Исследовательская работа «Что за чудо - Домовой?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районная научно-практическая конференция

«Новое поколение Курагинского района» для 4-7 классов

Заявитель (ШНОУ) ШНОУ «Поиск» МБОУ Рощинская сош № 17

Полное название темы работы

Что за чудо - Домовой?

Название секции конференции

Русский язык и литература

Тип работы

исследовательская работа

Возрастная номинация

4 -7 класс

Фамилия имя отчество (полностью) автора, дата рождения

Медведева Раиса Алексеевна

13.07.2003 г.р.

Домашний адрес автора

662922, п. Рощинский, ул. Мира, д.38

Место учебы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рощинская средняя общеобразовательная школа №17

Класс

4 а класс

Место выполнения работы

МБОУ Рощинская сош № 17

Руководитель Белокопытова Л.В., МБОУ Рощинская сош №17 учитель начальных классов

Научный руководитель

Ответственный за корректуру текста работы

Белокопытова Л.В., МБОУ Рощинская сош №17

учитель начальных классов

Е-mail (обязательно)
Контактный телефон

[email protected], телефон 71-2-33


ВВЕДЕНИЕ

В самом темном углу за стеной под трубой

Жил да был добрячок и шалун домовой.

Он исправно следил за порядком вокруг,

Дом от зла охраняя, как преданный друг.

И царили в квартире уют и тепло.

Всем кто в ней обитал, неизменно везло.


В постоянной борьбе, труде и заботах протекает жизнь людей на Земле. Была бы она намного горше, если бы не оберегали их от всяких напастей домашние боги. неказисты они и своенравны, но ведут себя по-хозяйски, домовито. Селятся, как правило, в облюбованных заранее местах и блюдут там строгий порядок. Все они связаны тесно с хозяйством, в котором нашли пристанище, но отличаются друг от друга выполняемыми функциями. Среди них Берегиня, Чура, Жировик, Дворовой, Возило, Сарайник и, конечно же, Домовой [2, с.79]. Многие из нас еще от бабушек слышали о том, что Домовой живет в каждом доме. Кто-то верит в это, кто-то нет. Но, так или иначе, существует объяснение, кто же такой на самом деле домовой, как он выглядит и где живет. Мне захотелось поподробнее узнать об этом домашнем существе. Цель моего исследования: - проанализировать образ Домового в мифологии и авторских произведениях; Задачи: 1. Изучить образ Домового в дополнительной литературе. 2. Рассмотреть повадки, внешний вид Домового и обобщить полученные данные. 3. Познакомить своих одноклассников с этим интересным мифологическим существом. Методы исследования: - анализ литературных и мифологических произведений; - сравнение описаний образа Домового в разных источниках; - обобщение полученных данных. Краткий обзор используемой литературы: Исследование проводилось на основе славянских мифов, литературных произведений, энциклопедий, словарей: С.И. Ожегова, фразеологического; интернет - источников.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1. Происхождение Домового. В старых домах живет множество разных духов. Одни - это души прежних хозяев, другие - просто при- блудные духи, обычно безобидные. В овине живет овинник, на гумне - огуменник, в сарае - сарайник, в бане - банник, в курятне - куричий божок, в клети - клетник, в закуте - закутник, за печкой - кикимора запечная, шишиги и шиликуны, коргоруши, рядом со снедью живет жировик-лизун, а в доме - сам хозяин всех домовых духов - домовой, который имеет наибольшее количество имен: домовой, домоведушко, домовид, доможил, доможирник, домоседушко. Говоря о домовом в третьем лице, уважительно называйте его «он», и тогда Ваш домовой оценит уважительное отношение к себе. В энциклопедии «Славянская мифология» я нашла такое определение: "Домовой-покровитель дома, добрый дух, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных" [10, с. 30]. "Домовой - по суеверным представлениям сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме" [8, с.171]. Домово́й - у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. [Википедия ] О том, откуда произошел домовой, говорят разное. Имеется представление о том, что домовые - это предки рода, которые были прокляты Богом на определенный временной срок. Они обречены служить нескольким поколениям своих потомков, и каждый раз после смерти хозяина принимают образ покойного. В данном случае об этом свидетельствует христианская версия. Но есть еще и более древняя, языческая версия. В ней говорится о том, что домовой является духом, который заменил языческого Бога Рода, или Чура, память о нём сохранилась в восклицании-обереге "Чур меня!". Если вспомнить, то каждый из нас, наверное, не однократно слышал данное восклицание или даже сам употреблял, когда хотел избежать какой-нибудь опасности, хотя и не до конца понимал, какого же Чура зовет на помощь. Еще одна легенда гласит о том, что домовые - это непокорные духи, которые когда-то жили на небесах. Но как-то раз они подняли мятеж, и за это Бог отправил их на землю. Тогда эти духи стали расселяться по домам, со временем они стали переманивать привычки и повадки людей, и даже стали питаться энергетикой человеческой пищи. Из книги "Мифы русского народа" я узнала, что по одной из версий древние славяне молились Роду. Под этими именами подразумевались души первых предков; основателей рода, ставшие его покровителями и являвшиеся прямыми предшественниками домовых. По второй версии, одряхлевший от старости Род спустился с небес на землю, измельчал, размножился, получив своё продолжение в избяных дедушках домовых, обитавших в каждом славянском доме. Иные уверены, что предком домового духа был последний сжатый сноп, который величали дедушкой- кормильцем, украшали лентами и ставили на зиму в дом до следующего сбора урожая [7, с. 127]. 2.2. Как выглядит Домовой. В книге С. Максимова "Нечистая сила" я прочитала о том, что "редкий может похвалиться тем, что воочию видал домового. Кто скажет так, то либо обманулся с перепугу и добродушно вводит других в заблуждение, либо намеренно лжет, чтобы похвастаться и удачным случаем, и храбростью, и всезнайством. Видеть домового нельзя: это не в силах человеческого глаза" [ 6, с. 169] Но, древние славяне считали, что лик Домового очеловечен и сохраняет «звериные черты». По-разному люди представляли себе Домового: 1) домовой - человек, но обросший шерстью, мохнатый. С представлением о мохнатости домового связаны понятия о достатке дома, его хозяев. Если домовой мохнат, хозяин - богат; «голый» - к бедности [4, с. 148] 2) домовой - плотный мужичок, в смуром сарафане (по праздникам - в синем, с алым поясом. 3) домовой - старик с длинной всклоченной бородой, с маленькими, чуть заметными рожками, с подогнутым незаметным хвостом. 4) домовой - старичок, похожий на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах Наряду с домовым - мужчиной в народе верят в женские ипостаси этого духа - домовиху, домовилиху, домаху. Иногда их считают женой либо дочерью домового, иногда - самостоятельным духом, хозяйкой дома. На Руси считали, что в доме, где есть мужчины, домовой - тоже мужчина, а если в семье одни женщины, то в доме живёт не домовой, а домовиха. 2.2. Где обитает Домовой. Имя домовой происходит от слова « дом». Одни крестьяне утверждали, что домовой живет в каждом жилом доме; по мнению других обитает лишь в тех домах, где держат скотину. «Домовые могут находиться и в тех местах неосвященных, в кабаках, на мельницах, в пустых нежилых домах устраивают сборища и увеселения» [ 4, с. 149] Домовой также устраивался жить в подполе под печью (в позднейшие времена, когда появились потолки, он облюбовал еще и чердак). [ 9, с.53] В северорусских губерниях основным местом называли, прежде всего, хлев. При этом домовой - дворовой, показывающийся в определенных местах двора, дома, достаточно свободно перемещается по двору и по всей избе. Место, облюбованное домовым, ни в коем случае нельзя занимать - если лечь на это место, можно заболеть. Часто домового называли по его излюбленному месту в доме: голбешник, запечник и т.д. Если семья переезжала в новый дом, нужно было горячие угольки из старого очага перенести в новый очаг и там развести из них огонь. Тогда и домовой перейдет в новый дом. 2.3. Характер Домового. В русских поверьях домовой выступает как безраздельный хозяин дома, как добрый, строгий, но справедливый глава рода, чьи требования обязательны для домочадцев и чей гнев необходимо смягчить подношениями и признанием собственной вины. Наши предки были убеждены в том, что домовой- это покровитель дома, защитник скота. Он следит за тем, чтобы домочадцы жили мирно, и сурово наказывает зачинщиков ссоры, лжецов. Домовой охраняет благополучие в семье, по ночам он осматривает хозяйство, сторожит дом от врагов. За домовым признавалось право поучать людей, осуждать или одобрять их поступки, проверять, как сделана работа. Если кто-то из домашних затевал ссору, его урезонивали: «Вот расскажу домовому, он тебе правило даст, как с людьми жить». Если домового рассердить, он прячет вещи, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке, бьёт посуду, сбрасывает с человека одеяло. От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова. Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом - «да» или «нет». Считается, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичок боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать кто в доме хозяин. Надо взять в руку кнут или ремень и обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи и приговаривать властным и сильным голосом: Знай своё место, знай своё место.
Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь, Да хозяйке угождать, а не воевать, Знай своё место, знай своё место. Слова можно говорить любые, главное чтоб они были произнесены хозяином дома. Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Чаще всего домовой дает информацию самому пожилому человеку в семье. Это могут быть сны, пророчества, знамения, намеки, стуки, какие-либо образы, увиденные боковым зрением. Для того, что бы заслужить благосклонность своего домового и жить с ним мирно и дружно, не стоит забывать ежегодно приносить ему так называемую жертву - в ночь на 28 января необходимо ставить в духовку на самом красивом блюдечке его самые любимые лакомства (крепко посоленный кусок черного хлеба и пару ложек гречневой каши), либо же то, что Вы больше всего любите сами. На утром угощение следует убрать, для того, чтобы не разводить тараканов, которых он сильно не любит. Скорее всего, Вы замечали, что у одних людей животные в доме живут долго, а у других - болеют или убегают, теряются, умирают. Наши предки считали, что это происходит потому, что хозяин-домовой невзлюбил животное.
В случае, когда животное нравится домовому, то он его холит и лелеет, заботиться о нем, шерсть у животного всегда гладкая и блестящая. Когда он кушает, то домовой подгребает ему корм прямо ко рту. Но если домовой не полюбил животное, то он будет его постоянно дергать, щипать и кошка, в свою очередь будет постоянно без причины вздрагивать и перебегать с места на место, шерсть у нее становится свалявшейся, матовой. Он не будет давать ей спокойно кушать, отгонять ее постоянно от миски. В такой ситуации, еще наши предки советовали:
  • животное подбирать в масть хозяину. Если Ваш муж брюнет - то кошка должна быть черной, а если блондин, соответственно белой.
  • перед тем как приобрести кошку следует положить кусочек хорошо посоленного черного хлеба на спинку стула или деревянную ручку кресла. Если же за ночь этот кусочек исчезнет или упадет, то в таком случае домовой согласен с Вашим выбором.
  • приведя домой животное, его необходимо перевести через расстеленный на полу мехом вверх овчинный тулуп (в наше время подойдет дубленка). Выполняя все эти требования, и хорошо ухаживая за животным, домовой полюбит Вашего домашнего питомца [2, с.79]
Знаком от домового может стать постоянная пропажа носков. В основном это касается мужчины, который ведет двойную жизнь или же взваливает на жену всю домашнюю работу, сам при этом полностью устраняется от этого. Этот знак может быть еще и протестом против того, что давно не делалась генеральная уборка, так как домовой не любит беспорядок. Сделайте в доме уборку и тогда возможно носки станут парными. То есть если домовой начинает шкодить, значит в семье что-то не в порядке. Если в Ваш дом приходят гости с черными мыслями или недоброжелатели, то домовой даст Вам знать об этом. Он может начать нашептывать об этом хозяину, или же если хозяин не услышит, то он даст знать об этом другими способами, к примеру, у гостя может выпасть из рук кружка или же он что-либо прольет. Домовой такими способами старается насильно выгнать из Вашего дома этого гостя. Черному гостю станет не комфортно от этого, его вскоре все начнет раздражать и он постарается поскорее уйти. 2.4. День рождения Домового 10 февраля именины Домового (Ефремов день). Полагают, что в эту ночь домовой глумится на дворах, для него ставят на загнетке кашу. На Ефремов день в старину "унимали домового" для "суседушки" (так по-другому называли домового) ставили мисочку с молоком, угощали, уговаривали не вредить хозяйству, а помогать, для этого приговаривали: "Хозяин-батюшка, побереги скотинушку". Домовой олицетворял души предков и считался покровителем семьи, а потому отношение к нему в народе всегда было уважительным. Считается, что ни в одной, даже самой лучшей квартире, не будет новоселам счастья, если не перевезти с собой домового. Его приглашают словами: "Милости просим, дедушка, на новое житье!" На именины (10 февраля) домовой справляет свои именины, поэтому необходимо ставить угощение для домового. Если дедушка-суседушка останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. и с этого дня во дворе всё идет навыворот, беды одолевают семейство. Не пеняйте потом, что потолок протек или карниз с занавесками рухнул - это домовой свое недовольство выражает. В одних местах было принято ставить для него мисочку с молоком, уговаривая не вредить хозяйству, а наоборот, помогать. В других краях под печку, где, как считается, живет домовой, клали малый хлебец или ставили на печь или за печкой горшок с кашей, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать, и с той поры он весь год смирный.. Некоторые хозяева за ужином ставили на стол прибор для домового и откладывали для своего хозяюшки-суседушки всякого кушанья. Было принято также, выходя из бани, оставлять там ведро и веник, чтобы и домовой мог помыться - попариться. Домовой - дух добрый. Обычно он - рачительный хозяин, помогающий дружной семье. А еще 10 февраля столичные купцы и зажиточные крестьяне дарили имениннику серебряную монетку, чтобы помогал «дому богатеть». Люди победнее дарили монетку медную. Подарок обычно клали под печку. Чтобы угодить домовому, в этот день говорили в доме тихо и ласково, старались не спорить и не повышать голоса [11, с.134] Не любит домовой, когда в него не верят да старину хают, традиции не соблюдают: ведь он как-никак хранитель. Считается, что его призывают к нам на помощь умершие предки, заботящиеся о нашем благополучии. О грядущей неприятности домовой предупреждает людей стуками и другими знаками. За легкомыслие может здорово насолить хозяевам, проучить их, чтобы впредь в его силах не сомневались и обычаи чтили. Ну а тем, кто относится к нему серьезно, подкармливает и разговаривает с ним, домовой по мере сил, помогает в решении проблем. Особенно любит тех, кто родился в один день с ним - 10 февраля: помогает им и оберегает от бед. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:
«Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!» Есть даже целый обряд, как умилостивить дедушку домового. На кухне или в комнате накройте стол чистой белой скатертью и поставьте полное угощение: кашу, булочку или кусок свежего белого хлеба, пироги, печенья, сладости, солонку с солью и блюдце с сахаром. а также стакан с чистой, лучше родниковой водой. Для развлечения домового и чтобы определить пол духа нужны колода карт, разноцветные ленты или лоскутки, несколько монеток, игрушки - домовой поиграть любит. Затем подходят к скатерти и, глядя в правый угол кухни, трижды четко говорят: "Дядюшка-домовой, хозяин-батюшка! Тебе хлеб-соль, а мне (свое имя) в этом доме счастье, здоровье, лад и любовь!" Потом трижды кланяются домовому до пола и уходят не оглядываясь. Чтобы не спугнуть важного гостя, в кухню до утра никто не заходит. Когда все уснут, домовой придет ужинать.
Идеальным подарком для домового будет 2-3-месячный котенок, лучше всего - пестрый (трехцветный) или полосатый. Котенка нужно сразу же принести на кухню к плите и поставить на пол, но, не выпуская из рук, сказать: «Дарю Вам, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор». Если домовой примет «зверя», то обязательно возьмет его под свое покровительство и может жестко отомстить тем, кто кошку (кота) обижает. Говорят, что «кто кошку пнет, тот ногу ушибет», а кто убьет кота, тому «семь лет ни в чем удачи не будет». В воспоминаниях стариков часто можно услышать истории о домовом. Нередко в старину домовые не только охраняли дом, но и следили за детьми. Наши прапрабабушки не отмахивались, когда ребёнок рассказывал, что он играл с маленьким лохматым комочком, и не обвиняли дитятко во лжи. Наоборот, радовались. Считалось, что если домовой играет с ребёнком, то он огородит его от всех бед и болезней. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о неприятностях и о радостях, охраняет дом, если же ему что-то не нравится, то в вашем доме часто бьётся посуда, вы можете услышать, как он топает по ночам.
Домовой не может жить в энергетической грязи. Если в доме нелады, ссоры, неприязнь, домовой становится раздражительным, перестаёт охранять дом и заботиться о благополучии семьи. В таком случае от вас начинает уходить достаток и часто здоровье. Деньги, даже если зарабатываются, мгновенно исчезают. Если хозяева не возьмутся за ум, не постараются наладить отношения в семье, домовой может вообще уйти из дома и отправиться на поиски более уютного и дружного семейства. В любом случае с домовым нужно дружить, не забывать угощать его пирожком и ещё чем-то вкусным, ласково с ним разговаривать.
Если вы не верите в домового, это ваши проблемы. Бояться домового не нужно. Домовой, который живёт в вашем доме, как правило, старается вам помочь. Но если вы его не замечаете, он впадает в уныние, опускает руки, и хозяйство, как бы вы ни вылизывали дом, не идёт на лад. Поэтому не бойтесь показаться смешной самой себе, поговорите с домовым, назовите его хозяином. Если же домового у вас нет, попробуйте завести его. Можно специально съездить в деревню и привезти домового из заброшенного деревенского дома, а можно попытаться заманить тутошнего - бесхозного городского. Возьмите веник и из четырёх углов выметите всё в центр комнаты. Станьте в середине комнаты и скажите: «Я тут, а ты где-то там. Что же порознь быть с тобою нам? Подмела я по всем углам. Приходи, будем вместе жить! Будешь дом ты наш сторожить. И с тобою мы будем дружить. Будем мы тебя уважать и ватрушками угощать. Приходи, заходи и живи в полной чаше добра и любви». Веник оставьте в центре. На столе поставьте блюдечко с угощением. Зажгите свечу и не трогайте её, пока сама не сгорит. Этот обряд повторяют 3 раза 1 раз в месяц на полнолуние. Скоро в вашем доме появится Хозяин. Вы почувствуете это по неуловимым изменением в доме. Не забывайте по вечерам беседовать с ним. Угощайте его чаем.
Если вы одиноки, то поделитесь этим с домовым. Не раз и не два этот метод помогал обрести одиноким женщинам не просто мужа, а понимающего и внимательного спутника жизни. Говорят, что домовые между собой общаются и сводят вместе своих хозяев. Но только после того, как домовой найдёт вам пару, не обделяйте и впредь его своим вниманием.
Если вы поссорились с домовым, то постарайтесь с ним помириться. Предложите ему клубничное варенье или немного мёда и извинитесь, если вы действительно виноваты, например, плохо смотрите за домом. Объясните, что заняты учёбой или карьерой, времени в обрез и вся надежда на его мудрость и деловитость. Домовой непременно войдет в ваше положение, простит ваши упущения и примется ещё тщательнее следить за домом.
Если с домовым у вас сложились хорошие отношения, то вы никогда не оставите включенным утюг или чайник на плите, кто-то неведомый непременно нашепчет вашему подсознанию все необходимые предостережения [5, с.85] 2.5. Образ домового в русском фольклоре, в произведениях поэтов и писателей. О том, что домовой играл важную роль в жизни наших предков, свидетельствуют пословицы и поговорки: 1. Без домового дом держаться не станет. 2. Купил дом, а с домовыми. 3 . Без домового не жить и не кормить. 4 . Без хозяина дом не стоит. 5. Без кошки да без бабы нет в доме хозяйства; без них и домовой со двора уйдёт. 6. Вертит, как домовой на конюшне. 7. Домовой лешему ворог. 8. На дворе только куры не подчинены домовому, у них свой бог. 9. Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит. Домовой, как известно, не любит показываться людям, а предупреждает о событиях в доме разными действиями и звуками, которые производит от полуночи до первых петухов - то есть до 4 часов утра. Приметы, связанные с домовым Дергает за волосы - к семейной ссоре. Стучит по трубе - к обидам. Гремит посудой - к пожару. Охает - к убыткам. [1, с.53] Также с нашим героем можно встретиться, прочитав литературные произведения: сказки Г.Х. Андерсена «Домовой и хозяйка», Н. Белостоцкой «Домовой у лавочника», В.Анютиной «Сказка о домовом Ивашке», сказочную повесть Т.И. Александровой «Домовёнок Кузя». Я составила сравнительную характеристику в таблице Автор, произведение.
Облик домового. Характер домового. + или - роль Г.Х.Андерсен «Домовой и хозяйка» Одет в серый балахон, красную шапку. Обидчивый (сердится на хозяйку, т.к. она не верит в его существование, не угощает кашей в Сочельник). Домовой творит пакости: раздувает огонь над пищей, делает дыры в чулках, открывает коту чулан, чтобы он слизал сметану. Наталия Белостоцкая«Домовой у лавочника»
Благодарный. Привязан к хозяину. В.Аношина «Сказка о домовом Ивашке». Небольшой человечек в допотопной рубашонке, портах. Проказник (клал монетки в пирожки, прятал вещи, разбавлял водою квас, путал пряжу). Бережёт от бед и барабашек. Т.И.Александрова «Домовёнок Кузя» Небольшой, лохматый, в красной рубашке. Дружелюбный, забавный, хозяйственный.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате моего исследования я сделала вывод о том, что домовой - добрый дух. Он представляется как хозяин, который оберегает дом, его трудолюбивых обитателей, домашних животных. Иногда он беззлобно, как ребёнок, проказничает, чтобы привлечь к себе внимание. Но он не любит нерадивого отношения к хозяйству, нерях и бездельников. В этом случае он вредит не только людям, но и животным. Из прочитанных мною произведений, я поняла, что авторы относятся к домовому с уважением, почтением, симпатией. Мне кажется, что это связано с тем, что издавна люди стремились расположить к себе домового, заручиться его поддержкой и помощью, задобрить, чтобы он был защитником их жилища, хозяйства. Домовой - мифологическое существо (чаще добрый дух), которое покровительствует дому, всем живущим в нём, следит за порядком и миром в семье; ухаживает за скотиной, оберегает её; своим поведением и внезапным появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. На Руси сложилось почтительное отношение к домовому, и это ярко выражено в том, как его величают: хозяин, хозяйнушко мохнатый, братанушка, дедушка- домовеюшка. Но присутствует двойственное отношение- как к духу предка ( положительное) и как к представителю нечистой силы(отрицательное). На уроках литературного чтения мы знакомимся только с мифами Древней Греции. Поэтому данная исследовательская работа может использоваться как на уроках литературного чтения, окружающего мира, так и на внеклассных мероприятиях.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Аникин В.П. "Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор" Изд.: Учпедгиз, 1957, 240с.. 2. Бутромеев В. "Мифы и легенды древних славян" М.:Вече, 2009 - 240 с., с.79

3. Википедия. wikipedia.

4. Власова М. "Русские суеверия, "Благовест" ООО, с.148.

5. Киреевский И.Р. Мифы древних славян, с. 85, 233 с.

6. Максимов С. "Нечистая сила"-Кемеровское кн. изд-во, 1991.-351 с.

7. Науменко Г.Н.."Мифы русского народа "АСТ, 2010 г., 160с.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка М.: "ОНИКС", 2003, 896 с. 9. Семенова М. "Мы - славяне!" СПб.:Азбука - Терра, 1997, 560 с. 10. Славянская мифология. -М. Изд. «Белый город»,2001. с. 30 11. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История-М.:ООО "Издательство", 1998, 512 с.

Литературные произведения:

1. Александрова Т.И. «Домовёнок Кузя».

2. Андерсен Г.Х. «Домовой и хозяйка».

3. Аношина В. «Сказка о домовом Ивашке».

4. Белостоцкая Н. «Домовой у лавочника».

















13


© 2010-2022