Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (ФГОС - 2)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру (2 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, авторской программы А. А. Плешакова, планируемых результатов начального общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику 2 класса четырёхлетней начальной школы / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы./ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас - определитель для начальной школы / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение 2010.
  5. Плешаков А. А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Плешаков А. А. , Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов / А. А Плешаков, А. А. Румянцев. - М.: Просвещение, 2010.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса явля­ются: 1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

Общая характеристика курса Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита­на на 68ч (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса


• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



Планируемые результаты

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка*;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты
Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России - флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


Содержание курса (68 ч)

Раздел «Где мы живем?» (5 ч) Имя родной страны - Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия - многонациональная страна. Государственный язык. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. Вселенная. Звезды и планеты. Земля - одна из планет. Разнообразие стран и народов на Земле. Наша страна - одна из стран мира, родной дом многих народов. Разнообразие городов и сел России. Наш город (село), родной край - наша «малая родина».

Раздел «Природа» (19 ч) Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр - прибор для измерения температуры. Виды термометров. Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. Виды транспорта. Первоначальные представления об история развития транспорт Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России - Кунсткамера. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (правила перехода улицы, дорожные знаки, сигналы светофора, движение по загородной дороге). Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС). Правила безопасного поведения в быту. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных.

Раздел «Общение» (7 ч) Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых.Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте).

Раздел «Путешествия» (18 ч) Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. Ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам (практическая работа). Равнины и горы. Холмы и овраги. Эстетическое воздействие гор на человека. Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. Наблюдения над весенними явлениями природы. Весенние явления в неживой и живой природе. Физическая карта. Изображение территории России на карте. Отражение рельефа России на физической карте. Условные значки на карте. Москва - столица нашей Родины. История основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности Москвы. Московский Кремль и Красная площадь. План Кремля. Архитектурные памятники Кремля и Красной площади. Кремль - символ России. Санкт-Петербург - «северная столица» России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания. Старинные русские города, расположенные на Оке (Орел, Калуга, Таруса, Серпухов, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород). Приокско-Террасный заповедник. Карта мира. Материки (континенты) и океаны, их изображение на карте. Животный мир на материках (наиболее характерные представители). Материки. Их расположение на карте мира. Особенности: народонаселение, природные памятники, животный мир. Политическая карта, особенности ее цветового решения. Знакомство с некоторыми странами. Летние явления в неживой и живой природе. Эстетическое воздействие красоты животных на человека.



Тематическое планирование курса «Окружающий мир» во 2 классе


п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

Из них

проектов

Из них

тестов

Из них

практ.работ

Из них

экскурсий

1.

Где мы живём ?

4

1

1

-

-

2.

Природа.

20

1

1

4

1

3.

Жизнь города и села.

10

1

1

-

1

4.

Здоровье и безопасность.

9

-

1

1

-

5.

Общение.

7

1

1

-

-

6.

Путешествия.

18

2

1

1

1


Итого:

68

6

6

6

3

п/п

Дата проведен.

Тема урока

Содержание урока

Характеристика деятельности учащихся

План.

факт.

Раздел «Где мы живем?» (4ч)


1.































1.Родная страна. С.4-7
























Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны - Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия - многонациональная страна. Государственный язык.
















- понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; - различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; - анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими; - работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

2.




2.Город и село Проект «Родной город (село)». С.8-13



















Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село).














Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; - работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своем городе (селе) по плану; - работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры от сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; - рассказывать о своем доме по плану; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта; - подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей «малой родины»; - собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования; - оформлять стенд, мультимедийную презентацию; - проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; - ухаживать за памятниками; - помогать взрослым в благоустройстве; - проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей. - оценить свои достижения в реализации проекта.

3.


3.Природа и рукотворный мир. С.14-17 Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать объекты природы и предметы рукотворного мира; - работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради; - работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своем отношении к окружающему; - обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4.
















4.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». С.18-21 Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. - выполнять тестовые задания учебника; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Раздел «Природа» (20 ч)


5.



1.Неживая и живая природа Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; - классифицировать объекты природы по существенным признакам; - различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию; - приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях; - работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; - устанавливать связи между живой и неживой природой; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

6..



2.Явления природы. Пр.р. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха ,воды ,тела человека. С.28-31 Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр - прибор для измерения температуры. Виды термометров. -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; - приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; - анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; - рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; - практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

7.



3.Что такое погода. С.32-35 Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; - приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); - работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану; - сопоставлять научные и народные предсказания погоды; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. - работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.

8.



4.В гости к осени (экскурсия). Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. - понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить; - наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; - определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц еще можно наблюдать в природе); - оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

9.



5.В гости к осени (урок). С.36-39 Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); - сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека; - работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

10.



6.Звездное небо. С.40-43 Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак. - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - находить на рисунке знакомые созвездия; - сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; - моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; - знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; - работать со взрослыми: наблюдать звездное небо, находить на нем изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

11.



7.Заглянем в кладовые земли. Пр.р.Знакомство с горными породами и минералами. С.44-47 Горные породы и минералы. Гранит и его состав. - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; -практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; - различать горные породы и минералы; - работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них; - читать и обсуждать отрывок из книги А.Е.Ферсмана («Моя коллекция»); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

12.









8.Про воздух. С.48-51



Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; - работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; - описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности; - работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

13.



9.Про воду. С.52-55 Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.

14.



10.Какие бывают растения. С.56-59 Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - устанавливать по схеме различия между группами растений; - работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; - приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; - определять растения с помощью атласа-определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека; - работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

15.



11.Какие бывают животные. С.60-63 Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; - работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; - сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

16.



12.Невидимые нити. С.64-67 Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; - работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; - читать и обсуждать стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

17.



14.Дикорастущие и культурные растения. С.68-71 Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения , обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определенным признакам; - находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; - сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

18.



15.Дикие и домашние животные. С.72-75 Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе ними; - находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»; - сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

19.



16.Комнатные растения. Пр.р.Отработка приемов ухода за комнатными растениями. С.76-79 Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - узнавать комнатные растения на рисунках осуществлять самопроверку; - работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них; - оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; - практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

20.



17.Животные живого уголка. Пр.р. Отработка приемов ухода за животными живого уголка. С.80-83 Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними в своем доме; - работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; - рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; - практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

21.



17.Про кошек и собак. С.84-87 Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; - приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя; - обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; - работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

22.



18.Красная книга. С.88-91
Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; - работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану; - работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

23.



19.Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». С.92-97 Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; - знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; - читать и обсуждать рассказ Ю.Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта; - извлекать информацию из различных источников; - готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); - составлять собственную Красную книгу; - презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов; - оценивать свои достижения в выполнении проекта.

24.



20.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» С.98-102
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. - выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность-неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.


Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)


25.



1.Что такое экономика. С.104-107 Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; - работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения; - читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; - определять по фотографии деньги разных стран; - работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

26.



2.Из чего что сделано. 108-111 Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

27.



3. Как построить дом. С.112-115 Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; - работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своем городе (селе); - читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

28.



4.Какой бывает транспорт. С.116-119 Виды транспорта. Первоначальные представления об история развития транспорта. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида); - узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03; - работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

29.



5.Культура и образование. С.120-123 Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России - Кунсткамера. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать учреждения культуры и образования; узнавать их по фотографиям, - приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своем регионе; - извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников; - обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; - работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

30.



6.Все профессии важны. Проект «Профессии». С.124-129 Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; - работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; - обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; - читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределить обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал); - интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; - подбирать фотографии их семейных архивов; - составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; - собирать материал в «Большую книгу профессий». - презентовать работы; - оценивать результаты выполнения проекта.

31.



7.В гости к зиме (экскурсия). Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. - понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить; - наблюдать над зимними погодными явлениями; - обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; - исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; - определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»; - распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; - наблюдать поведение зимующих птиц; - формулировать выводы по материалу экскурсии; - оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии.

32.



8.В гости к зиме (урок). С.130-133 Зимние явления в неживой и живой природе. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведенными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; - формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; - обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; - работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

33.









9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». С.134-139
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.



- выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

34.



10.Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35.



1.Строение тела человека. С.4-7 Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека; - работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

36.



2.Если хочешь быть здоров. С.8-11 Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о своем режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; - обсуждать сбалансированное питание школьника; - работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; - формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; - демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

37.



3.Берегись автомобиля! С.12-13 Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (правила перехода улицы, дорожные знаки, сигналы светофора, движение по загородной дороге). - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию, выбирать из предложенных подходящий дорожный знак, объяснять свое решение; - работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; -выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; - моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; - формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку; - оценивать свои достижения на уроке.

38.



4.Школа пешехода. Пр.р.Отработка правил перехода улицы. С.14-17 Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС). - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; - практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

39.



5.Домашние опасности. С.18-21 Правила безопасного поведения в быту. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; - работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

40.



6.Пожар. С.22-25 Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать пожароопасные предметы (раскаленные предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); - запомнить правила предупреждения пожара; - моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС; - работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костер» в книге «Великан на поляне»; - работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

41.



7.На воде и в лесу. С.26-29 Правила безопасного поведения на воде и в лесу. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; - запомнить правила поведения во время купания; - работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; - находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»); - определять с помощью атласа- определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

42.



8.Опасные незнакомцы. С.30-35 Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать, потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; - моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС; - работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр; - работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

43.



9.Проверка себя и оценка своих достижений по разделу «Здоровье и безопасность». С.36-40 Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. - выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



Раздел «Общение» (7 ч)


44.



1.Наша дружная семья. С.42-45 Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. - понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; - формулировать понятие «культура общения»; - обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; - моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

45.



2.Проект «Родословная». С.46-47 Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
В ходе выполнения проекта дети учатся: - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; - отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате); - составлять родословное древо семьи; - презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; - оценивать свои достижения.

46.



3.В школе. С.48-51 Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о своем школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; - обсуждать вопрос о культуре общения в школе; - формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; - оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах; - моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

47.



4.Правила вежливости. С.52-55 Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; - формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; - моделировать ситуации общения в различных ситуациях; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

48.



5.Ты и твои друзья. С.56-59 Правила поведения в гостях. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; - обсуждать проблему подарка в день рождения друга; - обсуждать правила поведения за столом; - моделировать правила поведения за столом (практическая работа); - формулировать правила этикета в гостях; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

49.



6.Мы - зрители и пассажиры. С.60-63 Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте). - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

50.



7.Проверка себя и оценка своих достижений по разделу «Общение». С.64-69 Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. - выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Раздел «Путешествия» (18 ч)



51.



1.Посмотри вокруг. С.70-73 Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, показывающие линию горизонта; - освоить названия основных и промежуточных сторон горизонта; - моделировать стороны горизонта; - сопоставлять вид Земли с самолета (аэрофотосъемка) с видом Земли из космоса, показывающим шарообразность Земли; - актуализация знаний о форме Земли и глобусе как модели земного шара; - формулировать вывод о форме Земли; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

52.



2.Ориентирование на местности.. Пр.р.Приёмы ориентирования по компасу. С.74-75
Ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам (практическая работа). - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - моделировать ориентирование в городе (селе) по рисунку учебника; - рассказывать, что является ориентированием в своем городе (селе) по дороге в школу; - знакомиться с устройством компаса, научиться находить по компасу направление на север в ходе практической работы; - знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по густоте веток деревьев и камнях, по таянию снега на склонах оврага и т.д.; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

53



3.Ориентирование по солнцу и по местным природным признакам. С.76-77

54.



4.Формы земной поверхности. С.78-81 Равнины и горы. Холмы и овраги. Эстетическое воздействие гор на человека. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм рельефа; - анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе (физической карте); - сопоставлять признаки и составные части холма и горы, выявлять общее и отличия; - рассказывать о рельефе местности своего региона; - обсуждать эстетическое воздействие гор на человека по рассказу Н.И.Сладкова; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

55.



5.Водные богатства. С.82-83 Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать водоемы естественного и искусственного происхождения; определять водоемы по описанию; - работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; - обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К.Д.Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям); - работать со взрослыми: готовить фоторассказ на тему «Красота моря»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

56.



5.В гости к весне (экскурсия). Наблюдения над весенними явлениями природы. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением первоцветов, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; - оценивать свои достижения на экскурсии.

57.



7.В гости к весне (урок). С.86-89 Весенние явления в неживой и живой природе. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - опираясь на наблюдения во время экскурсии, характеризовать весенние явления в неживой природе; - определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» весенние первоцветы; - обсуждать материалы книги «Зелёные страницы» о первоцветах; - определять с помощью атласа-определителя насекомых, перелетных птиц, появляющихся весной; - характеризовать взаимосвязь весенних явлений в неживой и живой природе, моделировать эти взаимосвязи в виде схем; - заполнять «Научный дневник», отмечая весенние явления в природе; - составлять фотоальбом весенних пейзажей. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

58..



8.Россия на карте. С.90-95 Физическая карта. Изображение территории России на карте. Отражение рельефа России на физической карте. Условные значки на карте. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте стороны горизонта, границы России; - соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России; - анализировать цветовое выражение рельефа России на физической карте; - находить на физической карте России условные значки и соотносить их со значениями значков, данных в учебнике; - учиться правильно показывать объекты, работая у настенной карты; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

59..



9.Проект «Города России». С.96-97 Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
В ходе работы над проектом дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта; - в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; - составлять презентацию своего исследования, снабдив ее фотографиями (открытками, слайдами); - презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе); - оценивать достижения свои и товарищей; - оформлять стенд «Города России».

60.



10.Путешествие по Москве. С.98-101 Москва - столица нашей Родины. История основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности Москвы. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с их местоположением на плане города; - рассказывать о достопримечательностях Москвы по своим впечатлениям или фотографиям; - отличать герб Москвы от гербов других городов; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

61.



11.Московский Кремль. С.102-107 Московский Кремль и Красная площадь. План Кремля. Архитектурные памятники Кремля и Красной площади. Кремль - символ России. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - опознавать достопримечательности Кремля и соотносить их с местоположением на плане Кремля; - сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинках А.Васнецова; - рассказывать о памятниках Кремля и Красной площади по своим впечатлениям или по фотографиям в учебнике и рабочей тетради; - извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Кремля и Красной площади и готовить о них сообщения по предложенному плану. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

62.



12.Город на Неве. С.108-113 Санкт-Петербург - «северная столица» России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с их местоположением на карте города; - рассказывать о достопримечательностях Санкт-Петербурга по своим впечатлениям или по фотографиям учебника и рабочей тетради; - отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов, сходных с ним; - обсуждать рассказ «Петропавловская крепость»; - составлять план статьи об истории Медного всадника в виде вопросов к одноклассникам; - подготовить рассказы о достопримечательностях Санкт-Петербурга, используя дополнительную литературу. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

63.



13.Путешествие по планете. С.114-117 Карта мира. Материки (континенты) и океаны, их изображение на карте. Животный мир на материках (наиболее характерные представители). - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать на глобусе и карте изображения материков и океанов; - соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с их местоположением на карте мира; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

64.



14.Путешествие по материкам. С.118-123 Материки. Их расположение на карте мира. Особенности: народонаселение, природные памятники, животный мир. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить положение континентов на карте мира; - характеризовать особенности каждого из континентов; - соотносить иллюстрации учебника с текстом; -опознавать континент по словесному описанию; - пользуясь дополнительной литературой, подготовить сообщение об Антарктиде. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

65.



15.Страны мира. Проект «Страны мира». С.124-129 Политическая карта, особенности ее цветового решения. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить территорию России на политической карте мира и усвоить ее цветовое обозначение; - соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран (Франции, США, Китая, Индии, Японии, Венгрии) с местоположением этих стран на политической карте и цветовым обозначением; - находить на политической карте определенные страны (Канада, Бразилия, Ангола); - приводить примеры стран, расположенных на разных континентах, пользуясь политической картой мира; - пользуясь дополнительной литературой, определять, какой стране принадлежат флаги стран. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределить обязанности по выполнению проекта; - подготовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах; - подобрать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды). - презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций; - оценивать свои достижения в выполнении проекта.

66.



16.Впереди лето. С.130-133 Летние явления в неживой и живой природе. Эстетическое воздействие красоты животных на человека. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять цветущие летом травы, насекомых и животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; - обсуждать материалы книги «Великан на поляне» («Разговор в лесу»); - приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; - рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; - за лето подготовить фоторассказы «Красота лета», «Красота животных». - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

67.



17.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». С.134-139 Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. - выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

68.




18.Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. -выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения


  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику 2 класса четырёхлетней начальной школы / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы./ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас - определитель для начальной школы / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение 2010.
  5. Плешаков А. А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Плешаков А. А. , Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов / А. А Плешаков, А. А. Румянцев. - М.: Просвещение, 2010.

Печатные пособия

Плешаков А. А. Таблицы по окружающему миру. 1 класс

Технические средства обучения

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Игры и игрушки

Набор карандашей, красок, альбомов для рисования

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.



© 2010-2022