Урок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, я

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, яУрок литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе

УМК «Школа РОССИИ»


Тема

Гласные буквы Я, я

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления знаний учащихся о букве я, развития связной речи, памяти

Планируемые результаты

(предметные)

Уметь определять, когда буква Я будет обозначать 2 звука, а когда - 1. Характеризовать букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии; определять в схеме место буквы я; владеть навыками чтения слов, предложений и коротких текстов. Определять значение многозначных слов.

Личностные результаты Проявлять интерес к изучению темы, совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; логические - устанавливать соответствие между словами и рисунками, составлять схемы слов.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; работать в паре.

Основное содержание, понятия и термины

Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Предложение, рассказ, многозначные слова

Образовательные ресурсы

«Лента букв», интерактивная доска, презентация, карточки для работы в парах, демонстрационные схемы слов



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Средства

обучения

I. Мотивирование к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Кто из вас хочет стать умным человеком? Китайская пословица гласит, что стать умным можно тремя путями:

  1. Подражать (лёгкий путь)

  2. Приобретать опыт (самый трудный путь, т. к нужно много трудиться)

  3. Размышлять (благородный путь, возвышенный)

Каким путём пойдёте вы?

Тогда «Вперёд, к удаче».

Отвечают на вопросы, объясняют выбор пути

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Личностные: обучающиеся получают мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к изучению темы

Презентация


Слайд 1

II. Актуализация комплекса знаний.

На слайде буквы

а, о, я, е, ы, и, у

Что объединяет эти буквы?

На какие группы их можно разделить?

По какому признаку?

Выполняют упражнения под руководством учителя

Объединяют буквы по одному признаку. Делят гласные на группы по разным признакам. Находят 2 способа Предметные: анализируют объекты с целью выделения признаков.

Слайд 2

III. Постановка учебной задачи

Какую букву нужно поставить в словах?

Земл…, р..д, …рка…, м…мл… .

Определите тему урока.

Какие цели для себя поставите?

Кто такой мямля? (вялый нерешительный человек)

Хорошо ли быть мямлей?

Определяют тему урока, формулируют учебную задачу, объясняют значение слова мямля


Предметные: анализируют объекты с целью определения буквы Регулятивные: формулируют учебные задачи урока

Слайд 3

Сигнальные карточки

IV. Постановка каждым учеником прогностической оценки имеющихся знаний

Как вы считаете, все ли вы уже узнали и запомнили о букве я, оцените себя, покажите результат на графике.

Оценивают свои знания


1 2 3 Регулятивные: прогнозируют и оценивают свою деятельность.

График с магнитами

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Составление кластера

Выбрать нужное:

Обозначает гласный звук


Обозначает согласный звук


Безударный


Глухой


Показывает мягкость согласного


Показывает твёрдость согласного


Твёрдый


Слово


Образует слог


Обозначает звук [а]


Обозначает звуки [й'а]


Обозначает звук [и]


Буква


Ударный

  • Почему буква я особенная?

  • Что вы не знали о букве я?

  • Нам ещё предстоит узнать, когда буква я обозначает звук [и]

Выбирают нужное, делают вывод, что ещё не всё знают о букве Я Познавательные: выстраивают логическую цепочку рассуждений, осуществляют знаково-символические действия.

Регулятивные: определяют последовательность действий, отделяют знания от незнания Коммуникативные:

осуществляют учебное сотрудничество с учителем

Карточки для составления кластера

2. Уточнение оценки имеющихся знаний

-Изменилось ли сейчас ваше мнение по поводу знаний о букве я. Покажите на графике

Оценивают свои знания с учётом того, что ещё не всё знают о букве я, ставят задачу на перспективу Регулятивные: оценивают свои знания

Физминутка

VI. Обобщение и систематизация знаний

1.Работа в парах

  1. Определить количество букв и звуков в словах: яма, дятел

2. Раскрасить подходящую схему цветными карандашами (ящик)

Работают с карточками

Взаимопроверка Предметные: применяют на практике полученные знания Регулятивные: контролируют корректируют, осознают качество и уровень усвоения,

Коммуникативные: проявляют умения работать в паре

Карточки с заданиями

(прилож. 1)

2.Составление схемы слов, звуковой анализ

  • Составьте схему к слову мямля.

  • Что нужно изменить в схеме слова ящик, чтобы преобразовать её в схему слова мямля?

  • Сколько букв и сколько звуков в слове мямля? Почему?


  • Составьте схему к слову яркая

  • На слайде составлено 3 схемы к этому слову, определите, какая из них верная, почему?

  • Сколько букв и сколько звуков в слове яркая?

  • В словах мямля и яркая по 2 буквы я.

  • Почему в слове мямля одинаковое количество букв и звуков, а в слове яркая звуков на 2 больше?

Составляют схему и преобразовывают её в другую


Доказывают, почему в одном случае буква я обозначает 1 звук, а в другом - 2

Предметные: определяют, когда буква Я будет обозначать 2 звука, а когда - 1, определяют в схеме место буквы я, осуществляют знаково-символические действия. Коммуникативные: проявляют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Индивидуальные и демонстрационные схемы слов

Слайд 4

Сигнальные карточки

3.Работа с учебником

с. 117

  1. Прочитать слова в столбиках и определить, в каких из них буква я обозначает 1 звук, 2 звука

2.Чтение предложения.

  • Что такое просо?

3.Прочитать слова.

  • Что их объединяет?

  • Какова отличительная черта птиц?

  • Кого из птиц можно было ещё добавить?

  • Как зимой люди заботятся о птицах?

  • Почему зяблика так назвали?

Читают слова, поясняют, почему буква я может обозначать разное количество звуков

Объясняют значение слова

Применяют знания, полученные на уроке окружающего мира

Сообщает заранее подготовленный ученик

Предметные: характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии; определяют, когда буква Я будет обозначать 2 звука, а когда - 1, владеют навыками чтения слов, устанавливают соответствие между словами и рисунками

Слайд 5

Физминутка

4.Многозначные слова

с. 116

Расставьте карточки в порядке увеличения количества точек на карточке и прочитайте слово

к….

я.

ы…

з..

- Слово это необычное. У него много значений.

Какое значение слова вы можете назвать?

  • Орган, который находится во рту.

С помощью языка человек определяет вкус пищи.

  • При участии языка образуются звуки речи

  • Прочитать в учебнике, какое ещё значение имеет слово язык (иностранный, язык колокола, языки пламени.

  • В фильме о войне часто звучат фразы «захватили языка». Язык - это пленный человек, от которого можно узнать нужные сведения.

Слово язык - словарное, его написание нужно запомнить

Расставляют карточки, читают слово язык

Называют разные значения слова

Читают в учебнике предложения

Запоминают дополнительные сведения

Предметные: владеют навыками чтения слов, предложений. Определяют значение многозначных слов. Коммуникативные: проявляют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Карточки с буквами

5.Развитие речи.

Работа с фразеологическими оборотами

  • Какие выражения со словом язык вам знакомы ?

Как понимаете такие выражения:

  • прикусить язык

  • тянут за язык

  • вертится на языке

Когда их можно применить?

Составьте с ними предложения.

Называют выражения

( язык проглотил, распустил язык, язык заплетается)

Отвечают на вопрос, составляют предложения

Коммуникативные: осознают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной

Слайд 6

V. Рефлексия (подведение итогов урока) - Что запомнилось?

- Что вызвало затруднения? Почему?

- Чем же необычна буква я?

- Что о ней нам ещё предстоит узнать?

- Оцените смайликами свою работу на уроке

Отвечают на вопросы

Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке Регулятивные: оценивают свою деятельность.

Смайлики

Приложение 1

  1. Определи количество букв и звуков в словах.

яма 3 буквы, 4 звука

3 буквы, 3 звука

дятел 5 букв, 6 звуков

5 букв, 5 звуков



  1. Раскрась подходящую схему цветными карандашами

Урок обучения грамоте на тему Гласные буквы Я, я




© 2010-2022