- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа учебной дисциплины «Основы здорового образа жизни»
Программа учебной дисциплины «Основы здорового образа жизни»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клочкова О.Е. |
Дата | 10.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСАВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ИНТЕГРАЛ»
Согласовано
Заместитель директора по НМР
______________ Л.И.Ерина
«__»__________________2013г.
Утверждаю:
Заместитель директора по ТО
____________ Т.И.Казимирова
«___»______________2013г.
Рабочая ПРОГРАММа учебной ДИСЦИПЛИНЫ
Основы здорового образа жизни по специальностям: 110809 «Механизация сельского хозяйства» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» 230115 «Программирование в компьютерных сетях» 70802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» 260807 «Технология продукции общественного питания»
с. Курсавка
2013г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего и начального профессионального образования
- 230115 «Программирование в компьютерных сетях»
- 70802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
- 260807 «Технология продукции общественного питания»
- 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
- 110809 «Механизация сельского хозяйства»
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Курсавский региональный колледж «Интеграл» Разработчик: Клочкова Оксана Евгеньевна, преподаватель ГБОУ СПО КРК «Интеграл»
Рассмотрено, утверждено и рекомендовано к применению на заседании методического совета ГБОУ СПО КРК «Интеграл»
Протокол №_____ от «___»___________2013 г.
Методист О.В.сОлогубова
357070 Ставропольский край,
Андроповский район,
с.Курсавка, ул. Титова, 15
тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83
факс:6-39-79
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ Химия 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальностям среднего и начального профессионального образования. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина: «Основы здорового образа жизни» входит в основной общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: Данная дисциплина актуальна в настоящее время, так как у обучающихся наблюдается ухудшение физического и психического здоровья. Цель преподавания дисциплины: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Задачи:
- расширить и углубить знания обучающихся по валеологии;
- использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и физического здоровья человека;
- показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек;
- расширение и систематизация знаний о необходимости вести здоровый образ жизни;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах, отравлениях, острой сердечной недостаточности, инсульте;
- соблюдать правила профилактики инфекционных заболеваний, правила личной гигиены, режим труда и отдыха;
- оценивать влияние различных факторов на здоровье человека
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- воздействие стресса на организм человека;
- значение для здоровья психологической уравновешенности;
- духовные факторы здоровья;
- правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности;
- принципы рационального питания;
- предупреждения пищевых отравлений и меры первой помощи при них;
- влияние двигательной активности и физического воспитания на здоровье человека;
- роль физического воспитания в улучшении внешности человека;
- способы защиты организма от инфекций, признаки инфекционных заболеваний (дифтерия, вирусный гепатит, туберкулёз, грипп, сальмонеллёз, ботулизм дизентерия);
- меры профилактики инфекционных заболеваний; профилактику факторов риска основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, злокачественные опухоли, болезни эндокринной системы);
- первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте; виды травм; причины травматизма; первую медицинскую помощь при травмах;
- влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека;
- факторы, влияющие на репродуктивное здоровье женщины, здоровье плода и новорождённого;
- вредные привычки и их влияние на здоровье (алкоголь, курение, наркомания и токсикомания);
- последствия ранних половых связей, безопасность в сексе;
- инфекции, передаваемые половым путём (сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз)
- понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе; меры профилактики ВИЧ-инфекции;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54/ 48* часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36/32* часа; самостоятельной работы обучающегося 18/16 часов.
*- количество часов для специальностей:70802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 260807 «Технология продукции общественного питания», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 54/48* Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36/32* в том числе: 10 лабораторные занятия - практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Подготовка сообщений на темы:
-
Познание окружающего мира и ориентация в нем
-
Умение жить в согласии с родными, друзьями и обществом
-
Способность к созиданию добра, милосердию, бескорыстной взаимопомощи, самосовершенствованию
-
Предупреждения пищевых отравлений
-
Утомление и переутомление
-
Избыточный вес и ожирение
-
Гигиена питания
-
Альтернативные теории питания
-
Экологическая обстановка в Ставропольском крае и опасные факторы для здоровья
- Инфекционные заболевания; способы защиты организма от инфекций.
Составление проекта :
-
Составление меню суточного рациона питания для учащегося и физиологическая оценка.
-
Разработка комплекса физических упражнений для утренней гимнастики.
-
Разработка комплекса физических упражнений для утренней гимнастики.
-
Разработка системы поведения для быстрого снятия стресса и сохранения психологической уравновешенности.
-
Разработка своего варианта режима дня
Итоговая аттестация в форме зачёта *- количество часов для специальностей: 70802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 260807 «Технология продукции общественного питания», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы здорового образа жизни»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Здоровье и здоровый образ жизни
Содержание учебного материала
4/3*/3**
Общие понятия о здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье. Физическое и духовное здоровье человека. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России. Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства Старость и долголетие. Причины смертности в России. Факторы риска развития болезней, приводящих к преждевременной смертности. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепление здоровья человека и общества.
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 2 Основные составляющие здорового образа жизни.
Содержание учебного материала
18/17*/17**
Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья. Стресс и его воздействие на человека. Духовные факторы здоровья: познание окружающего мира и ориентация в нем, умение жить в согласии с родными, друзьями и обществом, способность к созиданию добра, милосердию, бескорыстной взаимопомощи, самосовершенствованию.
Режим дня, труда и отдыха. Работоспособность. Правила гигиен, способствующие поддержанию высокой работоспособности. Утомление и переутомление.
Питание и здоровье. Принципы рационального питания. Избыточный вес и ожирение. Гигиена питания. Альтернативные тории питания.
Предупреждение пищевых отравлений и меры первой медицинской помощи при пищевых отравлениях.
Влияние двигательной активности и физического воспитания на здоровье человека. Роль физического воспитания в улучшении внешности человека. Закаливание и его влияние на организм. Правила личной гигиены и здоровье человека. Гигиена кожи, волос, зубов. Гигиена одежды и обуви.
Основные инфекционные заболевания. Способы защиты организма от инфекций, признаки инфекционных заболеваний ( дифтерия, вирусный гепатит, туберкулёз, грипп, сальмонеллёз, ботулизм дизентерия). Меры профилактики инфекционных заболеваний.
Профилактика факторов риска основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, злокачественные опухоли, болезни эндокринной системы). Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Виды травм: ушибы, растяжения, переломы, раны, отморожения, ожоги, поражения электрическим током Причины травматизма. Первая медицинская помощь при травмах.
Отравления лекарственными препаратами, алкоголем, никотином. Препаратами бытовой химии. Профилактика отравлений и первая медицинская помощь.
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Виды повязок и правила их наложения.
-
Первая медицинская помощь при переломах
-
Первая медицинская помощь при отморожении, тепловом и солнечном ударах, поражении электрическим током и при ожогах
-
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
8
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося:
-
Разработка системы поведения для быстрого снятия стресса и сохранения психологической уравновешенности.
-
Разработка. Своего варианта режима дня.
-
Составление меню суточного рациона питания для учащегося и физиологическая оценка.
-
Разработка комплекса физических упражнений для утренней гимнастики.
-
Разработка варианта правил личной гигиены.
7/6*/6**
Тема 3.
Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье женщины.
Содержание учебного материала
4/3*/3**
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Вред алкоголя. Вред курения. Наркомания и токсикомания. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путём.. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.
Лабораторные работы
-
Практические работы
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Экологическая обстановка в Ставропольском крае и опасные факторы для здоровья.
-
Вредные привычки и репродуктивное здоровье женщины.
-
Безопасность в сексе. Виды инфекций, передаваемых половым путём: сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз
7/6*/6**
Тема 4. Правовые аспекты взаимоотношения полов.
Содержание учебного материала
2/2*/2**
Брак и семья. Культура брачных отношений. Семейное счастье. Воспитательная функция семьи. Экономическая функция семьи. Семейный досуг. Основы семейного права в Российской Федерации. Основные цели семейного законодательства. Семейный кодекс. Личные права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей. Права несовершеннолетних родителей.
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 5 .
Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка.
Содержание учебного материала
4/3*/4**
Половая система и её функционирование. Наследственные болезни (хромосомные, мульти факторные болезни) Заболевание при которых противопоказана беременность для женщины). Резус-несовместимость крови у родителей. Зачатие. Беременность и роды. Режим труда и отдыха беременной. Питание во время беременности. Развитие ребёнка до рождения и особенности грудного ребёнка. Гигиена новорождённого.
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа студента Работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами по теме: «Развитие ребёнка до рождения»
4
Зачет
4/4*/3**
Всего:
36/32*/32**
*- количество часов для специальностей: 260807 «Технология продукции общественного питания», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» **-количество часов для специальности: 70802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, карточки-задания, тесты, стенды, раздаточный материал).3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни /А.Т.Смирнов, Б.И Мишин, П.В.Ижевский; под общ ред. А.Т.Смирнова. - М. Просвещение ,2010. 2.Байер К.,Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ.-М.:Мир,2009 3.Смирнов А.Т. , Маслов М.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Тестовый контроль качества знаний - М: Просвешение ,2009 Дополнительная литература:- Колмогорова Л.С. Культура семейного общения. - Барнаул,2008
- Общая биология / Под ред. Д.К.Бедяева, С.М.Дымшица, А.О.Рувимского-М.: просвещение,2009
- Семейный кодекс Российской федерации (с постатейными
- материалами) /Под ред. П.В.Крашениннникова-М.: Спартак,2007
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. ,Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности - М. Просвещение,2008
- Уголовный кодекс Российской Федерации
- Шелтон К.,Герберт М. Основы правильного питания-
- Просвещение ,2008
- Энциклопедия для мам и пап, под ред. Г.М.Савельевой и В.А.Габолина-М. Издательский дом «Юность»,2007
- TyZdorova.com
- it-med.ru › library/f/fiziologicheskie.htm
- zdobr.ru/content/view/26/61/ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
- fisio.ru/zozh.htmlCopyright © 2007-2008 fisio.ru
- ru.wikipedia.org › wiki/Здоровый_образ_жизни
- nsk.strana-krasoty.ru › …134-osnovy-zdorovogo…
- autoadim.ru › …osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni.html
- takzdorovo.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:- оказывать первую медицинскую помощь при травмах, отравлениях, острой сердечной недостаточности, инсульте;
- соблюдать правила профилактики инфекционных заболеваний, правила личной гигиены, режим труда и отдыха;
- оценивать влияние различных факторов на здоровье человека
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- воздействие стресса на организм человека;
- значение для здоровья психологической уравновешенности;
- духовные факторы здоровья;
- правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности;
- принципы рационального питания;
- предупреждения пищевых отравлений и меры первой помощи при них;
- влияние двигательной активности и физического воспитания на здоровье человека;
- роль физического воспитания в улучшении внешности человека;
- способы защиты организма от инфекций, признаки инфекционных заболеваний (дифтерия, вирусный гепатит, туберкулёз, грипп, сальмонеллёз, ботулизм дизентерия);
- меры профилактики инфекционных заболеваний; профилактику факторов риска основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, злокачественные опухоли, болезни эндокринной системы);
- первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте; виды травм; причины травматизма; первую медицинскую помощь при травмах;
- влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека;
- факторы, влияющие на репродуктивное здоровье женщины, здоровье плода и новорождённого;
- вредные привычки и их влияние на здоровье (алкоголь, курение, наркомания и токсикомания);
- последствия ранних половых связей, безопасность в сексе;
- инфекции, передаваемые половым путём (сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз)
- понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе; меры профилактики ВИЧ-инфекции;
Тестирование
Устный ответ
Проведение практических занятий
Зачет
Разработчик:
ГБОУ СПО КРК «Интеграл» преподаватель Клочкова Оксана Евгеньевна,
Эксперты:
____________________ ______________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_____________________ ______________________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)