Программа учебной дисциплины «Основы здорового образа жизни»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСАВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ИНТЕГРАЛ»






Согласовано

Заместитель директора по НМР

______________ Л.И.Ерина

«__»__________________2013г.

Утверждаю:

Заместитель директора по ТО

____________ Т.И.Казимирова

«___»______________2013г.







Рабочая ПРОГРАММа учебной ДИСЦИПЛИНЫ

Основы здорового образа жизни по специальностям: 110809 «Механизация сельского хозяйства» 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» 230115 «Программирование в компьютерных сетях» 70802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» 260807 «Технология продукции общественного питания»











с. Курсавка

2013г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего и начального профессионального образования

  • 230115 «Программирование в компьютерных сетях»
  • 70802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
  • 260807 «Технология продукции общественного питания»
  • 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
  • 110809 «Механизация сельского хозяйства»


Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Курсавский региональный колледж «Интеграл» Разработчик: Клочкова Оксана Евгеньевна, преподаватель ГБОУ СПО КРК «Интеграл»

Рассмотрено, утверждено и рекомендовано к применению на заседании методического совета ГБОУ СПО КРК «Интеграл»

Протокол №_____ от «___»___________2013 г.

Методист О.В.сОлогубова

357070 Ставропольский край,

Андроповский район,

с.Курсавка, ул. Титова, 15

тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83

факс:6-39-79

[email protected]



СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


13



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ Химия 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальностям среднего и начального профессионального образования. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина: «Основы здорового образа жизни» входит в основной общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: Данная дисциплина актуальна в настоящее время, так как у обучающихся наблюдается ухудшение физического и психического здоровья. Цель преподавания дисциплины: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Задачи:

  1. расширить и углубить знания обучающихся по валеологии;
  2. использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и физического здоровья человека;
  3. показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек;
  4. расширение и систематизация знаний о необходимости вести здоровый образ жизни;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах, отравлениях, острой сердечной недостаточности, инсульте;
  • соблюдать правила профилактики инфекционных заболеваний, правила личной гигиены, режим труда и отдыха;
  • оценивать влияние различных факторов на здоровье человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • воздействие стресса на организм человека;
  • значение для здоровья психологической уравновешенности;
  • духовные факторы здоровья;
  • правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности;
  • принципы рационального питания;
  • предупреждения пищевых отравлений и меры первой помощи при них;
  • влияние двигательной активности и физического воспитания на здоровье человека;
  • роль физического воспитания в улучшении внешности человека;
  • способы защиты организма от инфекций, признаки инфекционных заболеваний (дифтерия, вирусный гепатит, туберкулёз, грипп, сальмонеллёз, ботулизм дизентерия);
  • меры профилактики инфекционных заболеваний; профилактику факторов риска основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, злокачественные опухоли, болезни эндокринной системы);
  • первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте; виды травм; причины травматизма; первую медицинскую помощь при травмах;
  • влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека;
  • факторы, влияющие на репродуктивное здоровье женщины, здоровье плода и новорождённого;
  • вредные привычки и их влияние на здоровье (алкоголь, курение, наркомания и токсикомания);
  • последствия ранних половых связей, безопасность в сексе;
  • инфекции, передаваемые половым путём (сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз)
  • понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе; меры профилактики ВИЧ-инфекции;



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54/ 48* часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36/32* часа; самостоятельной работы обучающегося 18/16 часов.



*- количество часов для специальностей:70802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 260807 «Технология продукции общественного питания», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 54/48* Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36/32* в том числе: 10 лабораторные занятия - практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Подготовка сообщений на темы:

  1. Познание окружающего мира и ориентация в нем

  2. Умение жить в согласии с родными, друзьями и обществом

  3. Способность к созиданию добра, милосердию, бескорыстной взаимопомощи, самосовершенствованию

  4. Предупреждения пищевых отравлений

  5. Утомление и переутомление

  6. Избыточный вес и ожирение

  7. Гигиена питания

  8. Альтернативные теории питания

  9. Экологическая обстановка в Ставропольском крае и опасные факторы для здоровья

  10. Инфекционные заболевания; способы защиты организма от инфекций.

Составление проекта :

  1. Составление меню суточного рациона питания для учащегося и физиологическая оценка.

  2. Разработка комплекса физических упражнений для утренней гимнастики.

  3. Разработка комплекса физических упражнений для утренней гимнастики.

  4. Разработка системы поведения для быстрого снятия стресса и сохранения психологической уравновешенности.

  5. Разработка своего варианта режима дня

18/16*

Итоговая аттестация в форме зачёта *- количество часов для специальностей: 70802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 260807 «Технология продукции общественного питания», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы здорового образа жизни»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Здоровье и здоровый образ жизни


Содержание учебного материала

4/3*/3**

Общие понятия о здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье. Физическое и духовное здоровье человека. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России. Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства Старость и долголетие. Причины смертности в России. Факторы риска развития болезней, приводящих к преждевременной смертности. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепление здоровья человека и общества.

2

Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2 Основные составляющие здорового образа жизни.


Содержание учебного материала

18/17*/17**

Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья. Стресс и его воздействие на человека. Духовные факторы здоровья: познание окружающего мира и ориентация в нем, умение жить в согласии с родными, друзьями и обществом, способность к созиданию добра, милосердию, бескорыстной взаимопомощи, самосовершенствованию.

Режим дня, труда и отдыха. Работоспособность. Правила гигиен, способствующие поддержанию высокой работоспособности. Утомление и переутомление.

Питание и здоровье. Принципы рационального питания. Избыточный вес и ожирение. Гигиена питания. Альтернативные тории питания.

Предупреждение пищевых отравлений и меры первой медицинской помощи при пищевых отравлениях.

Влияние двигательной активности и физического воспитания на здоровье человека. Роль физического воспитания в улучшении внешности человека. Закаливание и его влияние на организм. Правила личной гигиены и здоровье человека. Гигиена кожи, волос, зубов. Гигиена одежды и обуви.

Основные инфекционные заболевания. Способы защиты организма от инфекций, признаки инфекционных заболеваний ( дифтерия, вирусный гепатит, туберкулёз, грипп, сальмонеллёз, ботулизм дизентерия). Меры профилактики инфекционных заболеваний.

Профилактика факторов риска основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, злокачественные опухоли, болезни эндокринной системы). Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Виды травм: ушибы, растяжения, переломы, раны, отморожения, ожоги, поражения электрическим током Причины травматизма. Первая медицинская помощь при травмах.

Отравления лекарственными препаратами, алкоголем, никотином. Препаратами бытовой химии. Профилактика отравлений и первая медицинская помощь.

2

Лабораторные работы

-


Практические работы

  1. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Виды повязок и правила их наложения.

  2. Первая медицинская помощь при переломах

  3. Первая медицинская помощь при отморожении, тепловом и солнечном ударах, поражении электрическим током и при ожогах

  4. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

8

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося:

  1. Разработка системы поведения для быстрого снятия стресса и сохранения психологической уравновешенности.

  2. Разработка. Своего варианта режима дня.

  3. Составление меню суточного рациона питания для учащегося и физиологическая оценка.

  4. Разработка комплекса физических упражнений для утренней гимнастики.

  5. Разработка варианта правил личной гигиены.

7/6*/6**

Тема 3.

Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье женщины.


Содержание учебного материала

4/3*/3**

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Вред алкоголя. Вред курения. Наркомания и токсикомания. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путём.. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.


Лабораторные работы

-


Практические работы


Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Экологическая обстановка в Ставропольском крае и опасные факторы для здоровья.

  2. Вредные привычки и репродуктивное здоровье женщины.

  3. Безопасность в сексе. Виды инфекций, передаваемых половым путём: сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз

7/6*/6**

Тема 4. Правовые аспекты взаимоотношения полов.

Содержание учебного материала

2/2*/2**

Брак и семья. Культура брачных отношений. Семейное счастье. Воспитательная функция семьи. Экономическая функция семьи. Семейный досуг. Основы семейного права в Российской Федерации. Основные цели семейного законодательства. Семейный кодекс. Личные права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей. Права несовершеннолетних родителей.

2

Лабораторные работы

-


Практические работы


Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 5 .

Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка.

Содержание учебного материала

4/3*/4**

Половая система и её функционирование. Наследственные болезни (хромосомные, мульти факторные болезни) Заболевание при которых противопоказана беременность для женщины). Резус-несовместимость крови у родителей. Зачатие. Беременность и роды. Режим труда и отдыха беременной. Питание во время беременности. Развитие ребёнка до рождения и особенности грудного ребёнка. Гигиена новорождённого.

2

Лабораторные работы

-


Практические работы

-

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа студента Работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами по теме: «Развитие ребёнка до рождения»

4

Зачет

4/4*/3**

Всего:

36/32*/32**



*- количество часов для специальностей: 260807 «Технология продукции общественного питания», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» **-количество часов для специальности: 70802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, карточки-задания, тесты, стенды, раздаточный материал).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни /А.Т.Смирнов, Б.И Мишин, П.В.Ижевский; под общ ред. А.Т.Смирнова. - М. Просвещение ,2010. 2.Байер К.,Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ.-М.:Мир,2009 3.Смирнов А.Т. , Маслов М.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Тестовый контроль качества знаний - М: Просвешение ,2009 Дополнительная литература:
  1. Колмогорова Л.С. Культура семейного общения. - Барнаул,2008
  2. Общая биология / Под ред. Д.К.Бедяева, С.М.Дымшица, А.О.Рувимского-М.: просвещение,2009
  3. Семейный кодекс Российской федерации (с постатейными
  4. материалами) /Под ред. П.В.Крашениннникова-М.: Спартак,2007
  5. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. ,Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности - М. Просвещение,2008
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации
  7. Шелтон К.,Герберт М. Основы правильного питания-
  8. Просвещение ,2008
  9. Энциклопедия для мам и пап, под ред. Г.М.Савельевой и В.А.Габолина-М. Издательский дом «Юность»,2007
Интернет-ресурсы:
  1. TyZdorova.com
  2. it-med.ru › library/f/fiziologicheskie.htm
  3. zdobr.ru/content/view/26/61/ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
  4. fisio.ru/zozh.htmlCopyright © 2007-2008 fisio.ru
  5. ru.wikipedia.org › wiki/Здоровый_образ_жизни
  6. nsk.strana-krasoty.ru › …134-osnovy-zdorovogo…
  7. autoadim.ru › …osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  8. takzdorovo.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах, отравлениях, острой сердечной недостаточности, инсульте;
  • соблюдать правила профилактики инфекционных заболеваний, правила личной гигиены, режим труда и отдыха;
  • оценивать влияние различных факторов на здоровье человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • воздействие стресса на организм человека;
  • значение для здоровья психологической уравновешенности;
  • духовные факторы здоровья;
  • правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности;
  • принципы рационального питания;
  • предупреждения пищевых отравлений и меры первой помощи при них;
  • влияние двигательной активности и физического воспитания на здоровье человека;
  • роль физического воспитания в улучшении внешности человека;
  • способы защиты организма от инфекций, признаки инфекционных заболеваний (дифтерия, вирусный гепатит, туберкулёз, грипп, сальмонеллёз, ботулизм дизентерия);
  • меры профилактики инфекционных заболеваний; профилактику факторов риска основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, злокачественные опухоли, болезни эндокринной системы);
  • первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте; виды травм; причины травматизма; первую медицинскую помощь при травмах;
  • влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека;
  • факторы, влияющие на репродуктивное здоровье женщины, здоровье плода и новорождённого;
  • вредные привычки и их влияние на здоровье (алкоголь, курение, наркомания и токсикомания);
  • последствия ранних половых связей, безопасность в сексе;
  • инфекции, передаваемые половым путём (сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз)
  • понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе; меры профилактики ВИЧ-инфекции;

Тестирование

Устный ответ

Проведение практических занятий

Зачет



Разработчик:



ГБОУ СПО КРК «Интеграл» преподаватель Клочкова Оксана Евгеньевна,

Эксперты:

____________________ ______________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

_____________________ ______________________ ____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





© 2010-2022