Планирование внеурочной деятельности на тему Народные промыслы1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



образовательная программа социального направления

внеурочной деятельности

кружок

«Народные промыслы»

Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС

учитель: Сереброва И.В.













Пояснительная записка Художественное образование в школе значительны и разнообразны. Цель кружка «Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры и художественного вкуса, развитие внутреннего мира, приобщение учащихся к исторической судьбе народа. Задачи:

  • воспитание интереса к народному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о народном искусстве: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности;

  • совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами

- учить анализировать окружающую среду, - воспитывать интерес и бережное отношение к народному творчеству, - познакомить учащихся с видами народного творчества, - обратить внимание на возможности использования изобразительно - выразительных средств фольклора, - создавать свои произведения. Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы: - лекции, - творческие задания, - практические работы, - самостоятельный поиск, - рисование иллюстраций и др.

Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов,блоков,тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

теория

практика

1 класс

1

Вводное занятие.

Знакомство с народными промыслами

1

1


Познакомить с новым видом декоративно - прикладного искусства. Учить составлять узор в полоске, украшая его кругами одного цвета, рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом. Развивать самостоятельность, аккуратность.

Воспитывать интерес и уважение к мастерам народных промыслов. Учить составлять узор в круге, выделяя новые элементы узора - кольцо и в середине круг, сочетания цветов, украшения черным цветом. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность.

Прививать интерес к русской культуре. Познакомить с дымковской игрушкой. Учить составлять узор на бумаге разной формы (квадрат, круг, розета, полоска), используя элементы росписи дымковских игрушек. Развивать творчество.

Воспитывать интерес к глиняной игрушке. Учить рисовать сказочный теремок, учить передавать форму дома (квадрат), крыши (треугольник). Учить украшать теремок элементами дымковской игрушки. Развивать воображение, самостоятельность. Познакомить с новым видом народно - прикладного искусства - филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти. Формировать понятие об особенностях узора: чередовании.

Развивать интерес к народному творчеству. Познакомить детей с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия. Развивать эстетическое восприятие прекрасного. Формировать умение находить сходства и отличия при сравнении игрушек.

Воспитывать интерес к глиняным и деревянным игрушкам

2-6

Народное искусство

5

2

3

7-9

«Узор в полосе»

3

1

2

10-12

«Узор на круге»

3

1

2

13-15

«У дымковской барышни новоселье»

3

1

2

16-18

«Сказочный теремок»

3

1

2

19-20

Узор в полосе «Дорожка»

2

1

1

21-25

«Филимоновские цветы»

5

2

3

26-28

«Укрась фартук для куклы, фигурку коровки или коня филимоновским узором»


3

1

2

29-32

Творческий проект

4

1

3

33 Выставка ( творческий отчёт)

1

1

3.Содержание программы

1 класс

Дымковская игрушка. Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно, украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество.

Филимоновская игрушка. Познакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.

Богородская игрушка. Познакомить с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.

Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.

Городецкая роспись. Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно, украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.

Гжельская роспись. Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.

Полхов-Майдан Познакомить с промыслом Полхов-Майдана. Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи.

4.Результаты реализации программы

Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения, народные рисунки).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека, народные традиции овладение элементарными навыками народного искусства.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии народного искусства.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, карандаш, фломастеры.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в народных промыслах. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Планируемый результат:

- более высокий уровень знаний, умений, навыков,

- участие в различных творческих конкурсах,

-встречи с художниками,

- иллюстрации.

5.Формы и виды контроля 1.Лекции, творческие задания, практические работы, самостоятельный поиск, рисование иллюстраций.

2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

3. Занятия по декоративному рисованию.

4. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

5. Выставки. На них могут быть представлены:

один подлинный предмет (например, дымковский конь);

предметы одного вида (дымковские игрушки, гжель);

предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

сравнение двух-трех видов.

6. Методические рекомендации

Включая во внеурочную деятельность занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с 1 по 4 класс. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В первом и втором классе необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В третьем и четвертом необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостов, гжель, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

упражнения в начале занятия с детьми 7-10 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

показ способов изображения новых элементов для детей 7-8 лет и наиболее сложных для детей 9-10 лет;

использование интерактивной доски для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...");

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Аникин В.П. Русский фольклор. - М., 1985г.

Журавлёв В.П. Звук и смысл. - М., 1991г.

Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.- М., 1989г.

Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы.- М., 1989г.

Орлова Л.Г. Использование элементов фольклора на уроках русского языка.- СПб., 1995г.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки /Составитель, автор вступительной статьи Круглов Ю.Г.- М., 1990г.

Русские народные сказки./Составитель Афанасьев А.Н.- М., 1979г.

Степных В.А. Использование пословиц, поговорок в учебном процессе // Н.Ш.1988г., №5.

Ушинский А.Д. Родное слово // Собрание сочинений - М., Л., 1949г.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / Составитель Новиков В.И. - М., 1987г.

Беспятова, Н.К. Программа педагога дополнительного образования/Н.К. Беспятова. - М.:2003.-171с.

Буйлова, Л.Н. Организация методической службы/ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева- М.: Владос, 2001.- 158с.

Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология/М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М, Орлова- М.: Учебное пособие., 2003.-512с.

Лукина, И.Н. «Курсовая работа по методике профессионального обучения/И.Н. Лукина.- Новосибирск, 2007.- 55с.

Каргина, З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования/З.А. Каргина. - М.: Школьная пресса, 2007.-95с.

2.Демонстрационный материал

- альбомы по народному творчеству,

- иллюстрации с изображением жостовских подносов,

- иллюстрации с изображением старинных построек,

- таблицы с элементами росписей,

- схемы поэтапного рисования различных видов росписей

-Подлинные народные игрушки - дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские и др. (по 1-2 каждого вида)

-Гжельские изделия (посуда, фигурки животных).

-Изделия мастеров Полхов - Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта).

-Предметы декоративно прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева.

3.Экранно-звуковые пособия.

-презентации.

-аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.

- видеофильм "Русские промыслы",

- слайды с изображением народных мастеров за работой;



© 2010-2022