, т.к. хлеб всему голова, его человек ест. «Черная гора», т. к. мука из ржи темная.)
• И зелен, и густ на грядке вырос куст
Покопай немножко:
Под кустом...
(Картошка!!!
Потому что у картошки клубни использует человек в пищу, а они под кустом. Куст потому, что несколько стеблей)
• Маленький рост, Длинный хвост,
Серенькая шубка, Остренькие зубки.
(Это мышь. Зубы острые - это грызун. Мышка очень маленькая, серая, с длинным хвостом.)
• Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По полям кочует -
Коноплю ворует.
(Это воробей - маленькая птичка серого цвета.)
VI. Рефлексия деятельности.
- С растениями и животными какого места обитания мы познакомились? (С растениями и животными поля.)
- Какие группы растений можно встретить в поле?
- Как называются растения, которые выращивает человек?
- Назовите растения-сорняки.
- Назовите особенности животных поля. (Маленькие размеры, темная окраска.)
- Какие животные спасают урожай?
Молодцы! Мы сегодня очень хорошо поработали! (Слайд 22)
Домашнее задание: Дома вам надо составить список растений, которые выращивают на наших полях, список животных, птиц наших полей на альбомном листе, на другом листе схематично изобразить причинно-следственные связи в случаях:
1. Если человек ведет борьбу с сорняками и вредит животным;
2. Если такой борьбы нет.